Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методики изучения особенностей личности родителей




Для определения психологических возможностей родителей, особенностей внутрисемейных отношений, характера реакций родителей на сложившуюся психогенную ситуацию (рождение в семье ребенка с нарушениями развития) необходимо изучение их характерологических свойств.                                В связи с этим задачи такого изучения могут включать:

- исследование личностных особенностей родителей детей с нарушениями в развитии, их интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств;

- изучение характеристик их адаптационных механизмов, спо­собности переносить длительный стресс;

- определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу, психопатии, ак­центуациям характера;

- анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

- анализ результатов определения вида психокоррекционной помощи каждой конкретной семье.

При проведении психологической диагностики целесообразно использовать методики, позволяющие выявить весь спектр лич­ностных характеристик индивида. К таким методикам (опросни­кам) относятся:

- ММРI и его модифицированные варианты СМИЛ, СМОЛ, Мini - Mult;

- методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 ФЛО — 187, форма А; 16 ФЛО — 105, форма С);

- методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда;

- методика определения «типа личности» и «вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса;

- методика Г.Айзенка — ЕPO;

- методика Г. Айзенка — ЕРI.

Перечисленные выше методики позволяют выявить характеро­логические особенности, преобладающие в структуре личности родителей больных детей. Они ранжируются в соответствии с вы­деляемыми в них шкалами, или факторами.

С целью определения характера внутрисемейных отношений, уровня интегрированности семей данного типа, выявления се­мейного источника психической травматизации личности мо­гут быть использованы методики, предложенные Э. Г. Эйдемиллером:

- методика «Семейно-обусловленное состояние»;

- опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ);

- опросник «Конструктивно-деструктивная семья (КДС)»;

- методика «Наивная семейная психология (НСП)»;

- методика РАRI Е.Шеффер и Р.Белла (блок I).

В случае выявления нарушений, близких к пограничным со­стояниям, или тенденции к патохарактерологическому развитию личности для подтверждения или опровержения предполагаемой гипотезы следует воспользоваться методиками, направленными на изучение отдельных психических состояний индивида. Так, например, для подтверждения депрессивных или тревожных со­стояний у обследуемых целесообразно использовать следующие методики:

- методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), разработанная в Институте им. Бехтерева;

- методика измерения уровня тревожности Тейлора;

- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге;

- методика дифференциальной диагностики депрессивных со­стояний В.АЖмурова;

- методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и X. Хесса;

- методика измерения ригидности;

- методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана;

- методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина.

Содержание этих методик представлено в сборнике «Практи­ческая психодиагностика: Методики и тесты» (1998).

Из известных проективных методик, направленных на разре­шение поставленных выше целей, вероятностно используемыми могут быть:

- методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга;

- методика аутоидентификации акцентуаций характера по сло­весным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера;

- тест М.Люшера;

- тематический апперцептивный тест;

- методика «Q-сортировка» В. Стефансона;

- методика «Тест описания поведения» К.Томаса.

Методика аутоидентификации акцентуаций характера по сло­весным характерологическим портретам Э. Г. Эйдемиллера состав­лена на основании клинических описаний типов характера. Испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием карточек, на каждой из которых приведено содержание одного характеро­логического типа, и осуществить выбор карточки, наиболее соот­ветствующей своему характеру.

Восьмицветный «краткий» тест Люшера является специальным психологическим инструментом для диагностики фрустрационных ситуаций и степени проявления напряженности и интенсив­ности стресса.

Методика «Q-сортировка» В.Стефансона используется для изу­чения представлений человека о себе самом. В соответствии с за­мыслом автора она выявляет шесть тенденций поведения челове­ка в реальной группе: зависимость—независимость; общитель­ность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы.

Методика «Тест описания поведения» К. Томаса направлена на изучение поведения человека в конфликтных ситуациях. Модель урегулирования конфликтов представлена Томасом в виде двух составляющих — кооперации и напористости. Выделены и спосо­бы урегулирования конфликтов.

Методики изучения родительско-детских отношений

Задачами этого направления диагностики являются:

- установление типа родительско-детских отношений и при­чин их нарушений;

- изучение динамики родительско-детских отношений под воз­действием коррекции;

- определение модели семейного воспитания.

Характер взаимодействия родителей с больным ребенком мо­жет быть изучен с помощью следующих методик:

- методика РАRI Е. Шеффер и Р. Белла (блок II);

- тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В. В. Столина;

- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

- методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), ва­рианты 3—10 лет, 11—21 год;

- методика «Чернильные пятна» Г. Роршаха.

- методика диагностики межличностных и межгрупповых от­ношений «Социометрия» Дж. Морено.

Первые пять методик направлены на выявление различных ва­риантов особенностей родительских установок во взаимоотноше­ниях с их детьми.

Методика РАК.1 Е.Шеффер и Р.Белла определяет родитель­ские позиции (в первую очередь матерей). В этой методике вы­деляются следующие критерии:

- понимание родительской позиции как оптимальной;

- понимание гиперопекаемых отношений к ребенку как пра­вомерных;

- понимание отношений с ребенком как неуравновешенных;

- понимание собственной жесткой позиции как правомерной.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отно­шений «Социометрия» Дж. Морено позволяет изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельно­сти и социально-психологическую совместимость членов кон­кретной группы (в данном случае — семьи больного ребенка).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...