Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие психологического консультирования




Психологическое консультирование как одно из направлений практической психологии возникло сравнительно недавно, в 50-е гг. ХХв., т.е. много позже появления других отраслей практической психологии — психологической диагностики, психологической коррекции, психотерапии. Четкую грань между понятиями «пси­хологическое консультирование», «психотерапия», «психологиче­ская коррекция» провести невозможно: их цели, задачи, методы тесно переплетены.

Психологическая коррекция согласно наиболее распространен­ному в нашей стране определению (а их, как и определений пси­хотерапии, немало) — это деятельность психолога по исправле­нию тех особенностей психического развития, которые по при­нятой системе критериев не соответствуют некоей оптимальной модели (А.С.Спиваковская).

Психотерапия рассматривается многими как более узкое поня­тие, как метод лечения психических и психосоматических (т.е. вызванных психическими факторами) заболеваний. Однако сей­час это понятие расширяется, и психологическая модель психо­терапии (в отличие от медицинской) подразумевает помощь лю­дям психологическими средствами в самых разнообразных случа­ях психологического неблагополучия (внутренние конфликты, тревога, нарушения общения и социальной адаптации в целом и др.). При таком понимании психотерапии она очень тесно сближается с психологической коррекцией и с психологическим кон­сультированием, и не случайно многие психолога пользуются эти­ми терминами как синонимами.

Цель психологического консультирования — создание клиен­том новых осознанных способов действия в проблемной ситуации. При этом подразумевается, что клиент психолога-консультанта — психически и психологически здоровый человек, способный от­вечать за свои поступки и анализировать ситуацию.

Соответственно в психотерапии и психологической коррекции этого от клиента (пациента) может и не ожидаться. Однако на практике оказывается, что почти не бывает «абсолютно здоровых» клиентов, и психолог-консультант (особенно по личност­ным и межличностным проблемам) в той или иной мере начина­ет выступать как психотерапевт.

Но в целом психологическое консультирование все же имеет свою специфику и в характере целей, и в используемых методах. С его помощью решаются не столько жизненно важные, глубин­ные, витальные проблемы (как в психотерапии и психологиче­ской коррекции в той части, что их сближает), сколько проблемы приспособления к ситуации. Консультант помогает клиенту по-новому взглянуть на проблему, уйти от привычных стереотипов реагирования и поведения, сделать выбор конкретной стратегии поведения. Строго говоря, в его задачу не входят коррекция патологических симптомов, обеспечение личностного роста клиента (за исключением консультирования по личностным проблемам, которое практически смыкается с психотерапией психологи­ческой коррекцией), установление особых терапевтических от­ношений и т. п. Основная задача психолога-консультанта, по мне­нию Ю.Е.Алешиной (1994), — помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемон­стрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является изме­нение установок клиента на других людей и формы взаимодей­ствия с ними.

Что касается методов психологического консультирования, то специфика состоит в удельном весе их использования по ходу ра­боты: по сравнению с психотерапией и психологической коррек­цией при консультировании психолог меньше времени отводит на выслушивание (в психотерапии на это уходит основная часть времени), больше объясняет, больше информирует, больше дает советов и указаний (в психотерапии, за редкими исключениями, советы и указания не используются). Консультирование, как пра­вило, не имеет такого регулярного характера, как психотерапия и психологическая коррекция, и часто занимает меньше времени (в среднем 5 — 6 встреч, хотя бывают случаи, когда процесс с большими перерывами длится годами, поскольку у клиента появляются все новые проблемы).

В зависимости от типов решаемых проблем выделяют различ­ные виды психологического консультирования (Алешина Ю.Е., 1994; Немое Р. С, 1999, и др.); из них основными являются:

- психолого-педагогическое (помощь в установлении адекват­ных детско-родительских отношений, в выборе тактики воспита­ния и т.п.);

- семейное (консультирование семейных пар с супружескими проблемами; членов семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, алкоголики, наркоманы и др.);

- личностное (помощь в решении личностных проблем, в са­мопознании, в достижении целей личностного роста);

- возрастно-психологическое (контроль за ходом психического развития ребенка);

- профессиональное (помощь в профессиональном самоопре­делении);

- деловое (помощь руководителям в организации деятельности трудового коллектива и налаживании взаимоотношений между людьми).

Это разделение достаточно условно, на практике многие виды консультирования совмещаются (психолого-педагогическое и воз­растно-психологическое, семейное и личностное, возрастно-психологическое и профессиональное и т.п.).

Процесс консультирования может осуществляться как инди­видуально, так и в группе.

Позиции консультанта в ходе консультирования могут быть различны. Обычно выделяют три основные позиции.

1. Консультант как советчик. Он снабжает клиента информаци­ей по интересующим его вопросам, дает конкретные практиче­ские советы (к каким еще специалистам можно обратиться, как вести себя в той или иной ситуации, каковы особенности того или иного возрастного кризиса и т.п.).

2. Консультант как помощник. Его задача — не давать практи­ческих советов, а помочь клиенту мобилизовать свои внутренние ресурсы, дать ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное решение.

3. Консультант как эксперт. Он показывает варианты решения проблемной ситуации, оценивает вместе с клиентом их эффек­тивность, помогает выбрать лучший.

Наиболее распространена вторая модель, но фактически чаще всего консультант периодически занимает разные позиции.

Есть и другая классификация позиций консультанта (Алеши­на Ю.Е., 1994; Абрамова Г. С, 1995).

1. Позиция «сверху». Консультант выступает в роли «гуру» — учителя жизни. Считая, что его квалификация ставит его выше клиента, он воздействует на последнего, заставляя принять свою точку зрения на проблему: он оценивает действия клиента как «правильные» и «неправильные», «хорошие» и «плохие». Клиент в данном случае пассивен, он начинает зависеть от психолога, слепо выполнять его рекомендации. В результате консультирование про­сто теряет всякий смысл, превращается в инструктаж, причем ука­зания психолога отнюдь не всегда бывают конструктивными — ведь его авторитарность не позволяет ему вжиться в ситуацию клиента, а она всегда уникальна, как уникален каждый человек.

2. Позиция «снизу». В этом случае консультант идет за клиен­том, куда тот пожелает. Клиент манипулирует им, подводит его к «выгодным» для себя советам и оценкам, чтобы самому избавиться от ответственности за ситуацию. По существу, клиент за счет консультанта удовлетворяет свои сугубо «корыстные» цели (на­пример, самооправдание), а вовсе не стремится разрешить про­блему. Такая позиция консультанта также разрушает сам процесс консультирования.

3. Позиция «на равных». Эта позиция считается единственно правильной. В этом случае консультант и клиент находятся в диа­логическом общении, сотрудничают для решения той или иной проблемы. При этом каждый несет свою долю ответственности за происходящее.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...