Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методики изучения особенностей личности родителей
Для определения психологических возможностей родителей, особенностей внутрисемейных отношений, характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с нарушениями развития) необходимо изучение их характерологических свойств. В связи с этим задачи такого изучения могут включать: - исследование личностных особенностей родителей детей с нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств; - изучение характеристик их адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс; - определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, акцентуациям характера; - анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории; - анализ результатов определения вида психокоррекционной помощи каждой конкретной семье. При проведении психологической диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить весь спектр личностных характеристик индивида. К таким методикам (опросникам) относятся: - ММРI и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ, Мini - Mult; - методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 ФЛО — 187, форма А; 16 ФЛО — 105, форма С); - методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда; - методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса; - методика Г.Айзенка — ЕPO; - методика Г. Айзенка — ЕРI. Перечисленные выше методики позволяют выявить характерологические особенности, преобладающие в структуре личности родителей больных детей. Они ранжируются в соответствии с выделяемыми в них шкалами, или факторами. С целью определения характера внутрисемейных отношений, уровня интегрированности семей данного типа, выявления семейного источника психической травматизации личности могут быть использованы методики, предложенные Э. Г. Эйдемиллером: - методика «Семейно-обусловленное состояние»; - опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ); - опросник «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)»; - методика «Наивная семейная психология (НСП)»; - методика РАRI Е.Шеффер и Р.Белла (блок I). В случае выявления нарушений, близких к пограничным состояниям, или тенденции к патохарактерологическому развитию личности для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы следует воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида. Так, например, для подтверждения депрессивных или тревожных состояний у обследуемых целесообразно использовать следующие методики: - методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанная в Институте им. Бехтерева; - методика измерения уровня тревожности Тейлора; - методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге; - методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.АЖмурова; - методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса; - методика измерения ригидности; - методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана; - методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина. Содержание этих методик представлено в сборнике «Практическая психодиагностика: Методики и тесты» (1998). Из известных проективных методик, направленных на разрешение поставленных выше целей, вероятностно используемыми могут быть: - методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга; - методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера; - тест М.Люшера; - тематический апперцептивный тест; - методика «Q-сортировка» В. Стефансона; - методика «Тест описания поведения» К.Томаса. Методика аутоидентификации акцентуаций характера по словесным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера составлена на основании клинических описаний типов характера. Испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием карточек, на каждой из которых приведено содержание одного характерологического типа, и осуществить выбор карточки, наиболее соответствующей своему характеру. Восьмицветный «краткий» тест Люшера является специальным психологическим инструментом для диагностики фрустрационных ситуаций и степени проявления напряженности и интенсивности стресса. Методика «Q-сортировка» В.Стефансона используется для изучения представлений человека о себе самом. В соответствии с замыслом автора она выявляет шесть тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость—независимость; общительность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы. Методика «Тест описания поведения» К. Томаса направлена на изучение поведения человека в конфликтных ситуациях. Модель урегулирования конфликтов представлена Томасом в виде двух составляющих — кооперации и напористости. Выделены и способы урегулирования конфликтов. Методики изучения родительско-детских отношений Задачами этого направления диагностики являются: - установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений; - изучение динамики родительско-детских отношений под воздействием коррекции; - определение модели семейного воспитания. Характер взаимодействия родителей с больным ребенком может быть изучен с помощью следующих методик: - методика РАRI Е. Шеффер и Р. Белла (блок II); - тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В. В. Столина; - методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; - методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), варианты 3—10 лет, 11—21 год; - методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха. - методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено. Первые пять методик направлены на выявление различных вариантов особенностей родительских установок во взаимоотношениях с их детьми. Методика РАК.1 Е.Шеффер и Р.Белла определяет родительские позиции (в первую очередь матерей). В этой методике выделяются следующие критерии: - понимание родительской позиции как оптимальной; - понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как правомерных; - понимание отношений с ребенком как неуравновешенных; - понимание собственной жесткой позиции как правомерной. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности и социально-психологическую совместимость членов конкретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |