Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Особенности публичной речи . Основные этапы подготовки к публичной речи .
Этапы и виды подготовки публичной речи
Подготовка к выступлению очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки. Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение. Публичной речью называется такой вид устного общения, для которого характерны следующие элементы речевой ситуации: 1) многочисленная аудитория; 2) официальная обстановка (спектакль, концерт, лекция, собрание, школьный урок, заседание суда и т.п.) [4, с. 78].
2. Типология публичных выступлений Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью. Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая. 1. Информационная (информирующая) речь. Цель речи – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая речь для оратора. Разновидности информационной речи: доклад (научный, деловой); монолог учителя; лекция; отчет; сообщение инструкции; объявление о предстоящем событии. 2. Аргументирующая речь. Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний. Обычно не планируются заранее, до их произнесения. Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение
3. Убеждающая речь. Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса. Разновидности убеждающей речи: выступление в научной и политической дискуссиях; выступление за круглым столом. 4. Побуждающая речь. Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте! Разновидности убеждающей речи: речь на митинге; речь на предвыборном собрании; прямой призыв к действию; речь-протест. Особое место среди агитационных выступлений занимают Митинговые выступления. Цель – эмоционально доказать один тезис и побудить аудиторию к действию. Разновидности митинговых выступлений: выступление с политическим призывом; выступление с протестом; предвыборные выступления; призыв к действию
5. Эпидейктическая (торжественная) речь. Аристотель называл ее речью на случай. Произносится в ситуациях особого рода – на юбилеях, съездах, различных общественных актах. С нее нужно учиться говорить, но это не самая легкая речь для начинающих, вспомните речь на дне рождения. Цель воодушевление и сплочение коллектива. Задача, по Аристотелю, хвала всему, что делает данную общность коллективом. Объект речи, по Аристотелю, добродетель и порок, прекрасное и безобразное. Предмет речи может быть любой. Разновидности эпидейктической речи: похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе); похвала деятельности всего коллектива; похвала явлению; осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство – это хорошо, капиталистическое – плохо. Виды эпидейктической речи: протокольно-этикетные и развлекательные выступления. Протокольно-этикетные выступления. Цель – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета или ритуала. Разновидности протокольно-этикетных выступлений: приветствие официальной делегации; официальное поздравление юбиляра; речь при официальной встрече гостей; траурная речь; речь на открытии чего-либо; вступительное слово перед официальным мероприятиям; выступление с оценкой заслуг человека или организации; моральная проповедь [3, с. 76]. 6. Развлекательные выступления. Цель – развлечь слушателей, дать возможность приятно провести время. Разновидности развлекательных выступлений: тосты; речи на банкете; рассказ в компании о забавном случае. Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес слушателей, быть занимательной от начала и до конца. Предназначена для приятного общения на досуге.
|