Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ,




ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА

С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Важную роль в разработке программы индивидуального психо­лого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, при­влечение родителей к коррекционно-развивающему процессу.

Часто решение этой важной задачи возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и осо­бенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, вос­питывающих ребенка с нарушениями развития.

Родители детей с проблемами в развитии часто имеют специ­фические личностные особенности, возникающие из-за пережива­ний состояния ребенка (В. В. Ткачева, И. Ю.Левченко). Следствием этих переживаний является пониженный фон настроения, потеря жизненных перспектив, нарушение здоровья психосоматическо­го характера, необоснованные надежды на исцеление ребенка и т.д. Личностные особенности родителей затрудняют установление продуктивного контакта с педагогами и препятствуют их эффек­тивному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Выявить психологические возможности родителей, их скрытые переживания, особенности семейного воспитания и взаимоотно­шений в семье помогает психологическое изучение их личности. | Такое исследование может провести психолог образовательного учреждения, руководствуясь предложенными ниже рекомендация­ми. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизиро­вать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Методы изучения семьи

В рамках экспериментального исследования семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, могут использоваться как малоформализованные методики, так и методики вы­сокого уровня формализации. Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, должен строиться на следующих принципах:

- исследование проводится комплексно с целью максимально­го охвата возможных параметров личности членов семьи и осо­бенностей их взаимоотношений с социумом;

- в рамках исследования осуществляется качественный и срав­нительный анализ факторов, выявляемых с помощью диагности­ческого инструментария;

- получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы.

Малоформализованные методики

На начальном этапе диагностической процедуры в качестве малоформализованной методики применяется беседа-интервью, в рамках которой изучается история жизни семьи ребенка и спектр основных ее проблем. В процессе ведения беседы соблюдаются сле­дующие правила:

- тщательно фиксируются объективные внешние проявления испытуемого или испытуемых;

- реализуется наблюдение непрерывного процесса, а также от­дельных его компонентов;

- запись проводится избирательно.

При изучении семьи с помощью беседы-интервью могут быть оценены как эмоционально-личностные особенности обследуе­мой группы детей, так и некоторые индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций последних, тона разговора, вибрации (дро­жания) голоса, работоспособности и других качеств, наиболее часто встречающихся в повседневном общении, могут подтвер­диться данные о характерологических изменениях личности, по­веденческих реакциях, особенностях темперамента, силе — слабо­сти, уравновешенности — неуравновешенности, подвижности — инертности нервных процессов, полученные путем использова­ния формализованных методик.

По форме беседа-интервью может быть:

- свободной, когда она проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

- стандартизированной, когда тщательно регламентируется порядок ее проведения;

- частично стандартизированной (структурированной), объе­диняющей первую и вторую формы.

Существенно важным для проведения беседы-интервью с ро­дителями является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения психолога и обследуемого избирается внутрен­ний мир родителя. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации переживаний родителя с целью формирования в его сознании альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей. Конечной целью беседы-интервью должно стать возникновение потребности в осу­ществлении изменений в понимании главного вопроса — принятии проблем ребенка. У родителей может проявиться и тен­денция к переструктурированию ценностных ориентации, свя­занных с этой проблемой. Поэтому процесс беседы-интервью должен быть направлен на то, чтобы при обсуждении особо зна­чимых для родителя тем позитивно изменять его отношение к ним. Для этого следует переставлять акценты таким образом, что­бы родитель, ведомый психологом, как бы сам обретал желае­мый выход.

Наша практика свидетельствует о том, что для обеспечения положительных результатов беседы-интервью полезнее избирать свободную или частично стандартизированную форму. Отказ от стандартизированной формы беседы-интервью объясняется тем, что испытуемыми такая форма контакта чаще всего отвергается. Частично структурированное интервью может включать и определенные темы для обсуждения.

Формализованные методики

Комплексное изучение особенностей личностных характери­стик родительско-детских пар в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями развития, требует создания экспериментальных условий для исследования и с этой целью использования стан­дартизированных, методик изучения познавательной деятельно­сти и методик личностной психодиагностики. Большая часть этих методик возникла за рубежом. Однако к настоящему моменту зна­чительное их число адаптировано в нашей стране. Существуют и отечественные методики, направленные на изучение этих характеристик. Особенности познавательной деятельности исследуются с помощью специальных методик, направленных на выявление характеристик высших психических процессов (восприятия, вни­мания, мышления, речи, памяти). К методикам диагностики лич­ности чаще относят:

- личностные опросники;

- проективные методики;

- клинико-психолого-диагностические методики. Применение стандартизированных методик обычно предпола­гает использование следующих критериев:

- жесткая регламентация процедуры, т.е. точное соблюдение инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.;

- стандартизация единых требований к процедуре эксперимен­та и единых критериев оценки результатов;

- независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;

- надежность и точность психологических измерений, их со­гласованность при первичном и повторном применении методи­ки на одних и тех же испытуемых;

- валидность (пригодность методики для обследования той или иной характеристики объекта, т.е. соответствие методики измеря­емому явлению).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...