Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура органов местного самоуправления
Общие принципы внутренней организации местного самоуправления. Внутренняя организация системы органов местного самоуправления в целом определяется тремя основными моментами:
На выбор той или иной структуры местного самоуправления оказывает влияние целый ряд факторов, главными из которых являются следующие:
-----348----- Поскольку сочетание всех этих факторов является уникальным для каждой отдельной страны, постольку в мире практически не существует абсолютно идентичных систем местного самоуправления. Тем не менее есть определенные общие закономерности, присущие демократической организации местного самоуправления. Обязательным элементом любой системы местного самоуправления западноевропейской страны является ключевое положение избираемого прямым всеобщим голосованием местного совета. В самом общем виде сущность деятельности советов может быть охарактеризована тремя основными моментами:
Являясь обязательным и центральным звеном системы местного самоуправления, ядром и символом местной демократии, советы в разных странах тем не менее имеют различную реальную власть, которая так же, как и характер их политической деятельности, определяется, с одной стороны, общим статусом местного самоуправления в той или иной стране, а с другой стороны, реальным распределением функций между ними и органами исполнительной власти. В самом общем плане это распределение функций основывается на различении двух основных ролей в политико-административном процессе:
Исходя из этого, наиболее серьезные различия в структуре местного самоуправления касаются следующих моментов:
Исходя из этих фундаментальных различий, мы можем говорить о принадлежности (по крайней мере о тяготении) структуры местного самоуправления конкретной страны к одной из четырех базовых моделей или нескольким, если речь идет о федеративном государстве, Базовые модели организационных структур местного самоуправления: модель «совет — система комитетов». Деятельность совета по различным направлениям осуществляется главным образом комитетами совета, располагающими значительными делегированными полномочиями. Глава администрации является лишь руководителем оплачиваемого чиновничьего аппарата, «первым среди равных», менеджером и полностью зависит от совета. Обычно в этом варианте существует сильный политический комитет и финансовый комитет совета, а также команда административного управления, состоящая из высших чиновников. К преимуществам модели «совет— система комитетов» относятся:
Среди недостатков данной модели можно выделить следующие:
Модель «управляющего (исполнительного) комитета». Совет назначает из своего состава небольшой управляющий (исполнительный) комитет, который функционирует как коллективный глава исполнительной власти. Члены комитета могут нести исполнительную ответственность за определенные департаменты и службы. Управляющий комитет функционирует при постоянной поддержке со стороны главы администрации, который в данном варианте располагает более сильными властными полномочиями при большем делегировании полномочий чиновникам. К преимуществам модели «управляющего (исполнительного) комитета» относятся:
К недостаткам данной модели можно отнести следующие:
Кроме того, этой модели присущи те же слабости, что и модели «совет— система комитетов», поскольку политические способности и способность управлять департаментом, конкретной службой далеко не всегда присущи одному человеку, отсюда нередко чисто менеджерские просчеты. Модель «совет — менеджер». Избираемый жителями совет (обычно небольшой по численности), возглавляемый мэром, или председателем, отвечает перед гражданами за все аспекты городского управления, формально обладая всеобъемлющей законодательной, политической властью. Однако он заседает нечасто и ограничивается утверждением бюджета, определением основных политических приоритетов и т.п. Комитеты совета носят чисто консультативный характер. Совет назначает (и может в любое время сместить) профессионального менеджера в качестве руководителя с широкими делегированными исполнительными полномочиями. К преимуществам модели «совет — менеджер» относятся:
Модель «сильного мэра». Мэр как политический глава исполнительной власти избирается либо советом, либо прямым голосованием всех жителей отдельно от совета. Совет обладает законодательной властью, совещательными функциями, а также играет решающую роль в утверждении бюджета. В принципе заседания совета, его функции и комитеты аналогичны существующим при модели «совет — менеджер». Однако в этом случае мэр имеет отдельные, четко обозначенные исполнительные полномочия (в том числе по кадровым назначениям) и не находится под прямым контролем совета. К преимуществам модели «сильного мэра» относятся:
Среди недостатков данной модели можно отметить следующие:
Одной из модификаций этой модели может быть наличие права у центра смещать мэра. Рассматривая типичные модели внутренней структуры органов местного самоуправления, следует подчеркнуть, что они отражают только самые общие черты, свойственные определенным группам стран. Реальность же каждой отдельной взятой страны гораздо богаче представленной схемы и в значительной степени отражает ее специфическую политическую культуру. Поиск оптимальной организационной структуры местного самоуправления, отвечающей как критериям местной демократии, так и управленческой целесообразности, продолжает находиться в центре внимания даже в тех странах, где демократические традиции очень сильны. Рост местной бюрократии, вызванный передачей на места (начиная с 60-х годов) ряда новых функций и расширением старых, значительно усложнил для местных политиков задачу осуществления политического контроля над местной администрацией. Традиционные модели демократического контроля оказались во многих случаях малодейственными — отсюда возникла необходимость поиска новых форм организации исполнительной власти. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |