Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Коррекционная работа с детьми
На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, доставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т.д.). К работе с детьми необходимо привлекать и родителей. Взаимодействие педагогов и родителей будет эффективным, если родители поймут причину проблем своего ребенка и поверят в успех работы. Важно показывать положительные качества ребенка и опираться на них в работе, создавая позитивные ситуации. Каждый из специалистов ПМПК сам определяет содержание коррекционной работы, при этом обязательна согласованность их деятельности. Существуют общие виды занятий с ребенком, которые могут использоваться специалистами в разных вариантах. Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является развитие двигательной сферы ребенка, поэтому в коррекционной работе наряду со специальными упражнениями по ее развитию следует также заниматься укреплением мышц кистей рук, развитием мелкой моторики пальцев. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина; сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.п.); шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.п.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги, упражнения с пальцами, занятия мозаикой и др. Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендовать следующие задания: определение ребенком правой - левой стороны у себя на теле, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение местоположения предметов по отношению к себе; ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т.д.); симметричное дорисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок (по образу, по памяти). Для развития памяти полезны также игры: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других (ребенку показывают 4 — 5 предметов, а затем он должен выбрать их из 8 — 10 предметов); запомнить расположение предъявленных предметов, а затем сказать, что изменилось. Рекомендуется выкладывать узоры по памяти, повторять слова, цифры, а также тренировать преднамеренное запоминание, учить приемам запоминания. Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисованием (декоративным, с натуры, по воображению, тематическим), лепкой, аппликацией, конструированием и т.п. Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы. В процессе всех занятий необходимо развивать и корректировать речь детей, формировать ее планирующую и регулирующую функции. В случаях когда это необходимо, проводится логопедическая работа. При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности. Научно-методическая работа Основной целью и содержанием научно-методической деятельности ПМПК является программно-методическое обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии. Специалисты ПМПК, занимающиеся этой деятельностью (дефектолог, логопед, психолог), разрабатывают для родителей, педагогов, психологов научно-методические материалы для занятий с детьми и подростками, а также нормативную документацию, помогают в издании необходимой литературы, участвуют в организации научно-практических конференций, семинаров как на базе ПМПК, так и других учреждений; обобщают и реализуют распространение эффективного опыта работы. Они осуществляют связь с районными психолого-медико-педагогическими службами (ПМС-центрами, психолого-педагогическими центрами, центрами реабилитации и абилитации детей с сенсорной деприваци-ей и нарушениями опорно-двигательного аппарата, центрами здоровья и другими учреждениями, имеющими иные названия). Специалисты ПМПК координируют работу дефектологов, логопедов, психологов различных детских учреждений и оказывают им необходимую консультативную и методическую помощь, анализируют состояние консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей работы в том или ином регионе страны и разрабатывают предложения по повышению ее качества. В обязанности специалистов ПМПК входит и пропаганда необходимых медицинских, психологических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий развития и оказанию своевременной коррекционной помощи всем, кто в ней нуждается. Контрольные вопросы и задания 1. Какие принципы лежат в основе работы ПМПк и ПМПК? 2. Какие специалисты входят в состав ПМПК? 3. Раскройте цели и задачи ПМПк. 4. Опишите структуру и направления деятельности ПМПК. 5. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)? 6. Какая документация ведется в ПМПк и ПМПК? 7. Что должно быть отражено в психолого-педагогическом заключении ПМПК? 8. Какие требования предъявляются к организации и процедуре обследования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений? 9. Дайте характеристику основным методам психолого-медико-педагогического обследования в ПМПК. 10. Какие показатели следует учитывать при психолого-медико-педагогическом обследовании детей? Литература Основная Ветер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 257-321. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. — Гл. III. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. — М., 1998. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. — М., 2002. Забрамная С.Д., Боровик О. В. Развитие ребенка в ваших руках. — М., 1999. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. — М., 2000. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000. Логопедическое обследование ребенка / Сост. С. Е. Большакова. — М., 1995. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989. Марцинковская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. — М., 1992. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М.Дульнева, А.Р.Лурия. — М., 1973. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов/ Под ред. М.М.Семаго. — М., 1997. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — СПб., 1998. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А. В. Семенович. — М., 1998. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 1998. Дополнительная Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению. — СПб., 1993. Волков Б. С, Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. — М., 1994. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1997. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию больных детей. — М., 1963. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л.И.Шипицыной. — СПб., 1999. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
Глава 7 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |