Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекционная работа с детьми




На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и груп­повыми.

Содержание и методика работы с детьми в каждом конкрет­ном случае определяются специалистами консультации исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, доставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуля­ции и т.д.).

К работе с детьми необходимо привлекать и родителей. Взаи­модействие педагогов и родителей будет эффективным, если ро­дители поймут причину проблем своего ребенка и поверят в успех работы. Важно показывать положительные качества ребенка и опи­раться на них в работе, создавая позитивные ситуации. Каждый из специалистов ПМПК сам определяет содержание коррекционной работы, при этом обязательна согласованность их деятельности. Существуют общие виды занятий с ребенком, которые могут ис­пользоваться специалистами в разных вариантах.

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших пси­хических функций, является развитие двигательной сферы ребен­ка, поэтому в коррекционной работе наряду со специальными упражнениями по ее развитию следует также заниматься укрепле­нием мышц кистей рук, развитием мелкой моторики пальцев. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пласти­лина; сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не ту­гих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эс­пандера и т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и закрывание пузырь­ков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги, упраж­нения с пальцами, занятия мозаикой и др.

Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендо­вать следующие задания: определение ребенком правой - левой сто­роны у себя на теле, на своем изображении в зеркале, на картин­ке; определение местоположения предметов по отношению к себе; ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т.д.); симметричное дорисовывание предме­та, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составле­ние фигур из палочек, полосок (по образу, по памяти).

Для развития памяти полезны также игры: найти предъявлен­ные фигуры, предметы в числе других (ребенку показывают 4 — 5 предметов, а затем он должен выбрать их из 8 — 10 предметов); запомнить расположение предъявленных предметов, а затем ска­зать, что изменилось. Рекомендуется выкладывать узоры по памя­ти, повторять слова, цифры, а также тренировать преднамерен­ное запоминание, учить приемам запоминания.

Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисова­нием (декоративным, с натуры, по воображению, тематическим), лепкой, аппликацией, конструированием и т.п. Эти занятия раз­вивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познава­тельные интересы.

В процессе всех занятий необходимо развивать и корректиро­вать речь детей, формировать ее планирующую и регулирующую функции. В случаях когда это необходимо, проводится логопедическая работа.

При этом следует помнить, что коррекционная работа с деть­ми не сводится только к развитию отдельных психических про­цессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она долж­на быть направлена на коррекцию всей личности.

Научно-методическая работа

Основной целью и содержанием научно-методической деятель­ности ПМПК является программно-методическое обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии.

Специалисты ПМПК, занимающиеся этой деятельностью (дефектолог, логопед, психолог), разрабатывают для родителей, пе­дагогов, психологов научно-методические материалы для заня­тий с детьми и подростками, а также нормативную документа­цию, помогают в издании необходимой литературы, участвуют в организации научно-практических конференций, семинаров как на базе ПМПК, так и других учреждений; обобщают и реализуют распространение эффективного опыта работы. Они осуществляют связь с районными психолого-медико-педагогическими служба­ми (ПМС-центрами, психолого-педагогическими центрами, цент­рами реабилитации и абилитации детей с сенсорной деприваци-ей и нарушениями опорно-двигательного аппарата, центрами здоровья и другими учреждениями, имеющими иные названия). Спе­циалисты ПМПК координируют работу дефектологов, логопедов, психологов различных детских учреждений и оказывают им необходимую консультативную и методическую помощь, анализиру­ют состояние консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей работы в том или ином регионе страны и разраба­тывают предложения по повышению ее качества. В обязанности специалистов ПМПК входит и пропаганда необходимых меди­цинских, психологических, дефектологических знаний среди ро­дителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий развития и оказанию своевременной коррекционной помощи всем, кто в ней нуждается.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие принципы лежат в основе работы ПМПк и ПМПК?

2. Какие специалисты входят в состав ПМПК?

3. Раскройте цели и задачи ПМПк.                            

4. Опишите структуру и направления деятельности ПМПК.

5. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при на­правлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию (консуль­тацию)?

6. Какая документация ведется в ПМПк и ПМПК?

7. Что должно быть отражено в психолого-педагогическом заключе­нии ПМПК?

8. Какие требования предъявляются к организации и процедуре об­следования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений?

9. Дайте характеристику основным методам психолого-медико-педа­гогического обследования в ПМПК.

10. Какие показатели следует учитывать при психолого-медико-педа­гогическом обследовании детей?

Литература

Основная

Ветер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные до­школьные учреждения. — М., 1972.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника труд­ного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 257-321.

Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. — Гл. III.

Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. — М., 2002.

Забрамная С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 1999.

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. — М., 2000.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возра­сте. - М., 2003.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Логопедическое обследование ребенка / Сост. С. Е. Большакова. — М., 1995.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М., 1989.

Марцинковская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диаг­ностика и коррекция. — М., 1992.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М.Дульнева, А.Р.Лурия. — М., 1973.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов/ Под ред. М.М.Семаго. — М., 1997.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — СПб., 1998.

Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А. В. Се­менович. — М., 1998.

Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новго­род, 1994.

Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 1998.

Дополнительная

Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. — СПб., 1993.

Волков Б. С, Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1994.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997.

Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию боль­ных детей. — М., 1963.

Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические ре­комендации / Под ред. Л.И.Шипицыной. — СПб., 1999.

Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологи­ческой диагностике. — М., 1992.

Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специаль­ной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

 

Глава 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...