Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МНОГОЗНАЧНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ
Гана Канторкова Идея моделирования педагогической реальности в чехословацкой педагогике не нова. В. Грулих еще в 1975 году констатировал: “Потребность модели в педагогике возникает тогда. когда по той или иной причине прямое изучение данного объекта оказывается нецелесообразным или невозможным”, (1. 225) Автор далее обращает внимание на то. что “модель не является изображением оригинала, ...а скорее средством получения новой информации (изображений) и специфическим инструментом опосредствованного изучения объекта действительности”. (1. 226) Педагогическую ситуацию можно представить как идейную или практическую модель и в этой форме преподносить студентам педагогических институтов.
Педагогическую ситуацию принятия решения можно определить как конкретный временной и пространственный относительно фиксированный сектор педагогической реальности, который выполняет функцию начального стимула для принятия решения студентами педагогических институтов. Педагогическая ситуация принятия решения является уникальной, но благодаря произведенной фиксации — повторимой. Ситуация содержит ряд характеристик (факторов, особенностей и т.п.), которые студент пединститута должен проанализировать, распознать, различить, классифицировать и т.д.. чтобы суметь в исходной ситуации сориентироваться в условиях принятия решения. Моделью педагогической ситуации может быть видеозапись или магнитофонная запись. Просмотр записей реальных педагогических ситуаций сам по себе. однако, не вызывает волевое измерение учебных действий студентов, то есть потребность самостоятельно принять решение в ситуации и ответственность за правильность принимаемого решения. На основании усвоения умения анализировать педагогическую ситуацию студент осознает в каких условиях может осуществляться принятие решения. Разница между принятием решения в затруднительном положении, в условиях стресса например, при общении с учащимися на уроках, и принятием решения в состоянии психического спокойствия, в условиях ком форта, например, в процессе подготовки к уроку, является для принятия решения учителем весьма существенной Другое существенное различие связано с распознаванием того. есть ли у меня достаточная информация для принятия решения и ситуация совершенно определенная или же необходимо будет информацию дополнить, то есть. что ситуация неопределенная. или же придется принимать решения без дополнительной информации с разной долей субъективного и объективного риска. Педагогические ситуации принятия решения бывают в преобладающем большинстве комплексными со сложной структурой каузально-финальных отношений. Для студента пединститута важно, что он осознает риск и последствия принятия решения при неопределенности. Осознание того, что для принятия решения недостаточно одного лишь имеющегося индивидуального опыта и что необходим новый инструмент для решения ситуации, может быть важным мотивирующим фактором для усвоения психолого-педагогической теории. Не менее важной характеристикой условий принятия решений в педагогических ситуациях является и то. что они предоставляют больше возможностей, разные альтернативы или варианты выбора решения. Сознание того, что “потребительная стоимость” отдельных выборов взаимно не исключается, означает, что можно выбирать без ограничений любую из возможностей. В случае, если “потребительная стоимость” отдельных выборов взаимно исключается, то тогда нужно решать конкретный конфликт. Осознание возможности противоположных решений педагогических ситуаций может вести студентов к чуткому выявлению конфликтности педагогической ситуации или же к предположению о ее будущем конфликтном характере. Условия принятия решения будут резко отличаться в зависимости от того, будут ли отдельные параметры педагогической ситуации постоянно изменяться или же будут неизменными. Изменчивость ситуации потребует и большей динамичности в принятии решений. Подробный анализ условий педагогического принятия решений, вытекающий из разбора конкретной педагогической ситуации, служит средством поиска ответа на следующий вопрос: “Как добиться, чтобы педагогическая ситуация развивалась по направлению к заранее установленным замыслам? С какой вероятностью можно предположить, что ожидаемые результаты принятия решений будут достигнуты”? Вмешательства в развитие педагогической ситуации будут зависеть не только от точности знания цели (целей), к которой педагогическая ситуация устремлена, но и от характера и знания критериев, по которым мы будем оценивать вмешательство в педагогические ситуации. Представление целей и критериев принятия решения является уже более или менее осознанной составной частью концепции обучения и воспитания студента пединститута, которая может, но не должна, учитывать общественно-исторические требования концепции воспитания и образования. Задача подготовки студентов пединститутов заключается в том. чтобы осуществить постепенную трансформацию требований теоретической концепции воспитания и обучения на уровень их субъективного восприятия и принятия решения. Разбором модели педагогической ситуации студент пединститута вскрывает условия принятия решения, чего, однако, для управления процессом принятия решения недостаточно. Модель решения педагогической ситуации должна быть с открытым концом, то есть должна не только допускать, но и побуждать к поиску возможностей другого решения. Такая модель могла бы выполнять различительную функцию, то есть вести студента пединститута к обоснованному выбору решения из нескольких возможных, как минимум двух, альтернатив. Чтобы изображение педагогической реальности могло оказать такое действие, должен быть заранее известен педагогический замысел, который будет в конкретной ситуации осуществляться. Прескриптивная модель педагогической ситуации должна носить форму педагогической задачи по принятию решения, другими словами, должно быть определено, какое решение должен уметь принять студент пединститута при данных условиях. Определение цели принимаемого решения никак не подсказывает студенту, каким должно быть это решение, а тем самым создаются условия для волевого подхода к разрешению задачи по принятию решения. Перед студентом, таким образом, открывается простор принятия решений для творческого подхода к выбору разных возможностей решения. Простором для принятия решения является набор всех возможных выборов и их сочетаний, которые могут быть заранее подготовлены. Учебные действия студентов пединститута направлены на осознание собственно траектории принятия решения, то есть пути, которым он проходит в просторе принятия решения. Совокупность правил, по которым траектория сознательно сконструирована, можно назвать стратегией педагогического принятия решений. Путем анализа принятия решений студентами пединститута при решении педагогической задачи по принятию решения можно диагностировать ряд элементов и правил. (См. приложение:Модель, стр. 5) Приведем наглядный пример диагноза из рабочей тетради для преподавания общей дидактики при подготовке учителей 1-ой ступени НШ (см. приложение, задача № 5).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |