Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные проблемы управления крупнейшими системами расселения: агломерациями и мегаполисами
Первая из этих проблем — тесная взаимосвязь систем расселения между собой в рамках всемирной системы городов и их стремление обрести определенную автономию внутри систем более высокого порядка прежде всего национальных государств. Обе тенденции относятся к разряду абсолютно естественных и неизбежных, так как значение данных городских систем далеко выходит за пределы отдельного государства (такие города, как Лондон, Париж, Берлин, Токио, Нью-Йорк, Москва, Петербург, оказывают достаточно сильное влияние на мировые экономические, политические, социальные, культурные процесса), а также, безусловно, не укладывается в обычные рамки процесса МСУ. Структурная и функциональная специфика этих систем требует их вычленения из стандартных процессов государственного и муниципального управления путем формирования достаточной для их автономизации законодательной базы, создания финансовой основы их развития, а также четкого разграничения предметов ведения, функций и компетенции между органами государственного управления (в любом варианте — как федеративном, так и унитарном) и органами управления собственно городской системой любого масштаба (агломерация, мегаполис). Дисфункции в данном процессе можно иллюстрировать на многочисленных примерах. Принятие закона «Об основных принципах организации МСУ в РФ» без учета специфики двух крупнейших российских городов привело к созданию в них систем МСУ, которые не могут быть признаны не только эффективными, но и жизнеспособными. Федеральная власть в данном случае не только не способствовала повышению степени управляемости городов, но и в значительной степени снизила ее. Внесение в закон положения о самостоятельном регулировании этих вопросов самими субъектами федерации Москвой и С.-Петербургом, возможно, позволило бы найти более рациональные варианты. Баланс между управлением со стороны государства и самоуправлением городской системы ищут на протяжении всего XX в. в Лондоне, где очень многие городские проблемы в настоящее время регулируются и решаются правительством Великобритании, что не дает достаточной эффективности, по мнению как многих специалистов, так и жителей города. «В 1985 г. правительство консерваторов разрушило Совет Большого Лондона, вместо того, чтобы попытаться провести реформу системы управления городом. Это было актом мести по чисто политическим мотивам. Компетенцию Совет Большого Лондона делят сегодня между собой 5 министерств, 33 района города, город Лондон и ровно 60 различных комитетов и прочих организаций. Лондон, самый большой город Европы, не имеет работоспособного органа стратегического планирования» (Rogers, 1999, 247). Степень автономии крупной и крупнейшей городской системы внутри системы более высокого порядка может и должна определяться только исходя из интересов города и его жителей. В данном случае, как и во всем демократическом процессе управления, базовым должен стать принцип субсидиарности: проблемы, которые могут быть решены самим городом, должны решаться им самостоятельно, и только в случае, когда органы управления городом обращаются за помощью и поддержкой, в процесс управления городской системой должно вмешиваться государство. Такое вмешательство может осуществляться и в связи с обращением горожан, не удовлетворенных деятельностью городских властей. 1. В федеративных государствах крупнейшим городам присваивается статус субъекта федерации, т.е. создаются государственно-территориальные образования, по объему компетенции приравниваемые к остальным субъектам федерации. По отношению к ним часто используется термин город-государство. Некоторые из этих городов продолжают таким образом историческую традицию «вольных городов», что отражает и их официальное название, например Вольный Ганзейский город Гамбург. В ряде случаев присвоение данного статуса связано с политическими причинами: например, Берлин стал городом-государством в результате его особого международного экстерриториального статуса после второй мировой войны, а Брюссель получил права одного из трех регионов Бельгии в результате сложного и длительного процесса перехода государства от унитарной к федеративной форме государственного устройства. Его статус отражает прежде всего наличие в составе населения города представителей всех трех языковых групп, а также всех четырех национально-культурных сообществ, проживающих на территории страны. Приведенные примеры свидетельствуют о достаточно высокой степени сложности процесса формирования отношений между федеративным государством и его крупнейшими городами. 2. Достаточно широко распространен также вариант выделения крупных и крупнейших городов в административные округа (как в унитарных, так и в федеративных государствах), где процесс управления городской системой протекает в рамках деконцентрации процесса управления: все решения, касающиеся городской системы, ее функционирования и развития, принимаются органами государственного управления и лишь реализуются непосредственно управленческой подсистемой самого города. В данном случае городская система не имеет даже относительной автономии в рамках системы более высокого порядка. Такой тип взаимоотношений характерен как для развитых демократий (примером может служить столица США Вашингтон), так и крупнейших городов развивающихся стран, таких как столицы государств Латинской Америки. 