Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТОЯНКА ПОЕЗДА ВНЕ РАСПИСАНИЯ 9 страница




 – Не победили они нас, понимаешь? Я еще живой, меня еще повалить надо!..

Он замолчал, стиснув зубы, закачался, баюкая руку.

– Болит?

– Здесь у меня болит! – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

– Ну зачем так… Все же понятно, война…

– Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось?

– Не надо, – тихо сказала она. – Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом – канал.

– Да… – Васков тяжело вздохнул, помолчал. – Ты полежи, я вокруг погляжу. – Он достал наган, зачем-то старательно обтер его рукавом. – Возьми. Два патрона, правда, осталось, но все-таки спокойнее с ним.

– Погоди. – Рита глядела куда-то мимо его лица в перекрытое ветвями небо. – Помнишь, на фашистов я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут, Альбертом… Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.

– Не тревожься, Рита, понял я все.

– Спасибо тебе. – Она чуть улыбнулась бесцветными губами. – Просьбу мою последнюю выполнишь?

– Нет, – сказал он.

– Бессмысленно это, все равно ведь умру. Только намучаюсь. Поцелуй меня, – вдруг сказала она.

Он неуклюже наклонился, застенчиво ткнулся губами в лоб.

– Колючий… – еле слышно сказала она, закрыв глаза. – Иди. Завали меня ветками и иди.

По серым, проваленным щекам ее медленно текли слезы. Федот Евграфыч тихо поднялся, аккуратно прикрыл Риту ветками и быстро зашагал к речке, навстречу к фашистам.

Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел. Замер, вслушиваясь в звенящую лесную тишину, а потом, еще боясь поверить, побежал назад к огромной ели.

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала.

Здесь земля мягкой была, податливой. Рыхлил ее палкой, руками выгребал наружу, рубил корни ножом. Быстро вырыл, еще быстрее – зарыл. И все время думал о том, что Женю Комелькову он схоронил плохо. Жалел и шептал пересыхающими губами:

– Прости, Женечка, прости…

 

Эпилог

Привет, старичок!

Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Комары проклятые донимают, но жизнь все едино райская, старик! Давай цыгань отпуск и рви к нам.

Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так – хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!..

Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей. Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал…

… Вчера не успел дописать: кончаю утром.

Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете.

Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.

А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы… 

 

КОММЕНТАРИИ:

Ростоцкий Станислав Иосифович – известный советский режиссер, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР, постановщик многих известных кинофильмов

Беломоро-Балтийский канал – соединяет Белое море (у города Беломорска) через Онежское озеро с Балтийским морем. Открыт в 1933 году. Длина 227 км, средняя глубина – 5 м

диверсант – солдат противника, проникший в тыл с целью разрушения объектов или уничтожения людей

застава– воинское подразделение, которое охраняет определенный участок границы государства

пограничник – солдат, несущий службу на границе

приграничный– расположенный у границы

зенитка – артиллерийское орудие для стрельбы по воздушным целям

пулемет – автоматическое оружие, ручное и станковое: зенитное, авиационное и танковое

наган – револьвер системы бельгийского оружейника Л. Нагана

обмундироваться – экипироваться по-военному

старшина – воинское звание младшего командного состава в советской армии

упрекать – делать упрек – выразить неудовольствие, обвинение

самодеятельность – непрофессиональная театральная, исполнительская деятельность. Студенческая самодеятельность

загс – государственное учреждение записи актов гражданского состояния, регистрирующее официальное вступление в семейные отношения – брак

кружок – организация группы лиц для постоянных занятий чем-либо. Шахматный кружок

комсомолка – член коммунистического союза молодежи, молодежной организации КПСС в бывшем СССР

эстонка– жительница Эстонии, бывшей республики в составе СССР

болото – избыточно увлажненный участок зеленой поверхности, зарастающий влаголюбивыми растениями и образующими торф

дурака валять: здесь – шутить

ранить вслепую – ранить неспециально

автомат огрызался – редко стрелял в ответ

доходить на работе – очень сильно уставать

цыганить отпуск – просить отпуск

гулять телешом – гулять без одежды

именовать посконно и домотканно – называть по-старинному, как говорили в очень давние времена

тятя– отец

зори (ед. ч. – заря) – яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца

 

ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1.Какую оценку читателей получила повесть «А зори здесь тихие…»?

2.В чем секрет ее успеха и успеха одноименного фильма, поставленного по повести?

3.Почему повесть и фильм по-прежнему привлекают внимание, особенно молодых?

4.Какова творческая позиция автора? Можете ли вы согласиться с ней? Аргументируйте свой ответ.

 

2. Расскажите, с кем вы познакомились в прочитанных фрагментах повести. В какой ситуации оказались девушки-зенитчицы во главе со старшиной Васковым? Как проявился характер каждой и их командира в этой ситуации? Что их всех объединило?

 

  3. Скажите, согласны ли вы с тем, что главная проблема повести  Б. Васильева «А зори здесь тихие…» – это война и женщина – понятие несовместимые? Аргументируйте свой ответ.

 

4. «Если не я, то кто же?» – этот вопрос задает себе старшина Федот Васков. Почему? Аргументируйте свой ответ.

 

5. Выделите в эпилоге две основные части. Определите, за счет чего достигается контраст между ними? Как вы считаете, кто и когда мог написать такое письмо? Какие события в нем описываются? Какой вывод вы можете сделать, прочитав это письмо?

 

 

ЦВЕТЫ В МОРЕ

Эта история произошла несколько лет назад. Мы плыли на корабле по Балтийскому морю. Корабль уже приближался к порту, и вдруг кто-то из пассажиров закричал:

– Смотрите, в море цветы!

Все посмотрели в ту сторону, куда указывал пассажир, и действительно увидели на воде большой венок из живых цветов. Никто не мог понять, как и почему появились цветы в море. Может быть, кто-нибудь уронил этот венок с идущего корабля. И тут один пассажир заметил, что капитан корабля тоже внимательно смотрит на цветы. Пассажиры спросили капитана:

– Вы не знаете, почему в море плавает этот венок?

Знаю, – ответил капитан. – Это случилось давно, во время войны. Наш корабль шёл в порт. На корабле было больше тысячи раненых. Я был капитаном этого корабля. Мы уже приближались к порту. Мимо нас проплыл военный катер, он тоже шёл в порт. И вдруг я увидел торпеду, выпущенную в наш корабль с подводной лодки. Скорость корабля не давала нам возможности уйти от торпеды. На катере тоже заметили торпеду. На огромной скорости катер стал возвращаться. Я и сейчас не могу понять, как он успел встать между кораблём и торпедой. Катер погиб, погиб и его эки­паж. Я не знаю точно, сколько человек было на катере, но эти люди ценой жизни спасли более тысячи раненых.

С тех пор каждый год в этот день военный катер привозит на это место цветы. Моряки бросают венки из цветов на место гибели своих товарищей.

А что же случилось с кораблём? – спросил кто-то из пасса­жиров.

Корабль продолжает работать. Мы с вами сейчас плывём на нём.

ЗАДАНИЯ

1. Расскажите историю, которую вы прочитали.

2. Ответьте на вопросы:

1.Что увидели пассажиры корабля в море?

2. Какую историю рассказал капитан корабля?

3.Что случилось с кораблём, который спасла команда военно­го катера?

4.Что вы знаете о Второй мировой войне?

5. Когда она началась, ког­да закончилась?

6. Кто победил в этой войне?

 

 

В. БОГОМОЛОВ

СЕРДЦА МОЕГО БОЛЬ

 

  Я чувствую эту боль в своем сердце каждый день уже многие годы, но с особенной силой – 9 мая и 15сентября.

   Это случилось вскоре после войны. Однажды вечером в шумном, ярко освещенном «Гастрономе» я встретился с матерью Леньки Зайцева. Стоя в очереди, она задумчиво смотрела в мою сторону, я подошел к ней и сказал: «Здравствуйте». Тогда она посмотрела на меня внимательно и, узнав, вдруг заплакала.

   Я стоял, не имея сил сказать хоть слово. А люди вокруг ничего не понимали, кто-то предположил, что у нее украли деньги, но в ответ на все вопросы она только выкрикивала: «Уйдите! Оставьте меня в покое! Я никого не хочу видеть!»

   В тот вечер я впервые почувствовал эту боль. И хотя я знал, что Ленька погиб в первом же бою, может быть, не успев убить ни одного фашиста, а я был на фронте три года и участвовал во многих боях, я чувствовал, что я в чем-то виноват перед этой женщиной и бесконечно должен ей и всем, кто погиб – знакомым и незнакомым, – и их матерям, отцам, детям и вдовам… И я даже не могу себе объяснить, почему, но с тех пор я старался не встречаться с этой женщиной и, увидев ее на улице – она жила недалеко от нашего дома – переходил на другую сторону…

   А 15 сентября – день рождения Петьки Юдина. Каждый год в этот день собираются все оставшиеся в живых друзья его детства. Приходят уже старые люди и пьют не вино, а чай с конфетами и тортом, который больше всего любил Петька. Мы все делаем так, как было в нашей далекой довоенной юности, когда вместе с нами за столом шумел и смеялся жизнерадостный мальчик, ставший первым из нашего класса, кто погиб на войне. Мы ставим ему чашку с чаем и тарелку с куском торта, будто Петька, попробовав кусочек, может закричать, как бывало: «Как вкусно, ребята! Начинайте!»

   И, собравшись вместе со старыми друзьями, я с особенной силой чувствую свою вину перед Петькой, что вот мы живы, а он погиб. Вспоминая войну, молодость, я не слышу, о чем говорят в тот вечер. Болит сердце: я вижу всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-то не вернулся с войны…

       

ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1.Скажите, как вы понимаете название текста. Виноват ли был герой рассказа в чем-нибудь перед погибшими?

2.Знакомо ли вам чувство вины за то, в чем вашей вины нет?

3.С чем (с какими эпизодами из вашей жизни) оно связано?

4.Согласны ли вы с тем, что самовоспитание не менее важно, чем воспитание? Что переустройство общества нужно начинать с себя?

5.Возможно ли построить общество, в котором будут счастливы все люди?

 

2. Прочитайте стихотворение А. Твардовского и скажите, что объединяет его с рассказом «Сердца моего боль»:

       

   Я знаю, никакой моей вины

  В том, что другие не пришли с войны,

  В том, что они, кто старше, кто моложе,

  Остались там. И не о том же речь,

  Что я их мог, но не сумел сберечь,

  Речь не о том… Но все же, все же, все же…

3.Как вы понимаете смысл фразы «Я отвечаю за все»? Согласны ли вы с тем, что каждый из нас в ответе за все, что происходит на Земле?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...