Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процедура психологического консультирования
Обычно выделяют несколько этапов процедуры психологического консультирования (в специальной литературе можно встретить разные названия этапов, но содержание их одинаково). 1. Начало процедуры. Установление контакта с клиентом, объяснение задач и возможностей консультирования, «настройка» на совместную работу. На этом этапе консультант помогает клиенту почувствовать себя комфортно, снимает его психологическое напряжение. Для этого нужно благожелательно встретить и усадить клиента, представиться самому и договориться о том, как консультанту называть собеседника (по имени, имени и отчеству или еще как-то). Уже на этом этапе с помощью вербальных и невербальных средств создается атмосфера психологической безопасности, эмоциональной поддержки клиента. 2. Сбор информации о контексте темы. Выделение проблемы консультирования. Это очень ответственная фаза, правильное проведение этого этапа обусловливает эффективность помощи. Консультант задает вопросы, стремясь проникнуть во внутренний мир клиента, понять особенности его реагирования на жизненные ситуации, отделить «запрос», или явное содержание жалобы, от истинной проблемы. Дело в том, что очень часто запрос и истинная проблема не совпадают (например, мать жалуется на проблемы с сыном-подростком, а в результате расспроса обнаруживается, что на самом деле проблема лежит в области супружеских отношений). Соответственно, если «довериться» клиенту и исходить из его понимания проблемы, которое он заявил сразу, можно ошибиться и оказывать психологическую помощь совсем не в той области, где это действительно нужно. В жизни люди не всегда (а вернее, очень редко) могут четко выявить причину, которая определяет их трудности. В ходе хорошо построенного интервью им это удается лучше. Хороший расспрос учит клиента активизировать свое мышление, проясняет его мысли и чувства для него самого. По времени этот этап может продолжаться очень долго, иногда в течение нескольких сессий, а иногда (правда, очень редко) занимает всего несколько минут. Так, например, за консультацией обратилась молодая женщина, жалующаяся на то, что ее ребенок не хочет гулять на улице, т. е. был запрос — «что с ребенком, как на него повлиять». В ходе десятиминутного интервью консультант выяснил, что ребенок охотно гуляет с отцом и не хочет гулять только с матерью. Еще через пять минут выяснилось, что ребенок вообще прекрасно сотрудничает с детьми и взрослыми — кроме матери, которую избегает. Женщина поняла (и сама об этом сказала), что дело не в ребенке, а в ней самой, и проблема лежит в неправильных установках по отношению к ребенку, в чрезмерном давлении на него. Таким образом, определилось направление работы — «что со мной, как мне изменить стиль взаимодействия с ребенком». Для консультанта очень важно выбрать правильную линию поведения. С одной стороны, нельзя проявлять в беседе излишнюю активность — засыпать клиента вопросами, не давать договорить (консультанту и так все ясно); навязывать свои интерпретации, оценки, объяснения; резко, без объяснения причин, менять тему разговора. Все это пугает, дезорганизует собеседника. Поэтому часто психологи-практики сначала дают клиенту немного выговориться и помогают ему невербальными средствами (например, открытой позой или техникой «зеркал» — отражением позы клиента), используют приемы так называемого «пассивного слушания» («Да, да, я понимаю», «продолжайте, я слушаю» и т.п..); если клиент скован, говорит медленно и с трудом или вообще замолкает, может помочь повторение консультантом его последней фразы или ее части — после этого человек продолжает говорить. В дальнейшем интервью сбор информации может идти более активно. С другой стороны, чрезмерная пассивность консультанта, т.е. отсутствие вообще какой-либо реакции на слова и чувства собеседника, вызывают у того значительное напряжение, ощущение опасности, чувство, что он говорит «не то». Это приведет к нарушению контакта, невозможности сотрудничества. Помимо выделения проблемы на этом этапе консультант собирает информацию о клиенте, его сильных сторонах, с опорой на которые возможна дальнейшая работа (развито логическое мышление; есть чувство справедливости; есть явная любовь к «объекту» жалобы и т.д. и т.п.). Как правило, в ходе беседы выявляется не одна, а несколько проблем. В этом случае целесообразно выделить основную, в наибольшей степени беспокоящую клиента, и сосредоточиться на ней, а остальные отложить «на потом». 3. Обсуждение желаемого результата, или формирование «образа желаемого будущего». Эта фаза органично вплетается в предыдущую. Чего конкретно хочет клиент? Это не такой простой вопрос. Часто клиент понимает это лишь в ходе специальной работы консультанта. Поэтому консультанту важно не фиксироваться самому и не фиксировать собеседника на его «страданиях», а побуждать к размышлениям о том, чего ему хочется. При этом «образ желаемого будущего» с помощью консультанта должен стать очень конкретным, живым, наполненным красками, осязаемым. Клиент должен понять, что консультант не может сделать его счастливым, а жизнь — беспроблемной, но может помочь достичь конкретной цели (например, не реагировать болезненно на какую-то ситуацию или по-новому построить свои отношения с ребенком). Конкретизация «образа желаемого будущего» позволяет клиенту отказаться от нереальных целей и, следовательно, уже несет коррекционный заряд. 4. Коррекционное воздействие, выработка альтернативных решений достижения желаемого будущего. Консультант и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. В зависимости от конкретных целей консультирования и от теоретической модели, которой придерживается консультант, на этой стадии даются более или менее развернутые рекомендации. Подчеркнем, что некоторые психологические школы — например, гуманистическая — категорически против прямых и конкретных житейских советов. Так, один из крупнейших специалистов в области личностного консультирования Р. Мэй (1994) указывает на крайне ограниченную эффективность советов, поскольку они носят поверхностный характер и в принципе их может дать любой «житейский психолог»; консультирование, по мнению Р. Мэя, не предполагает «раздачу советов», ибо это означает вторжение в автономию личности; цель консультирования — «придать мужества и решимости». Другие специалисты не столь категоричны и считают, что совет профессионального психолога может быть очень важным, а в определенные моменты и необходимым. В любом случае на этом этапе идет работа по переструктурированию восприятия ситуации, акцентируются противоречия в рассказе клиента. При этом обратную связь нужно давать очень осторожно, говорить о поведении, поступках человека, а не о нем самом. Консультант помогает клиенту сдвинуться с мертвой точки, развить версионное мышление, избавиться от стереотипов житейской психологии. Таких стереотипов существует множество. В частности, затрудняет развитие версионного мышления, выработку альтернативных вариантов поведения так называемая «стимульная модель мира». При стимульной модели мира (по схеме психологов-бихевиористов «стимул - реакция», т.е. на тот или иной стимул следует соответствующая реакция) человек считает, что для каждой ситуации имеется единственно возможный тип поведения, а все другие типы оценивает как неправильные, невозможные, неприемлемые. При такой модели мира у человека резко сужен репертуар собственного поведения, а кроме того, он не понимает поведения других людей, если оно отличается от его собственного. Существуют и другие стереотипы, препятствующие полному восприятию ситуации. На этом этапе с клиентом могут произойти серьезные изменения: может резко измениться отношение к ситуации и к своей роли в ней. Это означает, что консультирование успешно. Консультант должен чутко улавливать эти изменения и акцентировать на них внимание клиента. 5. Завершающая стадия. На этой стадии определяется, какие конкретные практические шаги предпримет клиент, но нужно быть готовым к тому, что он ничего не предпримет. Во всяком случае, здесь подводится итог встречи, выделяются ключевые моменты процесса консультирования, резюмируется проделанная клиентом работа, определяются дальнейшие перспективы. В случае необходимости консультант настраивает клиента на то, что процесс еще не закончен и необходимы повторные встречи. Иногда клиенту даются домашние задания с последующим анализом их выполнения. Форма заданий может быть и серьезной (ведение дневника), и полушутливой (например, ругать своего ребенка не всегда, когда появляется причина или повод, а только в определенные часы, причем ребенок может об этом знать, — такие шутливые задания могут помочь существенно улучшить психологический климат в семье, отстраниться от мелочных придирок). На практике обычно присутствуют все стадии, хотя их удельный вес может быть разным. При повторных встречах первые стадии занимают меньшее место. Слишком большое число встреч по какой-то одной узкой проблеме чаще всего означают, что консультант и клиент «топчутся на месте»; в таком случае ситуацию необходимо обсудить, понять причины происходящего и, возможно, временно прервать сессии, пока клиент не предпримет какие-то из намеченных шагов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |