Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные функции языка. Язык и речь. Формы речи.




1.1. Язык и связанные с ним понятия

Термин «язык» обычно употребляется в двух значениях: 1) язык как определенный класс знаковых систем, абстрактное представление о едином человеческом языке; 2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме, в определенном пространстве и в определенное время, как одна из реализаций свойств языка вообще.

Имеется большое количество моделей описания языка, его устройства. В языковой системе выделяется прежде всего уровневая структура языка – некоторые части языка, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их употребление. Можно выделить следующие основные уровни языка: фонетический, морфемный лексический (словесный), морфологический, синтаксический. Уровни языка теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы. Каждая единица языка входит в систему как часть в целое и связана с другими единицами.

Языковая система является сложной, многоаспектной, а также открытой и динамичной и в плане строения, и в плане функционирования, т.е. использования и развития.

Язык является общественно значимой формой отражения окружающей человека действительности, т.е. формой хранения знаний о действительности. В этом его аккумулятивная (накопительная) функция. Язык является средством получения нового знания о действительности. В этом заключается познавательная, или когнитивная, функция. Язык является основным средством человеческого общения, средством передачи информации от говорящего к слушающему. Это – коммуникативная функция языка.

Коммуникативная, аккумулятивная и когнитивная функции являются тремя главнейшими, базовыми функциями. К ним добавляются эмоциональная функция языка – быть одним из средств выражения чувств и эмоций, иметаязыковая (металингвистическая) функция языка – быть средством исследования и описания языка.

В настоящее время насчитывается от 2500 до 5000 живых языков.

Точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс пользования языком.

Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь. Речь и язык образуют единый феномен.

Если язык – это средство общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка. Важнейший признак речи – индивидуальный характер. Речь имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает нужные ему слова и структуры предложений.

Кроме языка и речи, принято выделять понятие речевая деятельность. В самом общем виде речевую деятельность можно определить как процесс передачи и приема сообщений. Основными видами речевой деятельности являются: говорение и письмо (направленные на порождение и сообщение информации), аудирование (слушание) и чтение (ориентированные на прием информации).

Овладение речью связано с понятием «речевое поведение», которое понимается как форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Речевое поведение обусловлено ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения участников общения. Национально-специфические правила поведения (речевой этикет) реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых в предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.п. Речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности и в соответствии с существующими нормами общения.

Неумелое владение ресурсами изучаемого языка приводит к нарушению правильности речи. Ошибки, связанные с нарушением правильности речи, называются речевыми ошибками. Традиционно такие ошибкиквалифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на следующие типы: ошибки орфоэпические (связанные с нарушением норм произношения), ошибки акцентологические (неправильная постановка ударения), ошибки лексические, ошибки грамматико-морфологические играмматико-синтаксические.

1.2. Формы существования языка

Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся: диалекты (территориальные), просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения), жаргон (речь отдельных социальных, возрастных, профессиональных групп) и литературный язык.

Диалект – от греч. dialektos – разговор, говор, наречие, разновидность языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, живущими на одной территории. Диалектами пользуются сельские жители.

Территориальные диалекты обладают различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании, лексике. Приведем примеры языковых особенностей диалектов.


1. Фонетические:

- цоканье – до[ц]ка, но[ц]кА, но[ц]ь;

- яканье – в[я]дро, с[я]стра;

- «х» на месте «г» в конце слова - сне[x], дру[x].

2. Грамматические:

- «ть» в окончании глаголов 3 л. ед. ч.: он идеть, она сидеть;

- окончание «е» у сущ. ж.р. 1 скл. в р. п.: у женЕ, у сестрЕ;

- особое употребление предлогов: идти до хаты.

3. Словообразовательные:

телок (теленок)

сбочь (сбоку)

черница (черника)

4. Лексические:

- названия предметов, понятий, характерных для быта, хозяйства

данной местности, не имеющих параллелей в литературном языке:

понева – разновидность юбки

туес – сосуд из бересты

- синонимы, соответствующие литературным словам:

кочет - петух

дюже – очень

баить - разговаривать

- диалектизмы, имеющие иное, чем в литературном языке значение:

худой – плохой

погода – ненастье


Территориальные диалекты существуют только в устной форме, служат для обиходно-бытового общения среди односельчан.

 Просторечие – одна из форм национального русского языка, не имеющая (в отличие от литературного языка и диалектов) прямых аналогов в других национальных языках, просторечие характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Это речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературным языком. Просторечие реализуется в устной форме. Для просторечия характерны различного рода неправильности, отступления от литературной нормы.


Это может относиться:

- к произношению слов:

[ярманка] вместо ярмарка

[транвай] вместо трамвай

- к ударению:

хозяева′ вместо хозя‛ева

цену‛ вместо це‛ну

- к значению:

цвет вместо цветок

обратно вместо снова (он обратно уехал в командировку)

- к морфологическим формам:

яблоков вместо яблок

чулков вместо чулок

ширше вместо шире

- к синтаксическим конструкциям:

идти по ягоды (вместо за ягодами)

пострадать через него (вместо из-за него)


Для просторечия характерны экспрессивно сниженные оценочные слова: шарахнуть, дрыхнуть, драпануть, ментовка и т.п.

Жаргон – в переводе с французского обозначает «условный говор». Это социальная разновидность речи, используемая преимущественно в устной форме отдельной группой людей, объединенных общностью интересов, привычек, профессиональных занятий, социальным положением, возрастом. По своему назначению это язык для посвященных. Существуют жаргоны профессиональные (актеров, моряков, спортсменов, официантов, музыкантов, водителей и др.), молодежные, студенческие, жаргон игроков в карты и др.

