Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процедура психологического исследования семьи
В процедуре психологического изучения семьи можно выделить два направления. Первое направление реализуется в форме беседы-интервью и состоит из нескольких этапов. Второе направление представлено комплексным экспериментальным изучением проблем семьи. Рассмотрим содержание первого направления. Первый этап. Знакомство. Установление контакта и необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Второй этап. Определение проблемы. Здесь выделяют два подэтапа: определение проблемы со слов родителей и диагностика состояния ребенка. Третий этап. Формулирование реальных проблем. Четвертый этап. Определение способов, с помощью которых проблема или проблемы могут быть решены. Пятый этап. Подведение итогов, резюме, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога. Первый этап и часть второго этапа (исключая диагностику состояния ребенка) проводятся психологом со всеми присутствующими членами семьи. С целью овладения полной информацией о процессах, имеющих место в данной семье, психолог устанавливает доверительный контакт с каждым из ее членов. Специальными приемами (жестами, мимикой, интонацией голоса и содержанием фраз) он настраивает близких больного ребенка на глубокое и серьезное изучение проблем семьи, а также стимулирует их собственной позицией на поиск адекватного решения. Трудности, на которые обычно жалуются родители больных детей, чаще всего касаются: - проблем ребенка, возникающих в процессе его обучения, воспитания или лечения; - взаимоотношений ребенка с матерью (его послушание — непослушание, агрессивность—ласковость, нежность к матери); - отношений ребенка с сибсами (здоровые дети тяготятся больными братом или сестрой, стесняются их); - отношений ребенка с другими детьми в школе, детском саду, на улице (здоровые дети дразнят, обижают больного ребенка, они не хотят с ним общаться; показывают на него пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки); - отношений ребенка с дедушкой и бабушкой (в одних случаях бабушка и дедушка жалеют больного ребенка, «заласкивают» его, в других — мать ребенка жалуется на то, что бабушка и дедушка не желают поддерживать с больным ребенком связь; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к бабушке и дедушке); - отношений ребенка с учителем, воспитателем в детском саду, в школе (родители жалуются, что учитель недооценивает, занижает возможности их ребенка); - отношений между матерью и отцом ребенка (треть семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии; — неполные); - отношений отца (матери) к ребенку (отвержение или принятие ребенка и полное посвящение себя его проблемам); - оценки матерью (отцом) отношения отца (матери) ребенка к нему и к нормальным сибсам (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др. Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляется с помощью соответствующих методик и в рамках известного в отечественной дефектологической науке традиционного подхода. В зависимости от степени выраженности нарушений в интеллектуальной, двигательной, речевой или эмоционально-волевой сферах психолог ставит перед собой задачу по изучению влияния внутрисемейных отношений на характер формирования личностных черт больного ребенка. Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что 'реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу. На четвертом этапе психолог предлагает родителям оптимальные способы решения их проблем. К ним могут быть отнесены: - правильный выбор программы обучения и типа специального (коррекционного) образовательного учреждения для ребенка; - организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях; - обучение родителей навыкам воспитания ребенка с отклонениями в развитии; - формирование у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и с другими лицами (в образовательном учреждении); - изменение позиции родителей относительно «бесперспективности» развития их ребенка; - установление позитивного климата и адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи. Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основной проблемы. Он дает подробные разъяснения по поводу того, что надо делать и как осуществлять работу по каждому из перечисленных выше направлений. Последний этап посвящен подведению итогов первичного психологического исследования семьи. Одновременно психолог изучает на эмпирическом уровне готовность родителей к преодолению, проблем и определяет степень помощи, в которой они нуждаются. Следует учитывать, что для достижения понимания интерпретации проблемы, даваемой консультантом, родителям необходимо время для обдумывания и для формирования нового взгляда на проблему. Одновременно у них может возникнуть неудовлетворенность результатами консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае следует убедить родителей в необходимости проведения дополнительных бесед, а также в целесообразности проведения психодиагностической процедуры по отношению к ним самим. Организация и проведение комплексной личностной и семейной диагностики (второе направление) может проводиться также в несколько этапов (дней) в зависимости от возникновения в этом потребности. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите задачи психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. 2. Какие правила соблюдаются при проведении беседы с родителями проблемного ребенка? 3. Перечислите этапы работы по психологическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития. 4. Какова конечная цель социально-педагогического и психологического изучения семьи ребенка с нарушениями развития? Литература Основная Альманах психологических тестов. — М., 1995. Бурлачук Р.Л., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. — Самара, 1998. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1980. Дополнительная Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие. — М., 2002. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1998. — № 4. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1999. — № 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |