Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы и модели взаимоотношений между местным самоуправлением и демократическим государством
Автономия местного самоуправления. Органы местного самоуправления имеют принципиально иную природу и значение, чем институты государственной власти, и более тяготеют к гражданскому обществу. Они не являются субъектами государственной власти, а входят в группу субъектов общественной власти. Власть трех ветвей государства распространяется на гражданское общество лишь постольку, поскольку происходит установление и защита правовых норм, обеспечивающих функционирование этого общества. Местом же реализации решений органов местного самоуправления, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Вместе с тем, очевидно, что оба вида власти имеют много общего. Местная власть, как и центральная, носит публичный характер, выполняет общие цели (управление делами государства и общества), близка к государственным институтам в методах реализации социальных задач. Самоуправленческие и государст-веннические начала совмещаются в едином институционально-нормативном комплексе публичной власти и соучаствуют (при явном доминировании государства) в реализации публично-властных полномочий. Симбиоз этих двух начал порождает ряд промежуточных и смешанных форм и отражается на вертикальном распределении объема суверенитета государства. Он ведет к тому, что основные публично-властные прерогативы государства— законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность, фискальные и правоохранительные функции и др. — неравномерно концентрируются на различных уровнях управления. В этих условиях проблема взаимоотношений с органами государственной власти, прежде всего центральными и (там, где они существуют) региональными, является ключевой для определения той роли, которую играет местное самоуправление в политической системе общества, в системе разделения властей. В связи с этим, как правило, и возникает вопрос об автономии местного самоуправления. В принципе автономия местного самоуправления всегда относительна, поскольку для нее характерно наличие двух типов ограничений: во-первых, экономические и социальные ограничения, во-вторых, ограничения верхних уровней управления. Экономические и социальные ограничения мотивируются следующими причинами:
Основные модели взаимоотношений между центром и местным самоуправлением. Давая общую оценку отношениям между органами государственной власти и местным самоуправлением, можно говорить о существовании трех основных моделей этих взаимоотношений. Модель относительной автономии. Эта модель предоставляет независимость органам местного самоуправления, не отрицая в то же время реальности существования общенационального государства. Акцент делается на предоставление свободы действия местным властям в четко определенных рамках прав и обязанностей. Поэтому отношения между центром и местным самоуправлением в значительной степени определяются законодательством. Контроль носит ограниченный характер. Местные власти получают большую часть своих доходов через прямое налогообложение. В рамках этой модели органы местного самоуправления могут проводить политику, аналогичную или отличающуюся от политики центрального правительства. Модель агентств. В рамках этой модели органы местного самоуправления рассматриваются главным образом в качестве своего рода агентств, проводящих политику центра. Это обеспечивается детальной спецификацией в законодательстве, развитием соответствующей системы правил и регулирования, а также организацией контроля. В этом случае нет необходимости или оснований для введения существенного местного налогообложения. Основу доходов местных властей составляют субсидии центра и другие неместные источники финансирования. Ситуация во взаимоотношениях органов местного самоуправления с органами государственной власти ни одной из стран не может быть полностью описана в рамках одной модели. Можно говорить лишь о доминирующих тенденциях. И тогда, скажем, для Скандинавии и Германии ближе будет модель относительной автономии, для Великобритании — модель агентств, а для Франции — модель взаимодействия. В то же время необходимо учитывать и ряд других моментов в отношениях между центром и органами местного самоуправления. Например, осуществляется контроль и представительство органов местного самоуправления на уровне центрального правительства одним министерством или несколькими. В целом, рассматривая эволюцию отношений между органами государственной власти и местным самоуправлением, необходимо отметить, что по мере того, как органы местного самоуправления стали все больше выступать в роли важного партнера государства в предоставлении гражданам широкого спектра услуг, в первую очередь социальных, обострялась практически общая для всех центральных правительств проблема дефицита контроля. С целью сокращения до минимума этого «дефицита» центральные правительства ряда государств (в частности— западноевропейских) пошли на существенные изменения отношений между различными уровнями управления. Основными стратегиями были следующие.
В целом может создаться впечатление, что идет процесс расширения сферы влияния государства путем превращения органов местного самоуправления в своих агентов. Однако правильнее было бы говорить не о растущей подчиненности местных властей центру, а о возрастающем партнерстве различных уровней общественного управления. Эти отношения партнерства являются прежде всего отражением все более очевидной недостаточности руководства, управления и контроля со стороны центра. Политики на всех уровнях управления все в большей степени начинают осознавать, что традиционные методы решения социальных проблем общества в регулятивной и стандартизированной манере, полагающейся на жесткие рамки планирования, приказов и ограничений, все в меньшей мере срабатывают на практике. Меняются законы политической игры. В нее вовлекаются все новые действующие лица, представляющие интересы специфических групп, соответственно меняются и формы политического сочленения. Идет адаптация процесса практической реализации государственной политики к этому, его более быстрое адекватное реагирование на широкий спектр действующих по горизонтали и вертикали политиков и стоящих за ними групп интересов. Соответственно количественная политика все в большей степени дополняется политикой качественной: мотивация, коммуникация, принятие решений и диалог становятся ключевыми в современных дискуссиях, все более явным становится стремление к достижению консенсуса. Именно в этом контексте и происходят существенные изменения между центральными, региональными и местными органами власти. Отношения субординации, подчинения, иерархического распределения функций становятся все более проблематичными. Новые требования к коммуникации и сотрудничеству изменили привычные пути определения политики в отношении различных уровней управления. Несмотря на ограниченный масштаб действий, органы местного самоуправления имеют достаточно прочное положение как агент осуществления координации, интеграции и даже инновации и играют все более важную роль в определении общенациональной политики и решения общенациональных проблем. Реализация определяемой государством политики, которая, на первый взгляд, приговаривает местное самоуправление к выполнению поставленных сверху задач, в действительности несет в себе значительный потенциал инициатив. Связано это прежде всего с тем, что органы местного самоуправления должны адаптировать предоставляемые ими услуги таким образом, чтобы они соот- ветствовали весьма сложному комплексу местных условий, а это требует значительной свободы действий. Местное самоуправление берет на себя также определенные координирующие функции, так как обладает преимуществом прямого доступа к житрлям-потребителям его услуг и, таким образом, помогает преодолеть административную инерцию и усилить потребительскую направленность общественного сектора. Происходит также существенное изменение политической роли местного самоуправления, выступающего в роли интегратора различных политических ценностей и общественных отношений. Органы местного самоуправления все чаще выступают и в роли политического инноватора, особенно в городах, являющихся центрами политического, административного, экономического и культурного развития. Особенно отчетливо это проявляется в сфере экономического развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |