Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные принципы и стратегии консультирования




Практически при любом виде консультирования необходимо соблюдать ряд методологических и этических принципов («Семья в психологической консультации», 1989).

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание. Нужно избегать восприятия другого челове­ка на основе стереотипов и предрассудков — это формирует барь­ер в общении, и консультирование окажется неэффективным. Как говорят некоторые психологи: нет людей хороших и плохих — есть люди разные.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента (они не всегда совпадают с принятыми нормами). Этот принцип требует некоторо­го разъяснения. Он не означает, что консультант должен разделять эти ценности, отказываться от собственных норм и убеждений в угоду клиенту. Не означает он и лицемерного «как бы согласия» с этими ценностями. Но консультант, обладающий эмпатией, оставаясь самим собой, должен уметь вставать на позицию клиента, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он не прав.

3. Анонимность (конфиденциальность). Все, что происходит в кабинете консультанта, все, чем поделился во время своей испо­веди клиент, остается в этом кабинете — в этом клиент должен быть уверен. Даже если консультанту необходимо посоветоваться с другим специалистом в данной области, обсудить сложный слу­чай, это следует делать очень осторожно, избегая конкретных имен, фамилий, профессиональной принадлежности и пр. Если психо­лог консультирует кого-то одного из супругов или членов семьи, он не имеет права разглашать полученные от него сведения друго­му, т.е. он работает или с кем-то одним, или сразу совместно с несколькими членами семьи.

4. Разграничение личных и профессиональных отношений. Су­ществует категорический запрет на продолжение консультирова­ния (равно как и психотерапии), если отношения между психо­логом и клиентом перерастают в личные, неформальные (любовь, дружба). В этом случае люди становятся взаимозависимыми, и кон­сультант теряет возможность быть объективным. Поэтому необхо­димо передать клиента другому специалисту.

5. Включенность клиента в процесс консультирования. В ходе консультирования клиенту должно быть интересно (мотивация на работу). Лучше всего это удается, если консультант помогает ему постоянно делать маленькие открытия о себе и мире.

6. Запрет давать советы. Как уже говорилось, этому принципу следуют не всегда. Но в любом случае ими не надо злоупотреб­лять: задача консультанта — поднести клиента к решению, ориентировать на принятие собственной ответственности за проис­ходящее, а не становиться в позицию учителя жизни.

Типичные трудности в процессе консультирования

Не вдаваясь в тонкости процесса консультирования, в нюансы контакта между консультантом и клиентом (они могут иметь оп­ределяющее значение, но не поддаются чисто словесному описа­нию, а познаются в ходе практической деятельности), следует выделить ряд тех трудностей, которые можно структурировать и описать более или менее определенно.

1. «Трудные» клиенты. Далеко не все посетители психологических консультаций действительно имеют конструктивную позицию. Конечно, многим присуща деловая направленность, заинтересованность в изменении своей ситуации, готовность сотрудничать. Работа с такими клиентами протекает в основном продуктивно и осложняется лишь в тех случаях, когда клиент преувеличивает возможности консультанта, но такая позиция достаточно легко корректируется на первых этапах консультирования. Серьезные трудности возникают с другими типами клиентов. Наиболее часто встречаются следующие.

Клиент-«рантье», т.е. человек с рентными установками в отно­шении консультирования, стремится переложить ответственность на консультанта. Такие люди либо апеллируют к чувству жалости, описывая свои страдания, умоляя о помощи; либо почти прямо заявляют: «Теперь это ваша забота, вам за это деньги платят». Здесь важно не подыгрывать клиенту, не идти у него на поводу, а постараться скорректировать его позицию, четко описав цели и за­дачи консультирования, условия его эффективности, объяснить необходимость активности самого клиента; иногда работа по коррекции таких установок протекает довольно долго. В первом вари­анте она протекает несколько легче. Если клиент в течение како­го-то времени не изменяет своей ориентации, дальнейшая рабо­та, скорее всего, будет бесполезна.

Клиент-«игрок» обращается к консультанту скорее с целью раз­влечься; проблем у него может и не быть, а если и есть, он не собирается их решать. Его лозунг «Посмотрим, какой Вы специа­лист». В этом случае о сотрудничестве с консультантом говорить не приходится.

Клиент-«психолог» появляется у консультанта с целью научиться психологически грамотно влиять на свое окружение, манипули­ровать своими ближними. Собственных проблем у него нет. Рабо­тать или не работать с таким клиентом — моральный выбор кон­сультанта.

Клиент-«эстет» эстетизирует свои проблемы, его исповедь в ходе консультирования, описание проблем очень красиво, четко, логично, законченно. Такая стройность рассказа всегда должна настораживать консультанта, это признак закрытости клиента, его неготовности к работе. В этом случае консультанту можно попро­бовать проговорить ситуацию, обозначить свое чувство неудовлетворенности рассказом. Можно также попросить написать свой рассказ и затем работать с текстом.

2. Ошибки консультанта.

Первый вид ошибок — неверное понимание проблемы клиен­та. Это может произойти из-за дефицита информации, полученной в ходе консультирования. Вот почему не следует торопиться с окончательным определением проблемы, а кроме того, необхо­димо настаивать на максимально подробном рассказе о конкрет­ных ситуациях. Неверное понимание проблемы возможно и из-за неправильной интерпретации полученной информации. Консуль­тант может оказаться чрезмерно ригидным и неспособным отка­заться от своей первоначальной концепции, начинает подгонять полученные факты под нее и игнорировать то, что в нее не вписы­вается. Кроме того, неправильная интерпретация может быть след­ствием таких особенностей консультанта, как идентификация себя с клиентом, предвзятое (сугубо положительное или сугубо отрица­тельное) отношение к нему, собственные нерешенные проблемы, если они аналогичны проблемам клиента, недостаточная чувстви­тельность в улавливании вербальной и невербальной информации и, наконец, просто недостаточная психологическая грамотность.

Второй вид ошибок — неверные рекомендации. Причины их практически те же.                                               Третий вид ошибок — рекомендации в принципе верные, но нереальные. Такие рекомендации практически невыполнимы либо в силу внутренних причин (т.е. особенностей клиента), либо в силу внешних обстоятельств (нет денег, нет физической возможности). Пытаясь выполнить нереальные рекомендации, клиент теряет мотивацию к работе. Поэтому важно очень хорошо проанализиро­вать особенности клиента и его социальной ситуации, прежде чем отважиться на конкретные практические рекомендации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...