Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления региональной политики




Под региональной политикой обычно понимается особый вид госу­дарственной политики по регулированию экономического, социального, этнополитического, экологического развития страны в пространствен­ном (региональном) аспекте. При этом представляется целесообразным различать государственную региональную политику, проводимую цен­тральными (федеральными) органами государственной власти в отно­шении регионов, и собственно региональную политику, проводимую органами управления регионов в отношении территорий, которые нахо­дятся под их юрисдикцией.

При определении основных направлений региональной политики западные специалисты в первую очередь обращают внимание на состав и причины территориального (регионального) неравенства. К ним чаще всего относят такие характеристики, как:

  • • масштабы, качества и направления использования природно-ресурсного потенциала (его влияние может быть разноплановым);
  • • периферийное положение региона, его отдаленность от основных центров производства и потребления (влияние на величину транспорт­ных расходов, масштабы внутрирегионалъных и межрегиональных свя­зей);
  • • несовершенство структуры производства, связанное с технологи­ческой и организационной отсталостью, запаздыванием «инновацион­ных вливаний»;
  • • агломерационные преимущества (большое пересечение в регионе межотраслевых связей) и агломерационные недостатки (перенаселение регионов);
  • • политические факторы, формы общей и региональной поли­тики;
  • • социально-культурные факторы (степень образованности населе­ния, наличие научных, учебных и культурных центров и т.д.);
  • • стадии экономического и технологического развития;
  • • физические факторы размещения (наличие транспортных систем, аэропортов, гаваней, телекоммуникационное обеспечение и др.).

-----307-----

Современная региональная политика возникла на основе объектив­ных требований развития производительных сил. Главное — создание условий, которые позволяют лучше, эффективнее приспособиться к ужесточению конкурентной борьбы в мире за рынки сырья и сбыта, сферы приложения капитала.

Основными направлениями региональной политики за рубежом являются:

  • • децентрализация политико-административной власти и экономики, предоставление регионам все большей самостоятельности;
  • • выработка совместных стратегий экономического развития стра­ны и регионов с учетом возможности использования собственного при-родно-ресурсного потенциала, обменов с соседними регионами;
  • • выравнивание уровней социального и экономического развития территорий;
  • • координация долговременных региональных программ, стратеги­ческих целей, региональной политики.

При этом базовыми критериями для принятия решений являются: сохранение устойчивого развития; эффективное использование ресурсов региона, выработку рациональной структурной политики, использова­ние внешних источников роста и обменов для решения региональных задач.

Необходимо отметить, что региональная политика значительно раз­личается в зависимости от того, идет речь о развитых или развивающих­ся странах.

Характерными чертами региональной политики развитых стран являются:

  • • освоение слаборазвитых («проблемных») регионов, а также ре­конструкция «депрессивных» регионов;
  • • децентрализация агломераций и территорий сверхконцентрации населения и промышленного производства;
  • • образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленного производства.

Важнейшей задачей государственной региональной политики раз­вивающихся стран является ускорение процесса социально-экономического развития, ликвидация последствий колониальной зависимости в
-----308-----

экономике от бывших метрополий. Соответственно основными направ­лениями региональной политики выступают:

  • • интеграция всех регионов страны в единый национальный рынок, формирование единого рыночного пространства;
  • • смягчение противоречий между городом и деревней;
  • • регулирование процесса урбанизации;
  • • возможно более полное освоение национальных природных и трудовых ресурсов;
  • • рациональное размещение новых промышленных объектов.

Применительно к современному уровню развития региональной системы России в соответствии с базовым правовым документом «Основными положениями региональной политики в Российской Федера­ции» в качестве главных определены следующие цели и задачи:

  • • обеспечение экономических, социальных, правовых и организа­ционных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
  • • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и рав­ной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, ус­тановленных Конституцией Российской Федерации, независимо от эко­номических возможностей регионов;
  • • выравнивание условий социально-экономического развития ре­гионов;
  • • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликви­дация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
  • • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное страте­гическое значение;
  • • максимальное использование природно-климатических особенно­стей регионов;
  • • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Однако реализация этих задач на практике станет возможной толь­ко в случае децентрализации власти путем закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного веде­ния, что должно способствовать повышению эффективности взаимодей­ствия между федеральными и региональными органами власти. Одно­временно представляется необходимым и решение такой сложной с по­литической точки зрения проблемы, как обеспечение действия принципа равноправия субъектов РФ между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти с учетом специфики каждого ре­гиона.-
-----309-----

Все это, естественно, требует дальнейшего совершенствования за­конодательного процесса. При этом необходимо учитывать мнение ре­гионов еще на стадии разработки самой концепции законопроектов.

Каксзвы бы ни были причины создания регионального уровня, ста­новится очевидным, что в полной мере федеральная или регионализиро-ванная система предлагает реальную альтернативу национальному уровню с точки зрения выполнения функций современного государства. Неизбежное усложнение политических структур уравновешивается об­легчением ноши на плечах центра благодаря тому, лто основное опреде­ление политики во многих важных сферах осуществляется ближе к обы­денным проблемам реальной жизни, часто путем стимулирования (ис­пользования) региональной лояльности и стимулирования межрегио­нальной конкуренции в целях поиска лучших решений.
Конечно, процесс регионализации весьма сложен, поскольку он требует готовности к пересмотру взгляда на государство и поддержки вертикального разделения властей, которое накладывает определенный отпечаток на систему государственного суверенитета.

ЛИТЕРАТУРА

  • Конституция Российской Федерации. М, 1993.
  • «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации 03.06.1996//Российская газета. 1996. 11 июня.
  • Игнатов В., Бутов В. Регионоведение. Ростов-на-Дону, 1998.
  • Ларина Н.И. Мировой опыт региональной политики. Новосибирск, 1996.
  • Моисеев И. Пути к созиданию. М., 1992.
  • Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М., 1998.
  • СиняговА. Вопросы создания систем управления регионом // Экономист. № 8. 1993.
  • Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъек­тами (актуальные правовые проблемы). ИНИОН. М.,1996.
  • Столяров М. Регионализм в Европе и в Российской Федерации // Международная жизнь. 1997. №9.
  • Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. Кн. 1.СП6. 1994.
  • Федеральные начала организации государственной власти в России, М., 1996.
  • Федеративные отношения и региональное управление в России. М., 1994.
  • Hague К., Harrop M., Breslin Sh. Comparative Government and Politics. London, 1992.
  • Jelazar D. Federalism and the Way to Peace. New York, 1996.
  • Kenaghan K., Siegel D. Public Administration in Canada. Ontario, 1991.
  • Konig K,, von Oertzen H.J., Wagener F. (eds.) Public Administration in the Federal Re­public of Germany. Boston, 1990
  • Lijptiart A. Democracies: Patterns of Majoritarian and Consensus'Government in Twenty-One Countries. London, 1984.
  • Meny Y., Knapp A. Government and Politics in Western Europe. Oxford, 1994. Norton A. International Handbook of Local and Regional Government. London, 1994.

-----310-----

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Регион, региональная политика, процесс регионализации, федерализм, субъект федерации, национально-культурная автономия, политико-административное образование.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...