Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ




 

   В 1863 году в Петербургской Академии художеств произошел бунт: 14 художников-выпускников вышли из академии и создали свою художественную артель. Они вместе работали, ездили по всей России и рисовали с натуры. Из разных уголков страны художники привозили небольшие картины, в которых изображалась суровая правда жизни: бедные деревеньки, нищие крестьяне. Так сложилось «Товарищество передвижных художественных выставок», которое решило посвятить свое искусство народу.

   По убеждениям художников нового направления, живопись должна быть правдивым, реалистичным отражением народной жизни, показывать тяжелое положение бедных и призывать к справедливости.

   Художники-новаторы считали, что их картины следует выставлять не только в столице, но и в отдаленных уголках России, в провинции. И они организовывали выставки, которые перевозили из города в город.

   Для художников – передвижников любимым стал бытовой жанр. В этом отношении характерны картины В.Г. Перова. Например, его полотно «Тройка». У русского человека слово «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях). Но на картине мы видим, что в сани впряжены не кони, а люди, к тому же – маленькие, слабые дети! Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу. Они с трудом тянут тяжелую, обледеневшую бочку с водой. Отданные в обучение в город к жестоким и грубым хозяевам, они проводят свою жизнь в непосильном труде. Здесь нет ярких, веселых красок. Все как бы подчеркивает безысходность жизни бедноты, беспросветность нищеты.

  Интересно творчество и И.Е. Репина, который отразил в своем искусстве все самое главное в русской жизни тех лет. Славу и известность молодому художнику принесла картина «Бурлаки на Волге», в которой Репин изобразил бесчеловечность жизни бурлаков, тянущих груженую баржу против течения. В то же время он показывает каждый характер в отдельности. Это красивые, сильные и мудрые люди, подлинные герои, внушающие художнику уважение. Интересной является картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Репин обратился к картине, чтобы показать кровавые ужасы современности. Царь Иван IV в припадке гнева ударом посоха убивает своего сына. Царевич падает на пол, а отец- убийца устремляется к нему в ужасе и в запоздалом раскаянии. Царь приподнял умирающего сына, зажал рану рукой, но поздно. Трагедия произошла. Сила картины Репина – в борьбе человечности и зверства.

   Большое значение художники-передвижники придавали портрету, который позволял им раскрыть характер человека, его душевные переживания.

   Значительное место в художественном наследии передвижников занимает и пейзажная живопись. Их пейзажи – это не только изображение природы, но и отражение тяжелой жизни русского народа: бедные крестьянские избы, размытые дождями осенние дороги, занесенные снегом равнины. В то же время передвижники воспевали красоту родной природы.

   Основоположником русского национального пейзажа был А.К. Саврасов. Его картина «Грачи прилетели» имела огромный успех. На полотне все детали имеют значение. На переднем плане берёзы, усеянные грачиными гнёздами. Вдали, за колокольней сельской церкви, потемневшие весенние поля. Справа – пруд, в котором уже растаял лёд. На снегу – лёгкие голубые тени от деревьев. А на фоне голубого неба – стаи грачей. Это первые вестники весны. Во всём чувствуется приближение тепла. Кажется, что и деревья пробуждаются к жизни, и воздух дышит весной. Всё это придаёт пейзажу особую жизненность.

   Среди мастеров, сумевших в своих полотнах остановить само время, был

Исаак Ильич Левитан. «Он смотрел на природу глазами измученного народа», – писал К.Паустовский. Он любил её сыновней любовью. Вот почему от его картин, даже самых грустных, не веет безысходностью. Печаль Левитана согрета любовью. Она призывает не к отчаянию, а к раздумью. «Осенний день. Сокольники». Шелестят темные деревья. Шуршат золотые листья. Удаляется от нас дорожка. Куда спешит по ней эта одинокая женщина? Картина вызывает желание поразмышлять о том, что заставило женщину в холодный осенний день в одиночестве отправиться в путь.

   Таким образом, мы видим, что художники-передвижники использовали разные сюжеты, по-разному изображали действительность, но их картины отражали взгляды части русского общества, оказывали огромное влияние на современников.

 

КОММЕНТАРИИ:

артель – объединение лиц для совместной работы

бытовая тематика – темы из повседневной жизни

безысходность жизни – тяжёлое положение

беспросветность – без надежды на что-нибудь лучшее

ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы:

1.В какое общество объединились передовые русские художники?

2.Как была организована работа этих художников?

3.Что изображали на своих картинах мастера?

4.Чем интересна картина В.Г. Перова «Тройка»?

5.Почему картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» принесла известность художнику?

6. Что придаёт пейзажу А.К. Саврасова «Грачи прилетели» особую жизненность?

7. Какие картины русских художников вы видели?

8. Нравится ли вам русская реалистичная живопись?

9. Опишите картину, которая вам нравится.

 

 

ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН

Великий русский художник Илья Ефимович Репин жил долго и всю жизнь неутомимо работал. Он написал сотни больших и маленьких картин, портреты разных людей, а рисунков сделал тысячи. Репин говорил, что часы работы – лучшие часы его жизни.

Посмотрим на автопортрет, написанный молодым живописцем 2 декабря 1863 года через месяц после приезда в столицу из далекого Чугуева. Чисты, привлекательны черты его лица, глаза очень внимательны. Что ждет его? Совершит ли он задуманное? Сбудутся ли его идеалы? Молодой Репин может показаться с первого взгляда несколько наивным. Но он безупречно честен и правдив и до конца верен живописи, и это главная причина его будущих успехов.

Страшно, холодно и одиноко было юному Репину в чужом городе, когда он прибыл в ноябре 1863 года в Петербург с 17-ю рублями в кармане. Холодна и неприютна встала перед ним и громада имперской Академии Художеств, неласков ее чиновник, встретивший юного художника. Но он молод и талантлив, ему поможет сам Крамской, и его ждет успех. Не пройдет и года, как мечта юноши исполнится.

Репину шел двадцать девятый год, когда он блистательно окончил академию, получив большую золотую медаль за конкурсную программу.

Репин молод, но его уже называют «первым русским художником». Славу принесла ему картина «Бурлаки на Волге». Он писал эту картину целых пять лет, много думал над ней, несколько раз переделывал. А когда в 1873 году окончил работу, все поразились. Ничего похожего в русском искусстве прежде не было. Все удивительно в этой картине. И необыкновенные герои. И замечательное мастерство художника. «Бурлаки» имели неслыханный европейский успех. Картина была гвоздем на Венской всемирной выставке 1873 года и на Пражской 1878 года. Крупнейший критик Пехт громогласно объявил, что на выставке нет другой такой жизненной и солнечной картины, как «Бурлаки». Крупнейшие русские деятели культуры того времени увидели в картине явление новое, глубокое, высоко гражданственное. Но находились и недовольные… им не нравилась суровая правда русской действительности, развернутая живописцем.

Свидетелями волнующего мгновения мы оказываемся и глядя на картину «Не ждали», которая рассказывает о неожиданном возвращении ссыльного к семье…

На картине художник изобразил первые секунды встречи. По лицам людей пробегает сложнейшая гамма чувств. От равнодушия, недоумения, испуга до изумления и восторга. Привстала мать навстречу сыну, ее взгляд обращен к дорогим чертам; еще мгновение – и дрожащие руки обнимут беглеца. Жена не верит глазам, не верит своему счастью. Сын застыл в радостном изумлении. Дочурка напугана – ведь она его не помнит. Прислуга шокирована.

И.Е. Репин – мастер не только социального жанра, но и мастер портрета. По заказу П.М. Третьякова им были написаны портреты многих известных в России людей – писателей, художников, композиторов.

Великий художник, Репин с самого начала долгой жизни и до самого конца последовательно, бескомпромиссно утверждал в своих картинах – «прекрасное есть жизнь».

 

КОММЕНТАРИИ:

И.Н. Крамской (1837-1887) –выдающийся русский живописец, передвижник, автор замечательных по глубине социальной и психологической характеристики портретов и полотен, посвященных философско-этическим проблемам

укор –упрек

бурлак – в старину: рабочий, который вместе с другими рабочими тянет суда против течения

прислуга – в дореволюционном быту: домашняя работница

чиновник– государственный служащий, имеющий служебное звание

обомлеть – оцепенеть, ослабеть от неожиданности

 

   ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы:

1.Что явилось залогом успеха в исполнении  мечты юного Репина?

2.Каково главное свойство репинского таланта?

3.Почему картина «Бурлаки на Волге» принесла Репину славу «первого русского художника»?

4.Свидетелями чего оказывается зритель картины «Не ждали»?

5.Что вы думаете по поводу высказывания, которое утверждал Репин в своих картинах: «прекрасное есть жизнь». Аргументируйте свой ответ.

 

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ

 

Василий Григорьевич Перов принадлежит к выдающимся русским художникам второй половины прошлого века. В его произведениях отражено горячее сочувствие к бесправному положению крестьянства и городской бедноты, благородство и высокая честность перед Россией, перед народом, которому он служил искусством.

Ему дали фамилию Перов за способность к чистописанию, за быстроту письма / пера /.

Семья жила в деревне, где Перов с ранних лет всматривался в деревенскую жизнь. Случай пробудил в нем интерес к рисованию. Однажды в дом пригласили художника подновить старый семейный портрет. На глазах у мальчика совершилось чудо, и это заставило его взяться за кисть. Отец был образованным человеком и поддерживал в сыне интерес к живописи. Сначала Перов учился в школе живописи в городе Арзамасе, а потом – в Москве, в училище живописи и ваяния, куда вернулся профессором. Там же и преподавал. Один из учеников Перова рассказывал: «… Перов сделался нашим общим любимцем в школе. Он вошел в нашу жизнь и наши интересы. Не раз целыми часами беседовал Перов с приходившими к нему учениками, забывая даже при этом свою работу, а ученики после этих бесед чувствовали, как перед ними шире раскрывается горизонт и как в душе их загорается новая вера и в искусство, и в самих себя…» Традиции реалистического творчества продолжили такие ученики Перова, как С. Коровин, А. Рябушкин, М. Нестеров, ставшие знаменитыми художниками. Много лет спустя художник Михаил Васильевич Нестеров писал о Перове, как он оставил в учениках свое искусство, а в нем самом – свое большое сердце.