3. Во многих странах крупнейшие города пытаются включить тем или иным образом в структуру системы местного самоуправления, в результате чего создаются различные пересечения собственно муници-паль!ного, надмуниципального, а также государственного уровня управления (особенно в федеративных государствах, где это затрагивает иногда несколько субъектов федерации одновременно). Однако при таком варианте относительная автономия городской системы сохраняется до определенного предела, что обеспечивает соблюдение принципа субсидиарности, как правило, в усеченном виде. Обычно целостность такой системы проявляется наиболее отчетливо в процессе стратегического планирования. Среди наиболее ярких примеров подобного рода можно привести длительное существование Лондона в качестве графства (над-муниципальный уровень в системе МСУ); Парижскую агломерацию, границы которой практически совпадают с границами департамента (административное членение) в рамках одного из регионов Франции (децентрализованный уровень государственного управления, который все чаще трактуется как элемент системы МСУ). К категории такого смешанного типа взаимосвязей города и государственной системы или одной из подсистем государства относятся и взаимоотношения крупнейшего города США Нью-Йорка с различными штатами и элементами их систем МСУ. В настоящее время существуют следующие системы различного масштаба с аналогичным названием:
Приведенный последним пример является также яркой иллюстрацией еще одной чрезвычайно острой для городских систем проблемы: определения границ системы и отграничение ее, таким образом, от окружающих ее систем (других субъектов федерации, образований надмуниципального уровня, муниципалитетов, непосредственно примыкающих к территории города, постепенно вовлекаемых в процесс агломери-рования и часто активно сопротивляющихся этому). При определении границ городской системы необходимо учитывать, с одной стороны, экономические и географические факторы, а с другой стороны, политические характеристики данной системы: степень ее автономности (см, пункты 1,2), особенности модели МСУ в данном государстве и баланс политических сил как внутри системы, так и в ее внешней политико-административной среде. Многие мегаполисы и агломерации стоят перед дилеммой: расширять территорию за счет включения в нее новых элементов или пытаться строить взаимоотношения с прилегающими территориями на какой-либо иной основе. Так, в 1995 г. временной, как считают специалисты, неудачей закончился процесс объединения Берлина, новой столицы объединенной Германии, с расположенной вокруг нее землей Бранденбург. В случае такого объединения крупнейший город Германии получил бы дополнительное пространство для расширения и развития, прежде всего экономического, хотя в результате он утратил бы также свой статус города-государства, став образованием надмуниципального уровня (город на правах земельного района), что могло в значительной степени нормализовать процесс управления городской системой, привести к сокращению численности управленческого аппарата, так как вместо двух земель должна бала быть сформирована одна. Процесс интеграции городской системы с окружающим ее непосредственно регионом объективно, как правило, оказывает позитивное влияние на ее развитие и функционирование. Однако непосредственное расширение территории города связано и с многочисленными проблемами: удлинение всех сетей и коммуникаций, транспортных магистралей, необходимость повышения скорости движения по ним и т.д. Процесс «расползания» городов многие специалисты рассматривают как негативное явление, снижающее степень управляемости системы, усложняющее ее структуру, нарушающее восприятие городского сообщества как единого целого. В современных условиях (интенсивный процесс агломерирования и формирования мегаполисов в регионах с высокой степенью урбанизации) расширение территории городов и увеличение масштабов городских систем в целом неизбежно. Известный австрийский архитектор, ученый и общественный деятель В. Кайнрат отмечал в своей статье «Противопоставление города и его сельского окружения» в 1977 г. необходимость сбалансированного развития города как пространственной структуры, описывал процесс взаимопроникновения двух систем, города и его непосредственного окружения, а также постепенного превращения современных городов в системы, состоящие из множества «полос» или «лент», формирующихся вдоль наиболее эффективных транспортных магистралей, рек, иных водных пространств, представляющих собой оптимальное соединение элементов в полицентрическую систему с необходимыми инфраструктурными узлами, всеми характеристиками урбанизированного пространства и проникающими в городскую среду элементами окружающей его сельской территории, с одновременным проникновением элементов городской инфраструктуры и городского образа жизни глубоко в ткань сельской территории далеко за административными границами города. планирование и организация городского пространства в совершенно новых условиях, что потребует в первую очередь выполнения ряда основных принципов управления большими системами, свойства которых никогда не могут быть сведены лишь к сумме свойств составляющих их элементов. Возникнет необходимость создания гибкой, сверхадаптивной системы управления, которая была бы в состоянии реагировать на изменения в каждом из элементов системы, одновременно учитывая то обстоятельство, что любое воздействие на один из элементов может вызывать самые различные изменения и в других ее элементах. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |