Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СТОЯНКА ПОЕЗДА ВНЕ РАСПИСАНИЯ 9 страница
– Не победили они нас, понимаешь? Я еще живой, меня еще повалить надо!.. Он замолчал, стиснув зубы, закачался, баюкая руку. – Болит? – Здесь у меня болит! – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев? – Ну зачем так… Все же понятно, война… – Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? – Не надо, – тихо сказала она. – Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом – канал. – Да… – Васков тяжело вздохнул, помолчал. – Ты полежи, я вокруг погляжу. – Он достал наган, зачем-то старательно обтер его рукавом. – Возьми. Два патрона, правда, осталось, но все-таки спокойнее с ним. – Погоди. – Рита глядела куда-то мимо его лица в перекрытое ветвями небо. – Помнишь, на фашистов я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут, Альбертом… Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал. – Не тревожься, Рита, понял я все. – Спасибо тебе. – Она чуть улыбнулась бесцветными губами. – Просьбу мою последнюю выполнишь? – Нет, – сказал он. – Бессмысленно это, все равно ведь умру. Только намучаюсь. Поцелуй меня, – вдруг сказала она. Он неуклюже наклонился, застенчиво ткнулся губами в лоб. – Колючий… – еле слышно сказала она, закрыв глаза. – Иди. Завали меня ветками и иди. По серым, проваленным щекам ее медленно текли слезы. Федот Евграфыч тихо поднялся, аккуратно прикрыл Риту ветками и быстро зашагал к речке, навстречу к фашистам. Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел. Замер, вслушиваясь в звенящую лесную тишину, а потом, еще боясь поверить, побежал назад к огромной ели. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала. Здесь земля мягкой была, податливой. Рыхлил ее палкой, руками выгребал наружу, рубил корни ножом. Быстро вырыл, еще быстрее – зарыл. И все время думал о том, что Женю Комелькову он схоронил плохо. Жалел и шептал пересыхающими губами: – Прости, Женечка, прости…
Эпилог Привет, старичок! Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Комары проклятые донимают, но жизнь все едино райская, старик! Давай цыгань отпуск и рви к нам. Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так – хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А уж грибов!.. Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно – тятей. Что-то они тут собираются разыскивать – я не вникал… … Вчера не успел дописать: кончаю утром. Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете. Альберт Федотыч привез мраморную плиту. Мы разыскали могилу – она за речкой, в лесу. Я хотел помочь им донести плиту и – не решился. А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…
КОММЕНТАРИИ: Ростоцкий Станислав Иосифович – известный советский режиссер, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР, постановщик многих известных кинофильмов Беломоро-Балтийский канал – соединяет Белое море (у города Беломорска) через Онежское озеро с Балтийским морем. Открыт в 1933 году. Длина 227 км, средняя глубина – 5 м диверсант – солдат противника, проникший в тыл с целью разрушения объектов или уничтожения людей застава– воинское подразделение, которое охраняет определенный участок границы государства пограничник – солдат, несущий службу на границе приграничный– расположенный у границы зенитка – артиллерийское орудие для стрельбы по воздушным целям пулемет – автоматическое оружие, ручное и станковое: зенитное, авиационное и танковое наган – револьвер системы бельгийского оружейника Л. Нагана обмундироваться – экипироваться по-военному старшина – воинское звание младшего командного состава в советской армии упрекать – делать упрек – выразить неудовольствие, обвинение самодеятельность – непрофессиональная театральная, исполнительская деятельность. Студенческая самодеятельность загс – государственное учреждение записи актов гражданского состояния, регистрирующее официальное вступление в семейные отношения – брак кружок – организация группы лиц для постоянных занятий чем-либо. Шахматный кружок комсомолка – член коммунистического союза молодежи, молодежной организации КПСС в бывшем СССР эстонка– жительница Эстонии, бывшей республики в составе СССР болото – избыточно увлажненный участок зеленой поверхности, зарастающий влаголюбивыми растениями и образующими торф дурака валять: здесь – шутить ранить вслепую – ранить неспециально автомат огрызался – редко стрелял в ответ доходить на работе – очень сильно уставать цыганить отпуск – просить отпуск гулять телешом – гулять без одежды именовать посконно и домотканно – называть по-старинному, как говорили в очень давние времена тятя– отец зори (ед. ч. – заря) – яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца
ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: 1.Какую оценку читателей получила повесть «А зори здесь тихие…»? 2.В чем секрет ее успеха и успеха одноименного фильма, поставленного по повести? 3.Почему повесть и фильм по-прежнему привлекают внимание, особенно молодых? 4.Какова творческая позиция автора? Можете ли вы согласиться с ней? Аргументируйте свой ответ.
2. Расскажите, с кем вы познакомились в прочитанных фрагментах повести. В какой ситуации оказались девушки-зенитчицы во главе со старшиной Васковым? Как проявился характер каждой и их командира в этой ситуации? Что их всех объединило?
3. Скажите, согласны ли вы с тем, что главная проблема повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» – это война и женщина – понятие несовместимые? Аргументируйте свой ответ.
4. «Если не я, то кто же?» – этот вопрос задает себе старшина Федот Васков. Почему? Аргументируйте свой ответ.
