Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коммуникативные качества речи. Условия эффективной коммуникации .




Коммуникативные качества речи вытекают, безусловно, из значения

слова «коммуникация», т.е.сообщение информации одним лицом другому

или ряду лиц; общение. Что же принято включать в данное понятие в ас-

пекте культуры речи?

Известно, что в акте общения принимают участие субъект, или адре-сант (создатель информации), и адресат/адресаты (воспринимающие ин-

формацию). Говорящий всегда заинтересован, чтобы адресат адекватно

воспринимал его речь. Здесь мало соблюдать нормы, т.е. стремиться кне-

кому идеалу, совершенству речи. Важно, чтобы нормы были адаптированы

к данной конкретной ситуации общения, другими словами, стали соответ-

ствовать требованию коммуникативной целесообразности (т.е. практиче-

ской полезности) при использовании языковых средств в речи.

Фактически это значит, что всякий раз, чтобы добиться эффективно-

го общения, адресант, не отступая от норм, производит специальный вы-

бор языковых средств и осуществляет их организацию. При этом сущест-

венную роль играют такие качества речи, как точность, понятность, богат-

ство, разнообразие а также ее чистота и выразительность, которые принято

называть коммуникативными.

Точность – это умение показывать, передавать что-нибудь в полном

соответствии с действительностью, с образцом. Точность как качество ре-

чи определяется: 1) умением четко и ясно мыслить (логическая точность),

2) знанием предмета разговора (предметная точность) и 3) знанием законов

русского языка (понятийная точность)

Понятность речи - это ее доступность для адресата. Понятность ре-

чи часто зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понят-

ной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на перифе-рии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникатив-

ной общезначимости (т.е. слов мало известных или редко используемых в

речи). К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не

получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова

и выражения, используемые людьми одной профессии. Вот фраза, взятая

из монографии «Эпилепсия», предназначенной для широкого круга врачей

и студентов медицинских вузов:

Богатство речи – одно из значений этого слова - обладание многими

ценными качествами. Богатство речи – это, прежде всего, богатство языка. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря, т.е.

словарного запаса . Пополнение активного и пассивного словаря осуществляется, преж-

де всего, в процессе обучения, чтения художественной и научно-популярной литературы

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков»,

слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет. «Засоряющими» речь слова становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда

почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так ска-

зать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не

несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они

не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают вни-

мание от содержания высказывания. Так, часто в речи используется наре-

чие где-то. Оно имеет одно значение — «в каком-то месте», «неизвестно

где»( Где-то заиграла музыка). Однако в последнее время это слово стали

употреблять в значении «около, приблизительно, когда-то»: Где-то в 70-х

годах XIX века; Мы планировали поехать на море где-то в июне; Я буду

где-то к восьми.

Необходимо помнить, кроме того, что лишние слова психологически

действуют на слушателей, раздражают их.

Выразительность  речи – это способность быть яркой по своим

свойствам. Яркая речь усиливает эффективность выступления: она вызы-

вает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора,

оказывает воздействие на разум, чувства, воображение слушателей.

Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают спе-

циальные художественные приемы, изобразительные и выразительные

средства языка, традиционно называемые тропами (сравнение, метафора,

метонимия, гипербола и др.) и фигурами (антитеза, инверсия, повтор и

др.), а также фразеологические выражения, крылатые слова.

Однако они не исчерпывают всего многообразия выразительных

средств родной речи. Сюда можно также отнести пословицы, поговорки,

цитаты и др.

Прибегая к средствам выразительности, не следует забывать, что все

эти «цветы красноречия» (как называл их видный мастер русского судеб-

ного красноречия П. С. Пороховщиков) хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучи-

вать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и

совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формули-

ровок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное при-

менение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и по-

говорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индиви-дуального словаря повышают эффективность общения, усиливают дейст-

венность устного слова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...