Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коммуникативные качества речи. Условия эффективной коммуникации .
Коммуникативные качества речи вытекают, безусловно, из значения слова «коммуникация», т.е.сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение. Что же принято включать в данное понятие в ас- пекте культуры речи? Известно, что в акте общения принимают участие субъект, или адре-сант (создатель информации), и адресат/адресаты (воспринимающие ин- формацию). Говорящий всегда заинтересован, чтобы адресат адекватно воспринимал его речь. Здесь мало соблюдать нормы, т.е. стремиться кне- кому идеалу, совершенству речи. Важно, чтобы нормы были адаптированы к данной конкретной ситуации общения, другими словами, стали соответ- ствовать требованию коммуникативной целесообразности (т.е. практиче- ской полезности) при использовании языковых средств в речи. Фактически это значит, что всякий раз, чтобы добиться эффективно- го общения, адресант, не отступая от норм, производит специальный вы- бор языковых средств и осуществляет их организацию. При этом сущест- венную роль играют такие качества речи, как точность, понятность, богат- ство, разнообразие а также ее чистота и выразительность, которые принято называть коммуникативными. Точность – это умение показывать, передавать что-нибудь в полном соответствии с действительностью, с образцом. Точность как качество ре- чи определяется: 1) умением четко и ясно мыслить (логическая точность), 2) знанием предмета разговора (предметная точность) и 3) знанием законов русского языка (понятийная точность) Понятность речи - это ее доступность для адресата. Понятность ре- чи часто зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понят- ной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на перифе-рии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникатив- ной общезначимости (т.е. слов мало известных или редко используемых в речи). К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии. Вот фраза, взятая из монографии «Эпилепсия», предназначенной для широкого круга врачей и студентов медицинских вузов: Богатство речи – одно из значений этого слова - обладание многими ценными качествами. Богатство речи – это, прежде всего, богатство языка. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря, т.е. словарного запаса . Пополнение активного и пассивного словаря осуществляется, преж- де всего, в процессе обучения, чтения художественной и научно-популярной литературы Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет. «Засоряющими» речь слова становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так ска- зать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают вни- мание от содержания высказывания. Так, часто в речи используется наре- чие где-то. Оно имеет одно значение — «в каком-то месте», «неизвестно где»( Где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: Где-то в 70-х годах XIX века; Мы планировали поехать на море где-то в июне; Я буду где-то к восьми. Необходимо помнить, кроме того, что лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их. Выразительность речи – это способность быть яркой по своим свойствам. Яркая речь усиливает эффективность выступления: она вызы- вает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей. Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают спе- циальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и др.), а также фразеологические выражения, крылатые слова. Однако они не исчерпывают всего многообразия выразительных средств родной речи. Сюда можно также отнести пословицы, поговорки, цитаты и др. Прибегая к средствам выразительности, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия» (как называл их видный мастер русского судеб- ного красноречия П. С. Пороховщиков) хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучи- вать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье. Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формули- ровок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное при- менение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и по- говорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индиви-дуального словаря повышают эффективность общения, усиливают дейст- венность устного слова. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 232. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |