Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии




В этой области можно условно выделить два крупных направле­ния в зависимости от «объекта» работы (слово «объект» взято в кавычки неслучайно, так как подразумевается его активность в ходе консультирования) — консультирование членов семьи (преж­де всего родителей) и консультирование самого ребенка. Уже из самого определения понятия психологического консультирования понятно, что оно возможно лишь начиная с определенного воз­раста, а конкретно — с подросткового. Только в этот период раз­витие самосознания и самопознания подростка позволяет ему вы­являть те или иные проблемы и обращаться за помощью, причем у него не должно быть выраженных нарушений психики. При кон­сультировании семьи с ребенком нередко тоже ведется работа (прежде всего — диагностическая), но в этом случае он более пассивен. Рассмотрим эти направления консультирования.

1. Консультирование семей, имеющих ребенка с отклонения­ми в развитии. В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие. А. Педагогическая модель («Семья в психологической консуль­тации», 1989): основывается на гипотезе о недостаточной педаго­гической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуа­цию жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий. Он выступает в роли специалиста, авторитета, дает советы, задания, проверяет их выполнение. Во­прос о том, что проблемы могут быть у самих родителей, впря­мую не рассматривается.

Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание по­мощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответ­ствующую школу, клинику и т.п.).

В. Психологическая (психотерапевтическая) модель: опирает­ся на предположение о том, что семейные проблемы связаны с неправильным внутрисемейным общением, с личностными особенностями членов семьи, с нарушением межличностных отно­шений. Помощь специалиста заключается в мобилизации внут­ренних ресурсов семьи для адаптации к стрессовой ситуации.

Фактически при работе с семьей используются все эти моде­ли, но важно подчеркнуть, что психологическая модель должна всегда сопровождать и в некотором смысле предшествовать другим видам помощи.

Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования, а они могут быть весьма разнообраз­ными. Основные задачи можно сформулировать следующим обра­зом:

- помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

- помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

- информирование о возрастных и индивидуальных особенно­стях ребенка в связи с нарушениями развития;

- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

- обучение некоторым методикам коррекционной работы;

- гармонизация внутрисемейных отношений, нарушенных вследствие появления ребенка с отклонениями в развитии и нега­тивно отражающихся на нем;

- помощь в решении личностных проблем, вызванных появле­нием ребенка с отклонениями в развитии (чувство неполноцен­ности, одиночества, вины и пр.), — их наличие у членов семьи также негативно сказывается на ребенке;

- помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных ме­стах, косые взгляды окружающих и т.п.).

Этот список можно было бы продолжить (например, помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка навсегда в специаль­ное учреждение или воспитывать в семье), но чаще всего семьи нуждаются именно в вышеперечисленных видах помощи.

Методы консультирования — те же, что и обычно, но со своей спецификой. В первую очередь это касается беседы с родителями или другими взрослыми, обратившимися по поводу ребенка (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. и др., 2002).

Очень важно, чтобы консультант проявил искреннюю заинте­ресованность в проблемах семьи в целом и ребенка в частности. Не следует прямо критиковать действия родителей; в первые встре­чи это просто недопустимо. Кроме того, необходимо сориентиро­вать родителей в возможных целях и задачах консультирования, сформировать установку на совместную работу с ребенком и консультантом, предупредить о вероятных препятствиях и трудностях. Следует проявлять осторожность при прогнозировании дальней­шего развития ребенка, избегать безапелляционных утверждений, не внушать неоправданных ожиданий.

При этом виде консультирования работа может вестись инди­видуально и в группе. Хорошо зарекомендовали себя родитель­ские семинары, группы тренинга умений и другие виды родительских групп.

Разумеется, не каждый профессиональный практический пси­холог может вести подобную работу. Весьма желательно, чтобы специалист к тому же имел солидную подготовку в области спе­циальной психологии и коррекционной педагогики, хорошо пред­ставлял себе варианты аномального развития и пути помощи де­тям с отклонениями в развитии.

Особо следует остановиться на проблеме профессионального консультирования детей с отклонениями в развитии. Эта пробле­ма, к сожалению, практически не разработана, хотя в ее актуаль­ности сомневаться не приходится: ведь правильное профессио­нальное самоопределение — залог успешной социальной реаби­литации детей. Поэтому желательно привлекать родителей к решению этой проблемы, и ранняя профконсультация как раз и проводится не столько для детей, сколько для их родителей. Она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на приобщение родителей к форми­рованию у подрастающего ребенка интереса к своим психофи­зиологическим качествам, а в конечном счете готовности к профессиональному выбору.

2. Психологическое консультирование ребенка. Такой вариант консультативной работы встречается редко и, как уже говори­лось, лишь с детьми старшего возраста, относительно интеллек­туально сохранными. Лишь они могут быть объектами консульта­ции. И все же работу в этом направлении следует развивать, особенно для ряда категорий (например, для детей с нарушениями анализаторов).

В подростковом возрасте наиболее вероятны следующие про­блемы:

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения с родителями;

- личностные проблемы в связи с дефектом (чувство неполно­ценности и пр.);

- проблема профессионального самоопределения.

В большинстве случаев консультирование идет обычным путем с соблюдением всех изложенных выше правил и принципов.

Последняя проблема детьми зачастую не осознается (к сожале­нию, и их родителями тоже). Поэтому работа консультанта за­ключается, во-первых, в формировании общей готовности к профессиональному самоопределению, а во-вторых, в помощи в кон­кретном выборе профессии.

В проведении этой работы широко используются игровые, дис­куссионные методы, активизирующие подростков, корректирую­щие неадекватные профессиональные интересы и намерения, которые часто встречаются у детей с отклонениями в развитии, а также методы психодиагностики.

Здесь следует проявлять большую осторожность в рекоменда­ции конкретной профессии. У детей с отклонениями в развитии профессиональные возможности часто снижены, ограничен круг доступных профессий, и чтобы не сужать этот круг еще больше, не следует рекомендовать им какую-то одну профессию, показан­ную по состоянию здоровья. Лучше выделить круг противопоказанных профессий (при этом необходима помощь других специа­листов, в первую очередь медиков). Соответственно остальные профессии для ребенка доступны.

Профконсультирование детей с отклонениями в развитии — очень сложная проблема, и ее практическое решение в отноше­нии каждого конкретного ребенка требует многопрофильной подготовки консультанта или привлечения смежных специалистов, но такой вид консультирования, безусловно, необходим.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...