Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процедура психологического консультирования




Обычно выделяют несколько этапов процедуры психологиче­ского консультирования (в специальной литературе можно встре­тить разные названия этапов, но содержание их одинаково).

1. Начало процедуры. Установление контакта с клиентом, объяс­нение задач и возможностей консультирования, «настройка» на совместную работу. На этом этапе консультант помогает клиенту почувствовать себя комфортно, снимает его психологическое на­пряжение. Для этого нужно благожелательно встретить и усадить клиента, представиться самому и договориться о том, как кон­сультанту называть собеседника (по имени, имени и отчеству или еще как-то). Уже на этом этапе с помощью вербальных и невер­бальных средств создается атмосфера психологической безопас­ности, эмоциональной поддержки клиента.

2. Сбор информации о контексте темы. Выделение проблемы консультирования. Это очень ответственная фаза, правильное про­ведение этого этапа обусловливает эффективность помощи. Кон­сультант задает вопросы, стремясь проникнуть во внутренний мир клиента, понять особенности его реагирования на жизненные ситуации, отделить «запрос», или явное содержание жалобы, от истинной проблемы. Дело в том, что очень часто запрос и истин­ная проблема не совпадают (например, мать жалуется на проблемы с сыном-подростком, а в результате расспроса обнаруживается, что на самом деле проблема лежит в области супружеских отно­шений). Соответственно, если «довериться» клиенту и исходить из его понимания проблемы, которое он заявил сразу, можно ошибиться и оказывать психологическую помощь совсем не в той области, где это действительно нужно. В жизни люди не всегда (а вернее, очень редко) могут четко выявить причину, которая определяет их трудности. В ходе хорошо построенного интервью им это удается лучше. Хороший расспрос учит клиента активизи­ровать свое мышление, проясняет его мысли и чувства для него самого.

По времени этот этап может продолжаться очень долго, ино­гда в течение нескольких сессий, а иногда (правда, очень редко) занимает всего несколько минут. Так, например, за консультаци­ей обратилась молодая женщина, жалующаяся на то, что ее ребе­нок не хочет гулять на улице, т. е. был запрос — «что с ребенком, как на него повлиять». В ходе десятиминутного интервью консуль­тант выяснил, что ребенок охотно гуляет с отцом и не хочет гу­лять только с матерью. Еще через пять минут выяснилось, что ребенок вообще прекрасно сотрудничает с детьми и взрослыми — кроме матери, которую избегает. Женщина поняла (и сама об этом сказала), что дело не в ребенке, а в ней самой, и проблема лежит в неправильных установках по отношению к ребенку, в чрезмер­ном давлении на него. Таким образом, определилось направление работы — «что со мной, как мне изменить стиль взаимодействия с ребенком».

Для консультанта очень важно выбрать правильную линию по­ведения. С одной стороны, нельзя проявлять в беседе излишнюю активность — засыпать клиента вопросами, не давать договорить (консультанту и так все ясно); навязывать свои интерпретации, оценки, объяснения; резко, без объяснения причин, менять тему разговора. Все это пугает, дезорганизует собеседника. Поэтому часто психологи-практики сначала дают клиенту немного выгово­риться и помогают ему невербальными средствами (например, открытой позой или техникой «зеркал» — отражением позы кли­ента), используют приемы так называемого «пассивного слуша­ния» («Да, да, я понимаю», «продолжайте, я слушаю» и т.п..); если клиент скован, говорит медленно и с трудом или вообще замолкает, может помочь повторение консультантом его послед­ней фразы или ее части — после этого человек продолжает гово­рить. В дальнейшем интервью сбор информации может идти более активно.

С другой стороны, чрезмерная пассивность консультанта, т.е. отсутствие вообще какой-либо реакции на слова и чувства собе­седника, вызывают у того значительное напряжение, ощущение опасности, чувство, что он говорит «не то». Это приведет к нару­шению контакта, невозможности сотрудничества. Помимо выде­ления проблемы на этом этапе консультант собирает информа­цию о клиенте, его сильных сторонах, с опорой на которые воз­можна дальнейшая работа (развито логическое мышление; есть чувство справедливости; есть явная любовь к «объекту» жалобы и т.д. и т.п.). Как правило, в ходе беседы выявляется не одна, а несколько проблем. В этом случае целесообразно выделить основ­ную, в наибольшей степени беспокоящую клиента, и сосредоточиться на ней, а остальные отложить «на потом».

3. Обсуждение желаемого результата, или формирование «об­раза желаемого будущего». Эта фаза органично вплетается в предыдущую. Чего конкретно хочет клиент? Это не такой простой вопрос. Часто клиент понимает это лишь в ходе специальной ра­боты консультанта. Поэтому консультанту важно не фиксировать­ся самому и не фиксировать собеседника на его «страданиях», а побуждать к размышлениям о том, чего ему хочется. При этом «образ желаемого будущего» с помощью консультанта должен стать очень конкретным, живым, наполненным красками, осязаемым. Клиент должен понять, что консультант не может сделать его сча­стливым, а жизнь — беспроблемной, но может помочь достичь конкретной цели (например, не реагировать болезненно на ка­кую-то ситуацию или по-новому построить свои отношения с ребенком). Конкретизация «образа желаемого будущего» позволя­ет клиенту отказаться от нереальных целей и, следовательно, уже несет коррекционный заряд.

4. Коррекционное воздействие, выработка альтернативных ре­шений достижения желаемого будущего. Консультант и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. В зависимости от конкретных целей консультирования и от теоретической модели, которой придерживается консультант, на этой стадии даются более или менее развернутые рекомендации. Подчеркнем, что некоторые психологические школы — например, гуманисти­ческая — категорически против прямых и конкретных житейских советов. Так, один из крупнейших специалистов в области лично­стного консультирования Р. Мэй (1994) указывает на крайне огра­ниченную эффективность советов, поскольку они носят поверх­ностный характер и в принципе их может дать любой «житейский психолог»; консультирование, по мнению Р. Мэя, не предполага­ет «раздачу советов», ибо это означает вторжение в автономию личности; цель консультирования — «придать мужества и реши­мости». Другие специалисты не столь категоричны и считают, что совет профессионального психолога может быть очень важным, а в определенные моменты и необходимым.

В любом случае на этом этапе идет работа по переструктуриро­ванию восприятия ситуации, акцентируются противоречия в рас­сказе клиента. При этом обратную связь нужно давать очень осторожно, говорить о поведении, поступках человека, а не о нем самом. Консультант помогает клиенту сдвинуться с мертвой точ­ки, развить версионное мышление, избавиться от стереотипов житейской психологии. Таких стереотипов существует множество. В частности, затрудняет развитие версионного мышления, выра­ботку альтернативных вариантов поведения так называемая «стимульная модель мира». При стимульной модели мира (по схеме психологов-бихевиористов «стимул - реакция», т.е. на тот или иной стимул следует соответствующая реакция) человек считает, что для каждой ситуации имеется единственно возможный тип пове­дения, а все другие типы оценивает как неправильные, невозможные, неприемлемые. При такой модели мира у человека резко сужен репертуар собственного поведения, а кроме того, он не понимает поведения других людей, если оно отличается от его собственного. Существуют и другие стереотипы, препятствующие полному восприятию ситуации. На этом этапе с клиентом могут произойти серьезные изменения: может резко измениться отно­шение к ситуации и к своей роли в ней. Это означает, что кон­сультирование успешно. Консультант должен чутко улавливать эти изменения и акцентировать на них внимание клиента.

5. Завершающая стадия. На этой стадии определяется, какие конкретные практические шаги предпримет клиент, но нужно быть готовым к тому, что он ничего не предпримет. Во всяком случае, здесь подводится итог встречи, выделяются ключевые моменты процесса консультирования, резюмируется проделанная клиен­том работа, определяются дальнейшие перспективы. В случае необходимости консультант настраивает клиента на то, что процесс еще не закончен и необходимы повторные встречи. Иногда кли­енту даются домашние задания с последующим анализом их выполнения. Форма заданий может быть и серьезной (ведение днев­ника), и полушутливой (например, ругать своего ребенка не все­гда, когда появляется причина или повод, а только в определен­ные часы, причем ребенок может об этом знать, — такие шутли­вые задания могут помочь существенно улучшить психологиче­ский климат в семье, отстраниться от мелочных придирок).

На практике обычно присутствуют все стадии, хотя их удель­ный вес может быть разным. При повторных встречах первые стадии занимают меньшее место. Слишком большое число встреч по какой-то одной узкой проблеме чаще всего означают, что кон­сультант и клиент «топчутся на месте»; в таком случае ситуацию необходимо обсудить, понять причины происходящего и, возможно, временно прервать сессии, пока клиент не предпримет ка­кие-то из намеченных шагов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...