Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАДАННОЙ КОГНИТИВНОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ
Дана Толлингерова — Драгомира Голоушова Учебные задачи проходят через весь воспитательно-образовательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживают ход процесса учения, являются инструментом для выявления результатов учения. Посредством учебных задач объективные данные, содержащиеся в изложении учителя, в учебниках, наблюдаемые при опытах и практических занятиях, самостоятельно выведенные при решении проблемных ситуаций, преобразуются в субъективные знания учащихся. От учебных задач зависит и качество знаний, их постоянность, уровень обобщенности, возможность трансфера, практическая применимость и т.д. Вопреки тому, что учебные задачи представляют собой столь важную дидактическую категорию, их теория до сих пор еще не была достаточно проработана. Дидактика не предоставляет учителям соответствующую информацию ни для составления, ни для эффективного использования учебных задач. Студентов педагогических институтов не обучают тому, как составлять учебные задачи, внедрять их в процесс обучения и применять в качестве инструмента, позволяющего включать в действие и развивать познавательную активность учащихся. Студенты педагогических институтов не изучают также и аналитические методы, которые помогли бы им познать учебные задачи как с точки зрения их структуры, так и с точки зрения их психолого-педагогической сущности и дидактической функции. Часто случается, что целые группы учебных задач перенимаются без какой-либо обработки из учебника в учебник, их число бывает обычно случайным, а формулировки стереотипными. Большинство задач может решаться воспроизведением знаний. Но даже если задачи и активизируют познавательную деятельность учащихся, то это бывают большей частью простые мыслительные операции. Задачи, которые давали бы возможность творческого мышления и возбуждали самостоятельную познавательную активность учащихся. например, в виде решения проблемных ситуаций, наблюдаются редко. Также упорядочение задач по требовательности и сложности бывает в большинстве случаев интуитивным. Дидактическую действенность и влияние на формирование познавательных действий ослабляет и то. что задачи повторяются и бывают монотонными. В своем большинстве они требуют от учащихся только вербального ответа и лишь в значительно меньшей мере предусматривают и другие формы деятельности, например, чтобы они что-нибудь нашли, нарисовали, расставили, указали на карте и т.д. Большинство учебных задач ориентируется в основном на учебник. образуя с ним тем самым своего рода замкнутую систему. Лишь незначительная часть задач ведет учащихся к тому, чтобы они использовали дополнительные к учебнику источники, чтобы обобщили собственный опыт или результаты собственных наблюдений. В связи с вышеприведенными доводами и в соответствии с авторами , занимающимися теорией учебных задач, можно констатировать, что создались благоприятные условия для вступления в новый этап составления учебных задач, который можно обозначить понятием “проектирование”. Учитель должен сознательно и целеустремленно учиться составлять учебные задачи. как обучается и всем другим педагогическим умениям. Для выполнения этого требования был разработан проект по практической подготовке учителей к оценке когнитивной требовательности учебных задач и умению целенаправленно и намеренно составлять их. Система упражнений основана на решении проблемных задач, а в качестве пособия используется набор рабочих листов с заранее подготовленным заданием. Общее число задач составляет 12. Задачи подобраны так, чтобы они касались разных учебных предметов. Упражнения в целом рассчитаны на 60 минут, а если учащимся не хватает одного тренинга, подготовлены аналогичные рабочие листы для самостоятельных занятий. Во вступительной задаче № 1 мы предлагаем составить комплект из десяти задач по определенной, близкой учителю теме, так, как он бы это сделал, готовясь к уроку по своему предмету. Затем переходим к короткому объяснению понятий — учебная задача и операционный анализ учебной задачи. Далее слушателя знакомим с таксономией задач и четырьмя технологическими приемами, которые Д. Толлингерова разработала с целью использования этой таксономии для оценки когнитивной требовательности учебных задач (таксация. исчисление индекса вариабельности. определение операционного состава решения учебных задач и их дидактической ценности). Этим теоретическое изложение завершается и переходим к практическому обучению — упражнениям. Содержание второго листа направлено на объяснение понятия “слово действия”. Слушатели учатся на конкретных учебных задачах находить те формулировки, которые являются носителями когнитивной требовательности учебных задач, а тем самым и активизации когнитивных действий учащихся. Для выполнения этой задачи подготовлены 53 неполные формулировки, отвечающие 5 категориям и 27 подкатегориям упомянутой выше таксономии. Содержание третьего листа направлено на усвоение понятия “таксация учебных задач” и включает упражнения по ее практическому проведению на комплекте семи учебных задач. Решение задачи заключается в том, что учителя выделяя в формулировке заданных учебных задач слова действия, соотнесут по их смыслу с числом из десятичной классификации в таксономии и тем самым определят их когнитивную требовательность. Это понятие затем практически прорабатываем в других взаимосвязях в листах задания №№ 4.5 и 6. Учащиеся при этом учатся понимать, что в отношении требовательности учебной задачи и уровня активности учащихся в процессе обучения, помимо учебного материала, решающей является та когнитивная операция, которую учащийся должен по требованию задачи с этим учебным материалом произвести. Начиная с седьмого листа, слушатель знакомится с понятием “индекс вариабельности учебных задач” и учится этот индекс. во-первых, выражать в числах, а, во-вторых, изображать графически. Здесь он уже работает исключительно со словами действия, а не с полной формулировкой учебных задач так, как мы его этому обучили в предшествующем шестом упражнении. С девятой задачи слушатели учатся работать со всеми этими показателями одновременно, а именно — в трех направлениях: — учатся определять стимулирующую силу конкретных учебных задач, то есть их способность вызвать у учащихся именно ту когнитивную операцию (сопоставление, анализ, дескрипцию, верификацию и т.п.), в которой мы заинтересованы; — устанавливать дидактическую ценность конкретных учебных задач, то есть их способность выявить, в какой мере была достигнута именно та дидактическая цель, которую преследовал учитель, готовясь к уроку, или составитель учебных задач в учебнике: — намеренно составлять задачи по заранее заданным показателям их когнитивной требовательности. В заключение вернемся к листу № 1 с просьбой исправить их первоначальное предложение так. чтобы этот перечень задач имел все требуемые параметры. Таким образом, слушатели на собственном опыте убедятся, что интуитивное составление учебных задач является непродуктивным, приводит к монотонности, к упрощенным мыслительным операциям учащихся и к возникновению противоречий с заданными учебными целями. Одновременно они осознают и то, что осмысленному и целеустремленному составлению учебных задач необходимо учиться, как обучаются всем другим педагогическим умениям. 1. Напишите 10 задач, которые бы вы задали учащимся (тематический блок можете выбрать по своему усмотрению). Учебный предмет: Тематический блок: Задачи:
ТАКСОНОМИЯ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |