Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика стилей современного русского литературного языка
Язык как явление социальное выполняет, как уже отмечалось, раз- личные функции. Для реализации основных функций языка (общения, со- общения и воздействия) исторически сложились и оформились разновид- ности литературного языка, каждая из которых традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обла- дает определенными особенностями и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. Эти разновидности принято называть функциональными стилями. Возникнув на внеязыковой основе, стили различаются между собой внутриязыковы- ми признаками - принципами отбора, сочетания и организации средств из общенационального языка. В настоящее время выделяется следующие стили: разговорный, осуществляющий функцию общения, и книжные (научный, официально- деловой, публицистический и литературно-художественный). Поскольку функции в реальном общении часто переплетаются, то можно говорить лишь об относительной замкнутости, изолированности стилей друг от друга. Прежде всего отметим, что объединяет все стили. 1. Основную часть языкового материала в любом стиле составляют нейтральные, межстилевые средства. В то же время ядро каждого из них образуют присущие именно ему особые языковые средства с одинаковой стилистической окраской, с едиными нормами употребления. Именно это определяет «лицо» стиля. Например, слова молекула, соединение, вещест- во, элемент мы безошибочно отнесем к научному стилю, слова депутат, выборы, правительство, премьер-министр и др.- к газетно- публицистическому, а слова налогоплательщик, работник, работодатель и др. – к официально-деловому. 2. Между стилями существует тесное взаимодействие, взаимо- проникновение. Например, сочетание «подписать договор» может упот- ребляться как в политической сфере, так и в сфере деловых отношений. Значительная часть разговорной лексики сейчас используется в разных стилях. 3. Каждый функциональный стиль обладает своимиособенностя- ми использования общелитературной нормы, он может существовать как в устной, так и в письменной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, имеющих свою специфику. 4. Каждый стиль представляет собой особую речевую систему с характерными только для нее лексическими и грамматическими особен- ностями, подчиненными выполнению какой-либо коммуникативной за- дачи. Знание специфики каждого стиля позволяет говорящему или пи- шущему создавать такой речевой вариант, который наиболее целесооб- разен и уместен для конкретной ситуации общения. Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется. Стилистическая нор- ма связана с таким явлением, как экспрессивность. Экспрессия придает речи образность и стилистическую окрашенность. Например, по сравне- нию с нейтральным словом квартира, сфера употребления которого практически не ограничена, слова коммуналка и хрущевкаподразумева- ют неофициальность и непринужденность общения, кроме того, в кон- кретных текстах они могут приобретать эмоционально-экспрессивную окраску. Стилистическая окраска слова может со временем меняться. Мно- гие слова, которые раньше оценивались как книжные, воспринимаются сейчас как нейтральные и не имеют помет в современных словарях (без- властье, героизм, интуиция и др.), а слова, которые ранее не имели сти- листической окраски (например, слово танцовщик в значении артист балета), даются в современных словарях с пометами «спец. и офиц.» Различная стилистическая окраска языковых единиц позволяет наилучшим образом выразить не только содержание речи, но и показать, как собеседники оценивают ситуацию и цель общения, как относятся друг к другу. Если в одном стиле употребляются языковые средства, типичные для другого, то это приводит к стилистическим ошибкам. Наиболее час- то встречаются ошибки, связанные со стилистически неправильным словоупотреблением. К их числу относится неуместное употребление канцеляризмов, злоупотребление специальными терминами в ненаучном тексте, использование разговорной и просторечной лексики в книжных текстах. Стилистические ошибки портят речь, нередко производят ко- мическое впечатление. Особенно важно соблюдение стилистических норм в письменной речи. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |