Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Региональное управление в унитарных государствах
Широкое распространение регионального уровня управления во многих, прежде всего западноевропейских унитарных государствах шло начиная с 50-х годов XX в. Здесь регионы являются своего рода новичками в управленческой иерархии, как бы вставленными между центром и местным самоуправлением. Именно в этот период термин «региональное управление», или «региональные власти», стал использоваться для обозначения управления на уровне больших территорий, внутри которых, в свою очередь, также имеется система местного самоуправления Среди основных мотивов создания региональных политико-административных единиц обычно называются следующие:
Особенно широкое развитие региональный уровень управления получил с начала 80-х годов во Франции, Италии, Испании и Португалии, Португальская конституция 1976 г. обеспечила создание региональных правительств, которые наряду с другими функциями должны были готовить и осуществлять региональные планы, координировать и поддерживать работу местных органов управления, а также руководить общественными службами. Два «автономных региона» функционируют на Азорских островах и Мадейре, континентальные же регионы не были созданы вплоть до 1989 г. Однако существуют 5 региональных координирующих комитетов, прокладывающих путь к регионализации и осуществляющих определенные временные полномочия, с населением 324 тысячи (Альгарве) и 3 410 тысяч (Север). Азорские острова и Мадейра получили статус автономных регионов. На повестке дня — создание административных регионов в континентальной части страны, что, естественно, является весьма сложной задачей, поскольку требует согласования их границ и сфер компетенции. В отличие от Португалии, региональные власти Испании, представленные 17 «автономными коммунами», численность населения в которых варьируется от 260 тысяч в Ла Рио до 6 573 тысяч в Андалузии, при средней численности 3 331 тысяча, уже стали реальностью. При этом сложилось весьма причудливое переплетение местных, центральных и региональных органов власти
В некоторых регионах, таких, как Каталония, имеются также ассоциации муниципалитетов и региональных правительств, объединяющие свои экономические возможности для обеспечения услуг. В строгом смысле они не имеют политической власти, а являются формой административного управления, целиком предназначенной для организации и предоставления услуг. В целом можно сказать, что в Испании процесс регионализации носит более радикальный (за исключением Бельгии) характер по сравнению с другими странами. Французские регионы получили тот же самый конституционный статус, что и местные органы власти, на выборах в конституционные ассамблеи в 1986 г. Существует 22 основных региона (включая Корсику, обладающую особыми правами) и заморские территории. Не считая Корсики, основные регионы насчитывают от 1 084 тысяч до 10 073 тысяч населения. Они имеют тот же конституционный статус, что и другие уровни субнациональных избираемых органов управления. вести самостоятельно, ограничены теми, которые подпадают под принцип «субсидарности». Существует большое различие в их конституционных структурах. В Италии и Испании выборные органы издают законы для своих территорий по всем вопросам внутренней политики. Во Франции они выполняют в основном административные функции, обеспечивая включение регионов в национальную систему планирования и заключая соглашения с государством об обеспечении выполнения согласованных программ. Французские регионы особенно активны в сфере защиты окружающей среды, сохранения исторического и культурного наследия, финансирования основного дорожного строительства и реконструкции, регионального планирования, высшего, среднего, специального, профессионального образования, региональных музеев, крупных природных парков и, может быть, в первую очередь — стимулирования экономического развития. Итальянские регионы и испанские автономии также занимаются аналогичной деятельностью. В Испании, например, они ведают системой железных и автомобильных дорог, образованием на всех уровнях в условиях, когда центральные власти имеют право контролировать обеспечение адекватности даваемого уровня образования. Региональные органы осуществляют своего рода надзор за деятельностью местных органов власти на их территории, законодательно регулируют ее, однако, в отличие от субъектов федерации, — только в рамках, очерченных центральными властями. Объективное положение органов государственного управления регионального уровня достаточно сложно и порой противоречиво. Являясь органами государственного управления, они в большей или меньшей степени находятся под постоянным контролем со стороны центра, испытывая необходимость в согласовании и координации своей позиции с ним. Такая зависимость от центра характерна даже для устоявшихся федераций. Значительно сильнее эта зависимость, естественно, прослеживается в «регионализированных» унитарных государствах. Вместе с тем региональные органы управления вынуждены считаться с мнением органов власти местного уровня. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, последние (особенно в федеративных государствах) находятся в определенной (иногда весьма существенной) зависимости от регионов, объективно интересы и тех, и других, их положение в системе государственного управления нередко весьма близки. Не случайно многие специалисты относят региональный уровень управления в унитарных государствах к местному управлению. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |