Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для оценки когнитивной требовательности учебных задач по Д. Толлингеровои




1.0 Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных:

1.1 задачи по узнаванию

1.2 задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел. понятий

1.3 задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил

1.4 задачи по воспроизведению больших текстовых блоков. стихов, таблиц и т.п.

2.0 Задачи, требующие простых мыслительных операций с дан­ными:

2.1 задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание. простые исчисления и т.п)

2.2 задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление перечень и т.п.)

2.3 задачи по перечислению и описанию процессов и спо­собов действий

 

2.4 задачи по разбору и структуре (анализ и синтез)

2.5 задачи по сопоставлению и различению (сравнение v дискриминация)

2.6 задачи по распределению (категоризация и классификация)

2.7 задачи по выявлению взаимоотношений между фактам”' (причина следствие, цель.     

средство влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.)

2.8 задачи по абстракции, конкретизации и обобщению

2.9 решение несложных примеров (с неизвестными величи­нами и т.п.)

3.0 Задачи, требующие сложных мыслительных операций с дан­ными:

3.1 задачи по трансферу (трансляция, трансформация)

3.2 задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смыс­ла. значения, обоснование)

3.3 задачи по индукции

3.4 задачи по дедукции

3.5 задачи по доказательству, аргументации и проверке (ве­рификации)

3.6 задачи по оценке

4.0 Задачи, требующие сообщения данных:

4.1 задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.п.

4.2 задачи по разработке отчета, трактата, доклада и т.п.

4.3 самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.

5.0 Задачи, требующие творческого мышления:

5.1 задачи по практическому приложению

5.2 решение проблемных задач и ситуаций

5.3 постановка вопроса и формулировка задач или заданий

5.4 задачи по раскрытию на основании собственных наблю­дений (на сенсорной основе)

5.5 задачи по раскрытию на основании собственно размыш­лений (на рациональной

основе)

Таксация — обозначение задачи одним из чисел настоящей классификации

Индекс вариабельности задач — число подлинно встречающихся типов задач к числу возможных

Размещение в таксономии — запись частоты задач отдельного типа

Дидактическая ценность теста— проведение всех трех операций и сравнение с дидактическим замыслом учителя

 

 

2. Дополните начатые фразы так, чтобы возникли кон­кретные задачи по одному из предметов:

1.    Сколько

2.    Какой величины

3.    Как выражена формула для

4.    Как называется

5.    Какого размера

6.    Как сформулирован закон

7.    Что это

8.    Дайте дефиницию

9.    Установите, какого размера

10.  Опишите, из чего состоит

11.       Перечислите факторы

12.       Сделайте перечень всех

13. Опишите, как протекает

14. Скажите, как реализуется

15.  Какой применяется прием при

16. Произведите разбор

17.  Чем отличается

18.  Сопоставьте

19.  Определите совпадения и различия

20.  Как делится

21.  На основании чего делим

22.  Что случится, если

23.  Почему

24. Какое влияние на ... оказывает

25.  Чему служит

26. Какую функцию выполняет

27.  Каким способом

28.  Что является причиной

29. Обозначьте на схеме

30. Сделайте схематический набросок

31. Прочитайте диаграмму

32. По схеме опишите

33.  Объясните смысл

34. Объясните значение

35. Как вы понимаете

36. Почему вы думаете, что

37. Как вы понимаете, что

38. Что вы думаете произойдет, если

39. Даны .... Определите

40.  Докажите, что

41. Проверьте правильность

42.  Правильно, если

43. Сделайте краткую выписку из

44. Составьте обзор

45. Напишите краткое содержание

46   Разработайте отчет

47. Начертите

48. Напишите, как в практике применяется

49.  Приведите практический пример

50. Где мы в практике встречаемся

51. Обратите внимание на

52. Внимательно присмотритесь, что происходит,  когда

53. На основании собственного наблюдения

Вернитесь еще раз к сформулированным сейчас задачам v попытайтесь разделить их на три группы по сложности:

1 — легкие, 2 — средне сложные, 3 — трудные

 

3. Произведите таксацию следующих задач:

1. Дайте дефиницию понятия “гуманизм”.

2. Обсудите, повлияла ли промышленная революция первой половины XIX столетия также на уровень сельского хозяйства.

3. Как вы понимаете понятие “реформация”?

 

4. Нанесите на карту районы самых ожесточенных контрреформистских боев в Европе в XVI веке.

5. На практическом примере объясните трехполье.

6. Каковы были последствия татарских нашествий для восточной Европы?

7. Перечислите характерные черты романского стиля.

4. Задана следующая задача:

“Напишите, как в практике применяется. . .” Переработайте эту задачу в задачу типа:

1.1

2.5

2.7

3.1

3.2

5. Даны конкретные задачи. Подчеркните слова дейст­вия, по которым можете произвести таксацию:

1. Как выражена формула для напряжения по закону Ома?

2. Как мы должны изменить формулу для исчисления сопротив­ления, если мы хотим по нему вычислить величину тока?

3. Даны напряжение и ток. По какой формуле вычислим сопро­тивление?

4. Что произойдет с током в цепи. в которой сопротивление увеличилось в 2 раза. а напряжение не изменилось?

5. Оказывает последовательное включение батарей влияние на их напряжение? Какое?

6. Докажите, что одинаковые батареи, включенные параллельно. увеличат полный ток.

7. Как надо включить батареи, если мы хотим получить высокое напряжение и большой ток?

8. Что это значит, если я скажу, что две батареи включены последовательно?

9. Что такое предохранитель и какова его функция?

10. Четыре батареи, каждая с напряжением в 10 вольт, под­ключены параллельно к сопротивлению 40 Ом. Вычислите, какой величины ток будет протекать в этой цепи.