Перов говорит в своих картинах о трудностях жизни. Особенно о трудной жизни бедных людей, детей. Желая рассказать о судьбе детей, Перов и задумал картину «Тройка». Трое детей в сумрачный зимний день тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой. Метет поземка. Бесконечно тянется монастырская глухая стена, словно отгораживая детей от всех радостей жизни. В глазах детей одиночество, усталость, напряжение непосильного труда. У мальчишки, среднего в «тройке» – щербинка во рту. Бочка тяжелая, мальчик дышит с трудом, и видно, что у него не хватает нескольких верхних зубов. Об этом мальчике сохранился рассказ самого художника.

Как-то на улице Перов встретил старушку с мальчиком. Тип мальчика был такой, какой нужен был для начатой картины. Художник позвал их к себе, показал картину и объяснил, что мальчик подходит для картины. Старушка не хотела согласиться, говорила, что люди от этого болеют и умирают, но Перов уговорил ее. Пока художник работал, она рассказывала про свою жизнь. Оказалось, что она не такая уж старая, но горе состарило ее раньше времени. У нее умер муж и дети, остался один Васенька – единственная радость ее. А через 4 года пришла к художнику тетка Марья и рассказала, что умер у нее сын Вася – заболел черной оспой и умер…

Не жалея себя, работала Марья всю зиму, продала все свои вещи, чтобы собрать деньги. После этого и отправилась к художнику покупать картину с Васенькиным портретом.

К этому времени картина была уже в собрании Третьякова.

«Хоть бы взглянуть на нее!» – заплакала тетка Марья.

Привел ее художник в богатый дом, где на стенах висело много картин. Сразу же среди десятков картин нашла тетка Марья картину с Васенькой. Упала она на пол перед картиной. Долго стояла она на коленях и молилась.

Художник обещал написать портрет Васи и выслать в деревню. Через год Василий Григорьевич Перов написал для тетки Марьи портрет Васеньки.

Годы прошли, а художник долго еще помнил простую деревенскую женщину, ее материнскую любовь. А «Тройка», написанная «с любовью и сочувствием», по-прежнему висит в Третьяковской галерее, напоминая о нищей и бесправной жизни детей, лишенных детства.

Тема трудного детства прошла через все творчество художника; в ней он выразил свое несогласие с жестокостью современной ему жизни.

Известен Перов и как художник-портретист. Он был основателем психологического портрета в русской живописи. Среди портретов, созданных художником, особенно значителен портрет Ф.М. Достоевского. Художник Крамской считал его «одним из лучших портретов русской школы».

Характерной чертой личности Достоевского являются необыкновенная чуткость к страданиям человека. Боль человека проходит через все творчество писателя. И Перов сумел передать ее с удивительной силой.

На темно-коричневом фоне выделяется бледное страдальческое лицо с высоким думающим лбом: с тем сосредоточенным выражением, когда человек весь уходит в свои мысли. Полуопущенные, смотрящие в одну точку глаза, печально сжатый рот, тонкие, нервные, напряженно сжатые пальцы – все в облике Достоевского говорит о сложной внутренней жизни. Ощущение значительности личности писателя достигается не внешними эффектами, а средствами психологического раскрытия внутреннего мира.

И еще один человек занял почетное место в портретной галерее художника. В глубоком кресле сидит Даль. Глаза его «быстрые, проницательные… в портрете светятся…» Он бережно сложил перед собой на коленях свои руки. Длинные «музыкальные» пальцы долгие годы работали, писали пером. Окончен главный труд его жизни – «Толковый словарь», созданы и изданы русские пословицы, написаны сказки. Красив и покоен Даль в эту минуту, когда пришла пора подвести итог жизни. Как-то он сказал: «назначение человека именно то, чтобы делать добро».

Перов также мог бы подписаться под этими словами.

 

КОММЕНТАРИИ:

щербинка – зазубрина, неровность в виде маленького углубления

картуз  – мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка

поземка  – вьюга, во время которой дует низовой ветер

босой– без обуви

сани  – зимняя повозка на двух полозьях

ваяние – скульптура

участь – судьба

черная оспа – тяжелое инфекционное заболевание

 

ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы:

1.Что повлияло на выбор жизненного пути Перова?

2.Какой случай из детства повлиял на его судьбу?

3.Расскажите об учебе Перова.

4.Какие качества, характеризующие Перова, можно отметить в высказывании одного из его учеников?

5.Какие темы звучат в картинах великого русского художника?

6.Расскажите об одной из картин. Какая идея заключена в этой картине?

7.Каково значение творчества художника Перова?

 

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

 

Природа… Вот вечно и призывно звучащий зов красоты, свежести, чистоты, который связывает человека с миром жизни Земли.

Проснись! Взгляни в окно, и ты будто впервые увидишь во всем величии и простоте, как медленно плывут и плывут облака, услышишь песню ветра, шепот деревьев и трав. Среди мастеров, сумевших в своих полотнах остановить само время, был Левитан.

В тринадцать лет юный Левитан поступает в Московское училище ваяния и зодчества. С первых шагов его ждал успех. Исаак был талантлив и начал получать награды за «первые номера по художественным занятиям». Но счастье было недолгим. Одна беда следует за другой. Умирает мать. Вскоре от тифа умер и отец. В семнадцать лет молодой студент остается нищим один на улице. Начинается трудная жизнь без дома и денег. Особенно ужасно идти по чужому городу ночью, когда на тебя смотрят сотни глаз окон, а тебе негде приклонить голову. Вскоре юношу исключили из училища за неуплату очередного взноса за занятия.

Но добрые люди, друзья-студенты собрали необходимую сумму и внесли деньги в канцелярию. Левитан вернулся. Шли месяцы. Пусть не всегда сытые, но полные надежд… Совет преподавателей освободил юношу от платы за учение.

Самое страшное наступало каждую ночь… Исаак дожидался, пока все уходили из здания училища, шел на верхний этаж и там прятался от сторожа. Ночь. Не спится, хочется есть. Тишина. Где-то капает вода. Страшно. Вдруг придут и выгонят на мороз. А так бывало. Голод, нищенская жизнь, унижения, скамья в парке. А теперь неизлечимая болезнь сердца.

«Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы… Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба», – писал художник Коровин.

В чем тайна очарования пейзажей Левитана? Почему прелесть его безлюдных тихих полотен так звучит в душе человека?

«Как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира – земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство – в нем есть что-то небесное – музыка», – писал Левитан.

Меньше чем за четверть века художник написал около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Упорство, вера и работа дали свои плоды. Юного пейзажиста заметил сам Третьяков.

«Осенний день. Сокольники». Шелестят верхушки темных сосен. Шуршат золотые кленовые листья, разогнанные ветром по краям дорожки, удаляющейся от нас в туманную даль. Куда спешит эту одинокая дама?

Первая и последняя человеческая фигура на картине написана художником Николаем Чеховым – братом Антона Павловича Чехова, с которым Левитана свяжет судьба на всю жизнь.

«Он смотрел на природу глазами измученного народа», – писал Паустовский. Он любил ее сыновней любовью. Вот почему от его картин – даже самых грустных, даже таких, как «Над вечным покоем», – не веет тоской. Печаль Левитана согрета любовью. Она призывает не к отчаянию, а к раздумью. Она как минута молчания среди шума жизни, минута глубокой сосредоточенности в себе.

Литература и живопись выражаются каждая своим языком, и нельзя мерить общей меркой искусство слова и искусство красок.

«Всякий человек очень хорошо знает, – писал Крамской, – что есть вещи, которые слово выразить решительно не может… Если все можно сказать словом, то зачем тогда искусство, зачем музыка?»

В самом деле, как опишешь левитанский «Март»? Снег, деревья, дом, лошаденка, впряженная в сани… Но как передать ту «весну света», тот живой трепет пробуждающейся природы, то предчувствие перемен, каким полна эта картина?

Как описать «Золотую осень»? – густую синь реки, оранжево-желтое горение листьев? Что скажешь о «Летнем вечере», где нет ведь ничего, кроме пустого выгона с придорожным плетнем и где выражен тот миг заката, когда земля уже подернулась вечерней теплой тенью, а последний луч солнца ярко горит на перекладине ворот?

Чтобы рассказать все это, нужны не слова, а краски. Этим-то оружием владел Левитан, как Чайковский звуками, как Чехов – словом.

 

КОММЕНТАРИИ:

этюд –рисунок, картина или скульптура, представляющие собой часть будущего большого произведения

рисунок –нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь

эскиз –предварительный набросок к картине, рисунку

отчаяние –состояние крайней безнадежности

сосредоточенный –напряженный, направленный на что-то одно

лирический – такой, при котором чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом, чувствительный

выгон – место, где пасется скот, пастбище

закат – заход за линию горизонта (о солнце, небесных светилах)

полотно – произведение живописи

училище ваяния и зодчества – художественное училище

негде приклонить голову – негде жить, не иметь дома

Сокольники – парковый район Москвы 

  

ЗАДАНИЯ

1. Расскажите о юности художника.

 

2. Чем интересны полотна Левитана?

 

3. Прочитайте следующие высказывания. Прокомментируйте те из них, которые вас заинтересовали.

Большие художники не умирают, они просто рождаются еще раз, чтобы жить вечно в своих творениях. (И.И. Левитан).

Самая большая тайна искусства – искренность. Если ты проводишь черту, она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так. (М. Сарьян).

Азбукой познания живописи является непосредственное наблюдение природы. Чтобы понимать, переживать и любить живопись, человеку необходимо пройти длительную школу чувств именно в мире природы.         (В.А. Сухомлинский).

Произведения изобразительного искусства еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира.                         (В.А. Сухомлинский).

 

4. Согласны ли вы со словами русского художника Крамского, что «есть вещи, которые слово выразить решительно не может». Аргументируйте свой ответ.

 

 

ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ ГЛАЗУНОВ

 

Имя русского художника, народного художника СССР, Ильи Сергеевича Глазунова знают во многих странах мира. Выставки его картин были в Польше, в Риме, Копенгагене, Вьетнаме, Париже, Сантьяго, Стокгольме, Хельсинки, Берлине, Лейпциге, в ряде других городов Германии, в Токио.

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. Его отец был историк и экономист. 22 июня 1941 года в детство художника, как и в жизнь всех детей его поколения, вторглась война. Одиннадцатилетний мальчик пережил Ленинградскую блокаду, стал свидетелем смерти отца и всех родных. После лечения в госпитале, когда силы вернулись к мальчику, Глазунова вместе с другими ленинградскими детьми вывезли в тихую старинную деревню Гребло. Здесь он со своими новыми товарищами работал на поле, пас колхозное стадо.

Годы войны оставили глубокий след в сознании художника. Напряженность военных лет, суровых дней ленинградской блокады художник позже с особенной силой выразил в двух работах «Блокада» /1956/ и «Голод» /1956/.

В 1944 году Илья Глазунов возвращается в Ленинград, поступает в среднюю художественную школу при Институте им. И.Е. Репина. В школе стоял холод, не было дров, воды, но школьники упорно занимались. Уже в эти годы проявилась огромная работоспособность Глазунова.

В 1951 году Илья Глазунов поступает на первый курс Института имени          И.Е. Репина Академии художеств СССР.

В 1956 году в Париже состоялся международный молодежный конкурс на лучшее произведение живописи, графики, скульптуры. Глазунов принял участие в этом конкурсе.

Труден первый шаг в творчестве, трудно отказаться от готовых уже схем и решений, сложившихся традиций. Илья Глазунов так характеризовал свои цели: «Я поставил задачу начать своего рода дневник, то есть языком живописи постараться выразить все, что меня волнует и является содержанием духовной жизни».

Работы Илья Глазунова, а их более 500, можно разделить на следующие циклы: «Война», «Городской цикл: проблема одиночества человека, тема любви», «Портреты современников», «Зарубежные впечатления», «Иллюстрации к литературным произведениям», «Русская старина, история». Главное действующее лицо всех картин Глазунова – человек. Жизнь современника во всех ее проявлениях очень волнует художника. Вот некоторые названия его картин «Городского цикла»: «Осень», «Вечерний город», «Ушла», «Старый двор», «Любовь», «Двое».

Среди портретов Глазунова – крестьянка и кинозвезда, рабочий и писатель, ученый. Интерес к современнику – свидетельство живой связи художника с действительностью.

В 1960 году Глазунов побывал в Польше. Это была его первая поездка за границу. Выставки в городах Польши прошли с большим успехом. С тех пор художник побывал со своими полотнами во многих странах. Везде творчество Глазунова привлекало внимание людей и вызывало большой интерес. Люди идут смотреть картины русского художника. Они размышляют на выставке, спорят, сопереживают вместе с ним.

Путешествуя по разным странам, Глазунов много работал. Делал наброски, писал портреты. Интересны работы художника «Пробудившийся Восток», «Раненый мальчик», портреты вьетнамских партизан. Возвращаясь из-за границы домой, Илья Глазунов с особой остротой воспринимает неповторимость Родины, с особой любовью продолжает работу над циклом «Русская старина», обращаясь и к далеким, и к более близким историческим событиям и героям.

«Главное для художника, – говорит Илья Глазунов, – быть понятым народом, современником. Нет искусства для элиты. Картины должны быть понятны всем – в этом я вижу демократизм и подлинную реальность искусства».

 

ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы:

1.Как складывалась творческая биография художника?

2.Какие виды изобразительного искусства Вы знаете? Какой вид творчества избрал Илья Глазунов?

3.В чем видит И. Глазунов подлинную реальность искусства, его демократизм?

4.Какие цели ставит перед собой И. Глазунов как художник?

5.Что Вы знаете о ленинградской блокаде? Какой след оставила блокада в жизни И. Глазунова?

6.Кто является главным действующим лицом всех картин Глазунова и почему?

7.Что является главным принципом творчества художника Глазунова?

 

ПАВЕЛ МОИСЕЕВИЧ ГРЕЧИШКИН

 

   Павел Моисеевич Гречишкин – ставропольский художник, известный в крае как мастер пейзажа. Он открыл зрителям красоту Кавказских гор, степей Ставрополья, величие Байкала.

   П.М. Гречишкин родился 16 января 1922 г. в живописной местности- селе Татарке близ города Ставрополя. Именно родная природа подарила художнику бесчисленное количество сюжетов.

   Впервые его небольшие по размерам пейзажи были приняты на краевую выставку произведений художников Ставрополья в 1939 году, а как профессиональный художник он сложился в 1950-е годы.

   Самая дорогая тема у мастера на протяжении всего творческого пути – Ставрополье, родина. Родная природа предоставляет художнику-пейзажисту богатейший материал для его творчества. Равнины, озёра, степи и холмы – всё это мы видим на его картинах. Природа, увиденная и прочувствованная художником, прекрасная и неповторимая. У нас в крае нет моря, но зато есть огромное озеро Маныч. Картина «Озеро Маныч» написана в светлых, серебристых тонах. В ней царит покой, простор и уравновешенность в природе. В картинах, посвященных родному краю, пейзажи полны света и солнца. Таковы картины «Степь ковыльная», «Ставропольский лес», «Тихим утром».

   Серия картин художника посвящена Байкалу, где он побывал впервые в 1990 г. и с того времени, очарованный удивительным озером, совершил 10 поездок в эти края. В пейзажах Байкала мастер передает покой и величие, загадочность воды и неба, живописного берега.

   Ставропольский художник побывал в Индии, Мексике, Сирии, Греции, Турции, Непале, Шри-Ланке, на Кипре, в Японии. Он создал картины зарубежного цикла. Самой большой среди них явилась серия картин об Индии. Она явилась результатом путешествий по этой удивительной стране. 

   Любопытство к жизни, культуре, традициям Индии и желание художника передать в живописи её красоту заставило автора познакомиться с городами Дели, Бомбей, Джайпур, Мадрас, Калькутта и др. Две работы художника были подарены. Одна – «В Агре» – посольству Индии в Москве, вторая – «Вечерний Джайпур» – премьер министру Индии Индире Ганди.

   В 1987 году в Ставрополе состоялось открытие выставки картин П.М.Гречишкина, на которой экспонировалось 167 полотен. Картинная галерея сейчас насчитывает 430 живописных произведений. Здесь побывали тысячи людей разных возрастов и профессий. Художник В.В. Секлюцкий писал: «Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных горных вершин, альпийских лугов, голубых далей, прощальных взглядов поздней осени и холодной зимы Ставрополья. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам русское спасибо».

 

  ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы:

1.В каком жанре живописи работает П.М. Гречишкин?

2.Что представляет художнику богатейший материал для творчества?

3.Чему посвящены картины зарубежного цикла?

4.Что заставило П.М. Гречишкина посвятить самую большую серию зарубежного цикла Индии?

5.Что представляет собой выставка картин художника в городе Ставрополе? Каково отношение ее посетителей к творчеству Павла Моисеевича?

6.Какая из картин художника больше всего привлекла ваше внимание и запомнилась вам? Почему?

 

СЛУЧАЙ НА ВЫСТАВКЕ

 

      Многие европейские и русские художники XIX  века часто изображали на своих картинах войну красивой. В центре картины они обязательно рисовали императора с его генералами, или знаменитого полководца на прекрасной лошади. А где-то на дальнем плане картины находились солдаты, построенные, как на параде.

  Совсем не так изображал войну известный русский художник Василий Васильевич Верещагин. Он показывал в своих произведениях страдания человека на войне. Война на его картинах – это разрушенные города и деревни, это слезы, кровь и смерть.

  Выставки картин Верещагина организовывались во всех больших городах мира. Миллионы людей посещали эти выставки и восхищались реалистическим искусством Верещагина. Но были у Верещагина и враги. Художника ненавидели все те, кому война была очень выгодна, так как приносила им славу и богатство.

  Однажды выставку картин Верещагина в Берлине посетил фельдмаршал Мольтке. Он руководил германским генеральным штабом и был убежденным сторонником войны. Верещагин решил сам показать фельдмаршалу свои картины. Они медленно переходили от одной картины к другой.

  Мольтке долго рассматривал каждую картину. Но фельдмаршал сознательно прошел мимо одной картины и сделал вид, что не заметил ее. На это обратил внимание Верещагин и попросил его остановиться. Он показал на картину и сказал: «Господин фельдмаршал, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эту правдивую картину». На ней была изображена большая и страшная пирамида из человеческих черепов. Мольтке молчал. И тогда Верещагин спросил его: «Вам как военному человеку должно быть хорошо понятно значение этой картины – не правда ли, какой замечательный памятник войне?» Верещагин не услышал ответа фельдмаршала и громко прочитал надпись под картиной: «Посвящается всем завоевателям, прошлым, настоящим и будущим». Мольтке ничего не сказал в ответ.

Он, фельдмаршал Мольтке, завоеватель, победитель французов, ничего не мог сделать с этим русским художником. А в это время Верещагин очень громко, чтобы могли слышать все присутствующие на выставке люди, повторил, четко произнося каждое слово: «посвящается всем завоевателям, …прошлым, …настоящим и будущим!»

На следующий день во всех воинских частях германской армии читали приказ фельдмаршала Мольтке, в котором говорилось о том, что всем солдатам и офицерам строго запрещается посещение выставки русского художника Верещагина.

Какова же история создания картины, которая вызвала такое сильное возмущение фельдмаршала Мольтке?