5. Выделите в эпилоге две основные части. Определите, за счет чего достигается контраст между ними? Как вы считаете, кто и когда мог написать такое письмо? Какие события в нем описываются? Какой вывод вы можете сделать, прочитав это письмо?
ЦВЕТЫ В МОРЕ Эта история произошла несколько лет назад. Мы плыли на корабле по Балтийскому морю. Корабль уже приближался к порту, и вдруг кто-то из пассажиров закричал: – Смотрите, в море цветы! Все посмотрели в ту сторону, куда указывал пассажир, и действительно увидели на воде большой венок из живых цветов. Никто не мог понять, как и почему появились цветы в море. Может быть, кто-нибудь уронил этот венок с идущего корабля. И тут один пассажир заметил, что капитан корабля тоже внимательно смотрит на цветы. Пассажиры спросили капитана: – Вы не знаете, почему в море плавает этот венок? Знаю, – ответил капитан. – Это случилось давно, во время войны. Наш корабль шёл в порт. На корабле было больше тысячи раненых. Я был капитаном этого корабля. Мы уже приближались к порту. Мимо нас проплыл военный катер, он тоже шёл в порт. И вдруг я увидел торпеду, выпущенную в наш корабль с подводной лодки. Скорость корабля не давала нам возможности уйти от торпеды. На катере тоже заметили торпеду. На огромной скорости катер стал возвращаться. Я и сейчас не могу понять, как он успел встать между кораблём и торпедой. Катер погиб, погиб и его экипаж. Я не знаю точно, сколько человек было на катере, но эти люди ценой жизни спасли более тысячи раненых. С тех пор каждый год в этот день военный катер привозит на это место цветы. Моряки бросают венки из цветов на место гибели своих товарищей. А что же случилось с кораблём? – спросил кто-то из пассажиров. Корабль продолжает работать. Мы с вами сейчас плывём на нём. ЗАДАНИЯ 1. Расскажите историю, которую вы прочитали. 2. Ответьте на вопросы: 1.Что увидели пассажиры корабля в море? 2. Какую историю рассказал капитан корабля? 3.Что случилось с кораблём, который спасла команда военного катера? 4.Что вы знаете о Второй мировой войне? 5. Когда она началась, когда закончилась? 6. Кто победил в этой войне?
В. БОГОМОЛОВ СЕРДЦА МОЕГО БОЛЬ
Я чувствую эту боль в своем сердце каждый день уже многие годы, но с особенной силой – 9 мая и 15сентября. Это случилось вскоре после войны. Однажды вечером в шумном, ярко освещенном «Гастрономе» я встретился с матерью Леньки Зайцева. Стоя в очереди, она задумчиво смотрела в мою сторону, я подошел к ней и сказал: «Здравствуйте». Тогда она посмотрела на меня внимательно и, узнав, вдруг заплакала. Я стоял, не имея сил сказать хоть слово. А люди вокруг ничего не понимали, кто-то предположил, что у нее украли деньги, но в ответ на все вопросы она только выкрикивала: «Уйдите! Оставьте меня в покое! Я никого не хочу видеть!» В тот вечер я впервые почувствовал эту боль. И хотя я знал, что Ленька погиб в первом же бою, может быть, не успев убить ни одного фашиста, а я был на фронте три года и участвовал во многих боях, я чувствовал, что я в чем-то виноват перед этой женщиной и бесконечно должен ей и всем, кто погиб – знакомым и незнакомым, – и их матерям, отцам, детям и вдовам… И я даже не могу себе объяснить, почему, но с тех пор я старался не встречаться с этой женщиной и, увидев ее на улице – она жила недалеко от нашего дома – переходил на другую сторону… А 15 сентября – день рождения Петьки Юдина. Каждый год в этот день собираются все оставшиеся в живых друзья его детства. Приходят уже старые люди и пьют не вино, а чай с конфетами и тортом, который больше всего любил Петька. Мы все делаем так, как было в нашей далекой довоенной юности, когда вместе с нами за столом шумел и смеялся жизнерадостный мальчик, ставший первым из нашего класса, кто погиб на войне. Мы ставим ему чашку с чаем и тарелку с куском торта, будто Петька, попробовав кусочек, может закричать, как бывало: «Как вкусно, ребята! Начинайте!» И, собравшись вместе со старыми друзьями, я с особенной силой чувствую свою вину перед Петькой, что вот мы живы, а он погиб. Вспоминая войну, молодость, я не слышу, о чем говорят в тот вечер. Болит сердце: я вижу всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-то не вернулся с войны…
ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: 1.Скажите, как вы понимаете название текста. Виноват ли был герой рассказа в чем-нибудь перед погибшими? 2.Знакомо ли вам чувство вины за то, в чем вашей вины нет? 3.С чем (с какими эпизодами из вашей жизни) оно связано? 4.Согласны ли вы с тем, что самовоспитание не менее важно, чем воспитание? Что переустройство общества нужно начинать с себя? 5.Возможно ли построить общество, в котором будут счастливы все люди?
2. Прочитайте стихотворение А. Твардовского и скажите, что объединяет его с рассказом «Сердца моего боль»:
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они, кто старше, кто моложе, Остались там. И не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, Речь не о том… Но все же, все же, все же… 3.Как вы понимаете смысл фразы «Я отвечаю за все»? Согласны ли вы с тем, что каждый из нас в ответе за все, что происходит на Земле?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 192. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |