Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика стилей современного русского литературного языка




Язык как явление социальное выполняет, как уже отмечалось, раз-

личные функции. Для реализации основных функций языка (общения, со-

общения и воздействия) исторически сложились и оформились разновид-

ности литературного языка, каждая из которых традиционно закреплена в

обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обла-

дает определенными особенностями и противопоставлена другим таким

же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими

сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. Эти

разновидности принято называть функциональными стилями. Возникнув

на внеязыковой основе, стили различаются между собой внутриязыковы-

ми признаками - принципами отбора, сочетания и организации средств из

общенационального языка.

В настоящее время выделяется следующие стили: разговорный,

осуществляющий функцию общения, и книжные (научный, официально-

деловой, публицистический и литературно-художественный). Поскольку

функции в реальном общении часто переплетаются, то можно говорить

лишь об относительной замкнутости, изолированности стилей друг от

друга. Прежде всего отметим, что объединяет все стили.

1. Основную часть языкового материала в любом стиле составляют

нейтральные, межстилевые средства. В то же время ядро каждого из них

образуют присущие именно ему особые языковые средства с одинаковой

стилистической окраской, с едиными нормами употребления. Именно это

определяет «лицо» стиля. Например, слова молекула, соединение, вещест-

во, элемент мы безошибочно отнесем к научному стилю, слова депутат,

выборы, правительство, премьер-министр и др.- к газетно-

публицистическому, а слова налогоплательщик, работник, работодатель

и др. – к официально-деловому.

2. Между стилями существует тесное взаимодействие, взаимо-

проникновение. Например, сочетание «подписать договор» может упот-

ребляться как в политической сфере, так и в сфере деловых отношений.

Значительная часть разговорной лексики сейчас используется в разных

стилях.

3. Каждый функциональный стиль обладает своимиособенностя-

ми использования общелитературной нормы, он может существовать

как в устной, так и в письменной форме. Каждый стиль включает в себя

произведения разных жанров, имеющих свою специфику.

4. Каждый стиль представляет собой особую речевую систему с

характерными только для нее лексическими и грамматическими особен-

ностями, подчиненными выполнению какой-либо коммуникативной за-

дачи. Знание специфики каждого стиля позволяет говорящему или пи-

шущему создавать такой речевой вариант, который наиболее целесооб-

разен и уместен для конкретной ситуации общения.

Стилистическая норма регулирует отбор определенных слов, форм

слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего

(пишущего) к тому, о чем говорится или пишется. Стилистическая нор-

ма связана с таким явлением, как экспрессивность. Экспрессия придает

речи образность и стилистическую окрашенность. Например, по сравне-

нию с нейтральным словом квартира, сфера употребления которого

практически не ограничена, слова коммуналка и хрущевкаподразумева-

ют неофициальность и непринужденность общения, кроме того, в кон-

кретных текстах они могут приобретать эмоционально-экспрессивную

окраску. Стилистическая окраска слова может со временем меняться. Мно-

гие слова, которые раньше оценивались как книжные, воспринимаются

сейчас как нейтральные и не имеют помет в современных словарях (без-

властье, героизм, интуиция и др.), а слова, которые ранее не имели сти-

листической окраски (например, слово танцовщик в значении артист

балета), даются в современных словарях с пометами «спец. и офиц.»

Различная стилистическая окраска языковых единиц позволяет

наилучшим образом выразить не только содержание речи, но и показать,

как собеседники оценивают ситуацию и цель общения, как относятся

друг к другу.

Если в одном стиле употребляются языковые средства, типичные

для другого, то это приводит к стилистическим ошибкам. Наиболее час-

то встречаются ошибки, связанные со стилистически неправильным

словоупотреблением. К их числу относится неуместное употребление

канцеляризмов, злоупотребление специальными терминами в ненаучном

тексте, использование разговорной и просторечной лексики в книжных

текстах. Стилистические ошибки портят речь, нередко производят ко-

мическое впечатление. Особенно важно соблюдение стилистических

норм в письменной речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...