Верещагин много путешествовал по Средней Азии. Однажды во время поездки по пустыне он заметил что-то белое. Когда он подъехал ближе, то в ужасе остановился: перед ним была гора человеческих черепов, побелевших от времени, солнца и ветра. Ему рассказали, что много веков назад на этом месте был большой и красивый город. Однажды на этот город напали воины Тимура – завоевателя, который мечтал покорить весь мир. Они полностью разрушили этот город, увезли с собой всех женщин и детей, а мужчинам  отрубили головы и построили из них эту страшную пирамиду.

Эта история произвела на Верещагина очень сильное впечатление. И с того времени он начал рисовать войну, чтобы напоминать людям о страданиях, которые она несет.

 

 

КОММЕНТАРИИ:

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) – русский живописец, близкий к передвижникам. Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Мольтке Хельмут Карл (1800–1891) – военный теоретик и фельдмаршал. В 1858–1888 годах начальник Генштаба Германии. Проводил идеи неизбежности войны, неожиданного нападения и быстрого разгрома противника путем окружения.

Тимур (Тамерлан) (1336–1405) – создатель государства со столицей в Самарканде, совершал завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию, Северный Кавказ и др.

 

   ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы:

1.Какую картину на выставке Верещагина не заметил фельдмаршал Мольтке? Почему?

2.Какова история создания этой картины и как она называется?

3.Какое впечатление эта картина производит на вас? Почему?

 

К. ПАУСТОВСКИЙ

СТАРЫЙ ПОВАР

 

   В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун.

   Несколько лет назад повар ослеп от жара печей.

   Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушки лет восемнадцати. Все убранство их дома составляли кровать, хромые стулья, грубый стол, фаянсовая посуда и, наконец, клавесин – единственное богатство Марии.

   Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

   Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубашку, старик сказал:

   – Я всегда не любил священников. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

   – Что же делать? – испуганно спросила Мария.

   – Выйди на улицу, – сказал старик, – и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

   – Наша улица такая пустынная… – прошептала Мария, накинула платок и вышла.

   Она пробежала через сад, вышла на улицу и остановилась. Улица была пуста. Ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя.

   Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец, ей показалось, что по улице идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

   – Кто здесь?

   Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

   – Хорошо, – сказал человек спокойно. – Хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого, маленького человека. Он был еще молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, быстро придвинул к кровати стул, сел и, наклонившись, посмотрел в лицо умирающему.

– Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

– Я работал всю жизнь, пока не ослеп, – прошептал старик и притянул незнакомца за руку поближе к себе. – А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела моя жена – ее звали Мартой – и доктор прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я ее научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

– А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? – спросил незнакомец.

– Клянусь, сударь, никто, – ответил старик и заплакал.

– Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

– Как вас зовут? – спросил незнакомец.

– Иоганн Мейер, сударь.

– Так вот, Иоганн Мейер, – сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, – вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

– Аминь! – прошептал старик.

– Аминь! – повторил незнакомец. – А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

– Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

– Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

– Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

– Хорошо, – сказал незнакомец и встал. – Хорошо, – повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на стул.

– Хорошо! – громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

– Слушайте, – сказал незнакомец. Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только дом, но и весь сад.

– Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати. – Я вижу день, когда я встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, – повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в черное окно.

– А теперь, – спросил он, – вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

– Неужели вы не видите, – быстро сказал незнакомец, не переставая играть, – что ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев, распускаются белые цветы. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

– Я вижу все это! – крикнул старик.

– Открой окно, Мария, – затем попросил он.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал задыхаясь:

– Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

 

 

ЗАДАНИЯ

1. Обратите внимание на употребление выделенных слов в разных значениях:

1) Деньги рассыпались по полу.

Звуки рассыпались по саду.

2) Вагон наполнился пассажирами.

Комната наполнилась звуками.

3) Врач попросил ребенка показать язык.

В потемневших глазах его качался язычок свечи.

4) Хромой человек.

               Хромые стулья, столы, хромая скамейка.

5) Журчание ручейка.

Журчание струн.

 

3. Ответьте на вопросы:

4.

1.Как автор описывает комнату, в которой жил старый повар с дочерью?

2.Отчего ослеп повар?

3.Какое желание выразил старый повар перед смертью?

4.Что старик рассказал о себе незнакомцу, которого привела в дом Мария?

5.Как незнакомец властью, данной ему искусством, облегчил последние минуты жизни старика?

6.Кем оказался незнакомец?

 

 

 

РУССКИЕ МОНАСТЫРИ

С древних времён монастыри на Руси были центром русской духовной и культурной жизни. Монахи писали и переписывали древние книги, писали летопись – хронику важнейших историче­ских событий. Многие факты из истории страны стали известны учёным из летописей, которые сохранились в русских монастырях. В монастырях жили и работали иконописцы, в том числе такие знаменитые, как Андрей Рублёв и Феофан Грек. Они писали ико­ны, делали роспись храмов.

Духовные книги, летописи, иконы – это была только часть жизни монахов. Все монахи занимались самым разным и часто тяжёлым физическим трудом. Они сами строили свои монастыри, занимались сельскохозяйственными работами, шили одежду, монахи ухаживали за больными в приютах и больницах. И конечно, главное, что было в жизни монахов, – служение Богу: молитва и пост. Человек, который принимал монашество, знал, что вся его жизнь будет отдана Богу.

Монастырей в России было много. Не все они сохранились. Многие были разрушены, часть стала историко-культурными памятниками. Но сейчас по всей стране идёт восстановление храмов и монастырей.

Крупнейший из действующих сейчас мужских монастырей – Троице- Сергиева лавра находится в городе Сергиев Посад недале­ко от Москвы. Основал монастырь в 1337 году один из самых почитаемых на Руси святых Сергий Радонежский. В 1337 году в лесу на холме он построил небольшую церковь и монашескую келью. Так было положено начало святой обители, которая со временем стала центром русской православной жизни – знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

Небольшой монастырь, построенный около кельи святого Сергия, постепенно расширялся, росло число монахов. Рядом с маленькой церковью Сергия Радонежского строили новые храмы.

Люди шли к Сергию за духовной помощью. Около монастыря выросла деревня, а позднее город Сергиев Посад.

Сергий Радонежский стал настоятелем основанной им Троицкой обители, а Троицкий монастырь стал благодаря авторитету его настоятеля широко известным святым местом, куда со всех концов Руси приходили и приезжали верующие. Здесь они получали по­мощь и поддержку.

Святой Сергий сделал монастырь центром русской книжной культуры. Здесь монахи переписывали древние книги, писали но­вые.

Сейчас в Сергиеве Посаде самый крупный в России мужской монастырь, духовная семинария и духовная академия. Здесь же находится богатейшая библиотека духовной литературы.

Тысячи верующих приезжают в лавру в дни церковных празд­ников.

Прекрасный архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, её храмы привлекают многочисленных туристов.

Русские монастыри – уникальные памятники духовной культуры. Наиболее известными из московских монастырей являются Новодевичий и Андроников монастыри.

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году в память о воз­вращении в состав русского государства города Смоленска. Ансамбль монастыря строился в XVI–XVIII веках. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей Москвы. Первым в 525 году был построен Смоленский собор. Позднее были построены церковь и колокольня.

Монастырь окружает крепостная стена с юга. Этот монастырь-крепость защищал город с юга.

Новодевичий монастырь, как видно из его названия, был женским монастырём. Монахини этого монастыря были в основном женщины из царской семьи или знатного рода.

На территории монастыря похоронены герои войны с Наполеоном 1812 года, деятели культуры XIX века.

Рядом с монастырём находится Новодевичье кладбище. Здесь похоронены русские писатели: Гоголь, Чехов, Булгаков, известные учёные, актёры, политики. Долгое время Новодевичий монастырь был музеем, историко-культурным памятником. Сейчас в нём вновь открыт женский монастырь.

Андроников монастырь, защищавший Москву с юго-востока, был основан игуменом Андроником, учеником святого Сергия Радонежского. Надо сказать, что четвёртая часть всех монастырей была основана учениками святого Сергия.

В Андрониковом монастыре находится самое старое здание Москвы – это Спасский собор, который был построен в 1410–1427 годах. В соборе сохранилась часть фресок, выполненных под руководством знаменитого иконописца Андрея Рублёва. Андрей Рублёв провёл в этом монастыре последние годы своей жизни и был там похоронен.

В 1960 году в дни, когда отмечался 600-летний юбилей Андрея Рублёва, на территорию монастыря был переведён музей древнерусского искусства. Сейчас это Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В собрании музея – произведения искусства XIV-XVIII веков. Основу коллекции составляют иконы. В музее можно увидеть копии фресок Андрея Рублёва и Феофана Грека и многое другое. На площади, рядом с монастырём, открыт памятник Андрею Рублёву.

На территории монастыря похоронен основатель русского театра Фёдор Волков.

Небольшой рассказ о русских монастырях дает возможность понять, какую роль играли монастыри в жизни народа. Монастырские стены защищали город от врагов. Такие города, как Москва, Новгород, Псков, были окружены кольцом монастырей.

В случае крайней опасности монахи, как простые воины, поднимались на защиту родной земли. В обычное время их оружием было слово и вера.

Но, главное, монастыри были хранителями культурных и духов­ных ценностей, центрами духовной жизни народа.

КОММЕНТАРИИ:

монастырь –обитель – религиозная община монахов или монахинь, которая представляет собой церковно-хозяйственную организацию

икона – изображение (портрет) лика (лица) Бога, Божией Матери, святого или святых

духовный – религиозный

иконопись– религиозная живопись

духовная семинария – религиозное учебное заведение для подготовки священников, иконописцев

 

ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы:  

1.Что вы узнали о русских монастырях?

2.Какую роль играли монастыри в жизни русского народа?

3. Расскажите, что вы узнали о Троице-Сергиевой лавре и о двух московских монастырях.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...