Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образовательного учреждения




(№ 27/90.1-6 от 27.03.00)

I.Общие положения.

1.1. Примерное положение о психолого-медико-педагогическом кон­силиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психо­лого-медико-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного подразделения психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными по­требностями.

1.2. ПМПк представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения, составляющее ядро психолого-медико-педагогической службы образовательного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают труд­ности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии.

1.3. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответству­ющую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивиду­альный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. При наличии в образовательном учреждении трех и более классов, групп специального, коррекционно-развивающего (ком­пенсирующего) типа постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20%-ную надбавку к заработной плате.

1.4. ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными за­конами, указами и распоряжениями Президента Российской Федера­ции, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Примерным положением, уставом общеобразователь­ного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанни­ков, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федера­ции «Об образовании».

II. Цель и задачи Психолого-медико-педагогического консилиума.

2.1. Целью ПМПк является определение и организация в рамках дан­ного образовательного учреждения адекватных условий развития, обуче­ния и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными ин­дивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.

2.2. В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:

- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;

- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;

- разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-разви­вающего сопровождения;

- отслеживание динамики развития и эффективности индивидуали­зированных коррекционно-развивающих программ;

- определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «груп­пы риска»;

- решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответству­ющей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстер­нат, домашнее и др.);

- при положительной динамике и компенсации отклонений в разви­тии — определение путей интеграции ребенка в классы, работающие по основным образовательным программам;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприя­тий и психологически адекватной образовательной среды;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное раз­витие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навы­ками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;

- организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе Психолого-медико-педагогического консилиума; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также — отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк более высокого уровня.

III. Организация деятельности и состав ПМПк.

3.1. ПМПк организуется на базе любого образовательного учрежде­ния независимо от типа и вида.                                        

3.2. ПМПк утверждается приказом директора образовательного уч­реждения.

3.3. Общее руководство ПМПк возлагается на директора образова­тельного учреждения.

3.4. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структур­ными подразделениями Психолого-медико-педагогической службы.

3.5. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения. В случае инициативы сотрудников образовательного учреждения должно быть получено согласие на обследование от родителей (иных законных представителей).

При несогласии родителей (иных законных представителей) специа­листами ПМПк должна проводиться работа по формированию у них адек­ватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. Во всех слу­чаях согласие родителей должно быть подтверждено их заявлением. При­ем подростков старше 12 лет, обратившихся к специалистам ПМПк, допускается без сопровождения родителей.

3.6. Обследование ребенка должно осуществляться с учетом требова­ний профессиональной этики. Специалисты ПМПк обязаны хранить профессиональную тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в заключении.

3.7. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально, при необходимости — в присутствии родителей (иных законных представителей).

3.8. ПМПк имеет право затребовать следующие документы:

- свидетельство о рождении ребенка;

- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка). При не­обходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медсестра ПМПк направляет запрос соответствующим меди­цинским специалистам;

- педагогическое представление (характеристику);

- письменные работы по русскому (родному языку), математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельно­сти ребенка.

3.9. Результаты обследования ребенка протоколируются, отражают­ся в заключении, которое составляется коллегиально и является осно­ванием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению, при необходимости — по профориентации и трудоустройству, а также социальной и трудовой адаптации. Все сведе­ния вносятся в журнал регистрации консилиумов и Карту развития ребенка.

3.10. В диагностических сложных или конфликтных случаях специали­сты ПМПк направляют ребенка в муниципальную ПМПК либо в другие диагностико-коррекционные учреждения. Возможна также организация пробного диагностического обучения на базе уже существующих, а так­же вновь создаваемых специальных классов данного образовательного учреждения.

3.11. В ПМПк ведется следующая документация:

- журнал предварительной записи детей на ПМПк;

- журнал регистрации плановых и внеплановых консилиумов;

- Карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПк, дневником (листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы специалистов;

- список специалистов ПМПк;

- график плановых консилиумов (не реже одного раза в четверть);

- списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специ­альной образовательной направленности, находящихся под динамиче­ским наблюдением специалистов ПМПк;

- нормативные и методические документы, регулирующие деятель­ность специалистов ПМПк.

3.12. Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель директора по учеб­но-воспитательной работе (председатель консилиума), прошедший спецподготовку; учитель (классный руководитель) или другой специ­алист, представляющий ребенка на ПМПк; учителя с большим опы­том работы; учителя классов коррекционно-развивающего обучения; учитель-логопед (и/или учитель-дефектолог); педагог-психолог; врач (педиатр, невропатолог или детский психиатр); медсестра. При отсут­ствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на дого­ворной основе.

3.13. Дети, направленные классным руководителем на обследование в ПМПк, а также все учащиеся специальных классов (коррекционно-развивающих, компенсирующих) находятся под наблюдением специалистов ПМПк в течение всего периода пребывания в данном образователь­ном учреждении. Все изменения формы или вида обучения в рамках од­ного и того же образовательного учреждения фиксируются в Карте раз­вития ребенка.

3.14. Председатель и специалисты, участвующие в работе ПМПк, не­сут ответственность за конфиденциальность информации о детях, про­ходивших обследование на ПМПк или находящихся на коррекционно-диагностическом и коррекционно-развивающем, ином специальном обучении.

IV. Подготовка и проведение ПМПк.

4.1. ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

4.2. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образо­вательного учреждения на комплексное обследование детей с отклоне­ниями в развитии, но не реже одного раза в четверть проводятся плано­вые ПМПк, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педа­гогической диагностико-коррекционной помощи.

4.3. Деятельность плановых консилиумов направлена на:

- анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее коли­чественного и качественного состава (учащиеся классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения, дети с признаками школь­ной дезадаптации, неуспевающие и слабо успевающие дети);

- определение путей психолого-медико-педагогического сопровож­дения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;

- профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

4.4. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (в первую очередь — учителей), непосредственно работающих с ребен­ком.

Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях.

Задачи внепланового консилиума следующие:

- решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстрен­ных мер по выявленным обстоятельствам;

- внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

4.5. В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностиче­ское обследование ребенка председатель ПМПк согласовывает этот во­прос с родителями (иными законными представителями) и при отсут­ствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответ­ствии с графиком плановых ПМПк).

4.6. ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования во­проса с родителями (иными законными представителями).

4.7. Председатель включает в состав ПМПк кроме постоянных специ­алистов сотрудников образовательного учреждения, непосредственно

работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПк, и др. Предсе­датель ставит в известность специалистов ПМПк о необходимости об­следования ребенка.

4.8. В период с момента поступления запроса и до ПМПк каждый специалист ПМПк проводит индивидуальное обследование ребенка, планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и психофизической нагрузки.

4.9. Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.

4.10. На период реализации рекомендаций, разработанных специали­стами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживаю­щий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы и выступающий с инициативой повторных об­суждений динамики развития ребенка на ПМПк.

4.11. Решением ПМПк ведущим специалистом назначается в первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.

4.12. ПМПк проводится под руководством председателя, а в его от­сутствие — заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем образовательного учреждения.

4.13. Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на ПМПк и оформляет протокол. Каждый специалист, участвующий в об­следовании и/или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка. Последовательность пред­ставлений специалистов определяется представителем ПМПк. Заключе­ние каждого специалиста вкладывается в Карту развития ребенка. Окон­чательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомен­дациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подпи­сывается председателем и всеми членами ПМПк.

4.14. Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных за­конных представителей). Предложенные рекомендации реализуются толь­ко при отсутствии возражений со стороны родителей (иных законных представителей).

4.15. Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк) на основа­нии устных представлений специалистов, непосредственно работаю­щих с ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты разви­тия ребенка вносятся сведения об изменениях в его состоянии в про­цессе реализации рекомендаций, составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок, внесенных в реко­мендации.

4.16. При направлении ребенка на муниципальную или региональную ПМПК заключение, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождающих ребенка вместе с родителями, или отправляется по почте.

Приложение 3

Рабочие материалы ПМПК

Рекомендуемая форма календарного планирования деятельности ПМПК

Форма работы

Месяцы

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Рабочее место (дни / часы)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...