6. Произведите таксацию следующих задач:

1. Как можно было бы определить понятие ............

если мы знаем, что ........................

2. Оцените, правильно ли дана дефиниция понятия .......

3. Приведите дефиницию понятия .................

4. Как вы понимаете дефиницию понятия .............

5. Выразите дефиницию понятия с помощью формулы .....

6. Проиллюстрируйте дефиницию понятия на практическом примере ...............................

7. Какие функциональные отношения выражает дефиниция по­нятия .................................

8. Перечислите все основные данные, на которых основана дефиниция ..............................

 

7. Произведите таксацию следующих задач и исчислите индекс их вариабельности. Работайте, не дополняя за­дачи несокращенной формулировкой:

1. Перечислите

2. Определите, чем отличается

3. Что является причиной того. что

4. Что случится, если

5. На основании чего делим

6. Как делится

7. По заданной норме оцените

8. Установите размер

9. Опишите действия

10. Прочтите схему

8. Произведите графическую запись размещения задач из заданий б и 7 в таксономии:

9. Установите стимулирующую силу слов действия (т.е. сложность познавательных действий, вызываемых зада­чей) следующих учебных задач:

1. Перечислите

2. Определите, чем отличается

3. Что является причиной того, что

4. Что случится, если

5. На основании чего делим

6. Как делится

7. По заданной норме оцените

8. Установите размер

9. Опишите действия

10. Прочтите словами схему

 

10. Определите дидактическую ценность заданного ком­плекта учебных задач при условии, когда учитель стре­мится, чтобы учащиеся усвоили учебный материал, не просто запомнив его, но умея с его помощью проводить несложные сопоставления, обобщения, классификацию и т.д.

1. Перечислите возрастные периоды человека.

2. Объясните, в чем заключается неравномерность психического развития дошкольника.

3. В чем заключаются предпосылки для развития воображения и мышления ребенка?

4. Как сказывается влияние воспитания в развитии человека?

5. Опишите игрушки, способствующие развитию восприятия у детей раннего возраста.

6. Какие возрастные периоды зафиксированы в круговой диаг­рамме?

7. Объясните, что вы понимаете под возрастной периодизацией.

8. На прямой времени обозначьте периоды развития детской речи.

 

11. Путем более подробного анализа установите ди­дактическую ценность этого комплекта задач при усло­вии, что учитель хочет убедиться, умеют ли учащиеся обращаться с основными, ими уже пройденными поня­тиями:

1. Что влияет на развитие человека?

2. Какую функцию имеют внутренние условия воспитания?

3. Чем можно воздействовать на эффективность воспитания?

4. При каких условиях можно считать оказание взаимного влияния лиц воспитанием?

5. Каким способом можно выявить акселерацию в развитии человека?

6 Какие последствия влечет за собой переоценивание воспита­ния?

7. Почему необходимо в подготовке к учительской профессии изучать педагогику?

8. Что является причиной недооценивания педагогической теории в практике?

9. С помощью чего можно судить о влиянии воспитания на развитие общества?

 

12. Проследите, какой дидактический замысел пресле­довал учитель, подготовив для учащихся следующие задачи:

1. Приведите классификацию исследовательских методов.

2. Объясните смысл понятия “статистическая достоверность”.

3. Какие тесты используются для определения степени школьной зрелости?

4. Выразите формулой коэффициент вариабельности теста.

5. Почему вы считаете, что результаты тестов могут быть лишь одним из источников информации?

6. Составьте отчет о протекании эксперимента.

7. Приведите практический пример использования одного из исследовательских методов в школьной практике.

8. Как нам знание исследовательских методов помогает в со­ставлении комплексной характеристики учащегося?

9. Когда в школьной практике уместно использовать понятие “среднее арифметическое”?

10. Предложите исследовательский метод, с помощью которого можно было бы установить, у кого по физике глубже знания — у мальчиков или у девочек.

 

Литературные источники:

1. Д. Голоушова. Проблемные учебные задачи как предмет исследования. Соци­алистическая школа, 1982/83, № 3. стр. 130 — 131.

2. Д. Голоушова. Теория учебных задач. Учебный текст для подготовки учителей к новой концепции учебно-воспитательной работы в средних педагогических школах. Прага, ЦИППР 1983, стр. 62 — 88.

3. Д. Голоушова. Попытки когнитивной подготовки учащихся к решению учебных задач в трудах теоретиков учебных задач. Д. Толлингерова и сотр.: К теории учебных действий. Прага, ГПИ 1986, стр. 11 — 19.

4 Д. Голоушова. Статья к сравнительному анализу марксистских теорий учебных задач. Прага. ГПИ 1986, 117 стр.

5. Д. Голоушова. Подготовка учителей к составлению учебных задач. Доклад представлен на Х всемирном педагогическом конгрессе в Праге, август 1989.

6. Д Голоушова, Д. Толлингерова. Когнитивные упражнения. Текст для упражнений по выработке умения оценивать когнитивную сложность учебных задач. Прага, ЦИППР 1984.

7. Д. Толлингерова, А. Малах. Методы программирования. Градец Кралове, Пе­дагогический факультет 1973, 47 стр.

8. Д. Толлингерова. К психолого-педагогической теории учебных задач. Социали­стическая школа. 1976/77, № 4, стр. 156 — 160.

9. Д. Толлингерова. К теории учебных действий и их проектированию (1980 — 1985). Д. Толлингерова и сотр.: К теории учебных действий. Прага, ГПИ 1986. стр. 207 — 216.

10. Д. Вагла. Учебные задачи по географии и их системный анализ (кандидатская диссертация) Оломоуц 1978.

11. А. Вагла. Автоматическое генерирование учебных задач. (Итоговый отчет исследовательского задания VIII-2-13/3). Острава 1980.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...