Иногда как синоним к слову « жаргон» используется слово «арго». В строго терминологическом смысле «арго» – это речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: нищих, воров, мошенников. Для жаргона характерно наличие специальной лексики и фразеологии. Жаргонные слова вышли из узкого круга употребления. Этот факт является одной из особенностей современной речевой ситуации.

У слова «тусовка» (от глагола тусоваться из языка картежников) выделяются следующие значения:


1) круг людей одного менталитета;

2) светское мероприятие, события светской жизни (кинофестиваль,

презентация и т.п.)

3) форма неофициального дружеского общения.

Основными источниками жаргонной лексики являются:

- литературные слова, трансформированные по особым словообразовательным моделям: универ, баскет, футбик, инстик;

- заимствования из других языков: чувак – парень (из цыганского

яз.);

- переосмысление значений общеупотребительных слов: тачка, крыша, тащиться, крутой, мочить, пришить, опустить, кидать и т.п.


1.3. Разновидности речи

Устная и письменная формы речи

Как уже указывалось, современный русский литературный язык функционирует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична, письменная речь вторична. Для письменной речи существуют специальные графические знаки, передающие элементы звучащей речи.

Любой литературный язык имеет обе формы, однако не все национальные языки имеют письменную форму, для некоторых из них устная форма остается единственной формой существования.

Письменная и устная формы речи различаются по ряду признаков.

1. По наличию адресата. Письменная речь адресована ко всем и к каждому в отдельности, иначе говоря, к отсутствующему, поскольку пишущий не видит конкретного читателя; устная речь предполагает наличие в момент реализации речи собеседника, слушателя.

2. По форме реализации. Письменная речь графически оформлена, она подчиняется нормам письменной речи (орфографическим, пунктуационным); устная речь звучащая, подчиняется интонационным нормам и нормам орфоэпии.

3. По характеру порождения. Письменная речь может совершенствоваться, редактироваться неоднократно; устная речь спонтанна, она формулируется в присутствии адресата, одномоментно, даже если предварительно тщательно обдумывается.

4. По отношению к адресату. Письменная речь создается при отсутствии адресата, который не может оказать на пишущего какого-либо влияния; устная речь реализуется при непосредственном присутствии адресата, который может оказывать на говорящего влияние, корректировать его, побуждая его менять форму или содержание речи.

5. По времени существования. Печатные (письменные) источники имеют практически неограниченный «срок хранения»; устная речь (даже если она сохранена в качественной записи) имеет тенденцию к порче и утрате.

Традиционно признается тесная взаимосвязь и тесное взаимодействие устной и письменной форм речи.

Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения, а разговорная речь используется в полуофициальной обстановке, а также в обиходно-бытовой сфере общения.

Книжная речь строится в соответствии с нормами литературного языка, нарушение норм в книжной речи считается недопустимым и оценивается как ошибка.

Основной состав книжной речи - нейтральная лексика. Она встречается в любом виде речи: и в устной беседе, и в учебниках, и в научных статьях, и в разных жанрах художественной литературы и газеты. Нейтральная лексика является основой словарного состава языка и фоном, на котором выделяются слова «письменной речи» и слова «устной речи».

К лексике книжной речи относят слова, употребляющиеся в письменных разновидностях литературного языка: в научных статьях, учебниках, деловых бумагах, в официальных документах и не употребляющиеся в непринужденных беседах, в повседневной речи.

Лексика письменной речи представлена 3-мя группами слов: 1)лексика книжная, 2) лексика высокая, 3) лексика официальная.

Книжные слова придают речи общее «книжное» звучание. Книжное звучание имеют слова из старославянского языка: весьма, поистине, в течение, в продолжение, вследствие того что, поскольку – постольку.

Высокая лексика имеет оттенок приподнятости, нередко торжественности: избранник, творец, кончина, свершение, отчизна, сподвижник, державный, незабвенный, претворить, предначертать, воздвигнуть и др. Она используется, когда речь идет о значительных событиях.

Официальная лексика используется в документах: начисление, надлежит, местопребывание, соискание (позиции, должности) и др.

Злоупотребление книжной лексикой может придавать письменному тексту сухой или неестественный характер.

К лексике устной речи относятся слова, характерные прежде всего для непринужденного разговора. Однако основу словаря непринужденной беседы составляет также нейтральная лексика.

Среди слов устной речи выделяют разговорную лексику и просторечную лексику. Разговорная лексика подразделяется на литературно-разговорную и разговорно-бытовую. К литературно-разговорным относят такие слова, которые имеют по сравнению с нейтральными, с одной стороны, и книжными, с другой, некоторый оттенок сниженности, но в целом они допустимы во всех формах речи.

Разговорно-бытовые слова используются в обиходном общении.

От собственно разговорной лексики отличаются просторечные слова, которые по своей экспрессивно-стилистической окраске еще более снижены. Сюда же относятся вульгарная и бранная лексика.

Различия устной и письменной речи проявляют себя не только на уровне лексики, но и в грамматике. Обобщая сказанное, отметим, что при реализации каждой из форм речи в зависимости от того, какой языковой материал используется, можно получить многообразие вариантов. При этом не следует забывать, что книжно-письменная речь строится в соответствии с нормами литературного языка, нарушение которых недопустимо. Устная же речь не столь строга в соблюдении норм.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...