Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МНОГОЗНАЧНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ




Гана Канторкова

Идея моделирования педагогической реальности в чехосло­вацкой педагогике не нова. В. Грулих еще в 1975 году конста­тировал: “Потребность модели в педагогике возникает тогда. когда по той или иной причине прямое изучение данного объекта оказывается нецелесообразным или невозможным”, (1. 225) Автор далее обращает внимание на то. что “модель не является изо­бражением оригинала, ...а скорее средством получения новой информации (изображений) и специфическим инструментом опос­редствованного изучения объекта действительности”. (1. 226)

Педагогическую ситуацию можно представить как идейную или практическую модель и в этой форме преподносить студентам педагогических институтов.

 

 

Педагогическую ситуацию принятия решения можно определить как конкретный временной и пространственный относи­тельно фиксированный сектор педагогической реальности, который выполняет функцию начального стимула для принятия решения сту­дентами педагогических институтов. Педагогическая ситуация приня­тия решения является уникальной, но благодаря произведенной фик­сации — повторимой. Ситуация содержит ряд характеристик (факторов, особенностей и т.п.), которые студент пединститута должен проанализировать, распознать, различить, классифицировать и т.д.. чтобы суметь в исходной ситуации сориентироваться в условиях принятия решения.

Моделью педагогической ситуации может быть видеозапись или магнитофонная запись. Просмотр записей реальных педа­гогических ситуаций сам по себе. однако, не вызывает волевое измерение учебных действий студентов, то есть потребность самостоятельно принять решение в ситуации и ответственность за правильность принимаемого решения.

На основании усвоения умения анализировать педагогиче­скую ситуацию студент осознает в каких условиях может осу­ществляться принятие решения. Разница между принятием ре­шения в затруднительном положении, в условиях стресса например, при общении с учащимися на уроках, и принятием решения в состоянии психического спокойствия, в условиях ком форта, например, в процессе подготовки к уроку, является для принятия решения учителем весьма существенной

Другое существенное различие связано с распознаванием того. есть ли у меня достаточная информация для принятия решения и ситуация совершенно определенная или же необхо­димо будет информацию дополнить, то есть. что ситуация не­определенная. или же придется принимать решения без допол­нительной информации с разной долей субъективного и объективного риска. Педагогические ситуации принятия решения бывают в преобладающем большинстве комплексными со слож­ной структурой каузально-финальных отношений. Для студента пединститута важно, что он осознает риск и последствия при­нятия решения при неопределенности. Осознание того, что для принятия решения недостаточно одного лишь имеющегося ин­дивидуального опыта и что необходим новый инструмент для решения ситуации, может быть важным мотивирующим фактором для усвоения психолого-педагогической теории.

Не менее важной характеристикой условий принятия решений в педагогических ситуациях является и то. что они предоставляют больше возможностей, разные альтернативы или варианты выбора решения.

Сознание того, что “потребительная стоимость” отдельных вы­боров взаимно не исключается, означает, что можно выбирать без ограничений любую из возможностей. В случае, если “потребитель­ная стоимость” отдельных выборов взаимно исключается, то тогда нужно решать конкретный конфликт. Осознание возможности про­тивоположных решений педагогических ситуаций может вести сту­дентов к чуткому выявлению конфликтности педагогической ситуации или же к предположению о ее будущем конфликтном характере.

Условия принятия решения будут резко отличаться в зависимости от того, будут ли отдельные параметры педагогической ситуации постоянно изменяться или же будут неизменными. Изменчивость ситуации потребует и большей динамичности в принятии решений.

Подробный анализ условий педагогического приня­тия решений, вытекающий из разбора конкретной педаго­гической ситуации, служит средством поиска ответа на следую­щий вопрос: “Как добиться, чтобы педагогическая ситуация развивалась по направлению к заранее установленным замыс­лам? С какой вероятностью можно предположить, что ожидаемые результаты принятия решений будут достигнуты”?

Вмешательства в развитие педагогической ситуации будут зависеть не только от точности знания цели (целей), к которой педагогическая ситуация устремлена, но и от характера и знания критериев, по которым мы будем оценивать вмешательство в педагогические ситуации.

Представление целей и критериев принятия решения является уже более или менее осознанной составной частью концепции обучения и воспитания студента пединститута, которая может, но не должна, учитывать общественно-исторические требования концепции воспитания и образования.

Задача подготовки студентов пединститутов заключается в том. чтобы осуществить постепенную трансформацию требований тео­ретической концепции воспитания и обучения на уровень их субъ­ективного восприятия и принятия решения. Разбором модели пе­дагогической ситуации студент пединститута вскрывает условия принятия решения, чего, однако, для управления процессом принятия решения недостаточно. Модель решения педагогиче­ской ситуации должна быть с открытым концом, то есть должна не только допускать, но и побуждать к поиску возможностей другого решения. Такая модель могла бы выполнять различительную фун­кцию, то есть вести студента пединститута к обоснованному выбору решения из нескольких возможных, как минимум двух, альтернатив. Чтобы изображение педагогической реальности могло оказать такое действие, должен быть заранее известен педагогический замысел, который будет в конкретной ситуации осуществляться. Прескриптивная модель педагогической ситуации должна но­сить форму педагогической задачи по принятию реше­ния, другими словами, должно быть определено, какое решение должен уметь принять студент пединститута при данных условиях. Определение цели принимаемого решения никак не подсказывает студенту, каким должно быть это решение, а тем самым создаются условия для волевого подхода к разрешению задачи по при­нятию решения.

Перед студентом, таким образом, открывается простор принятия решений для творческого подхода к выбору раз­ных возможностей решения. Простором для принятия решения является набор всех возможных выборов и их сочетаний, которые могут быть заранее подготовлены. Учебные действия студентов пединститута направлены на осознание собственно траекто­рии принятия решения, то есть пути, которым он про­ходит в просторе принятия решения.

Совокупность правил, по которым траектория созна­тельно сконструирована, можно назвать стратегией педа­гогического принятия решений.

Путем анализа принятия решений студентами пединститута при решении педагогической задачи по принятию решения мож­но диагностировать ряд элементов и правил. (См. приложение:Модель, стр. 5)

Приведем наглядный пример диагноза из рабочей тетради для преподавания общей дидактики при подготовке учителей 1-ой ступени НШ (см. приложение, задача № 5).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...