Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Метод изучения рисунков            




Как уже отмечалось ранее, рисунок является важным диффе­ренциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно про­вести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диаг­ноза. На это указывали С. А. Болдырева, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, В. С. Мухина и многие другие исследователи.

Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, изображают привычные однотипные предметы, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки менее или более выражены.

Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Им присущи нелогичность, нелепость изображения, неадекват­ное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропор­ций, сексуальная выраженность и др.

Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромож­дения и наслоения, несогласованность замысла рисунка с размера­ми листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка.

При эпилептической деменции характерны чрезмерная тща­тельность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудность переключения. Дети тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовывании отдельных несуществен­ных деталей. Им сложно выделить главное, их рисунки стереотипны. Помимо диагностических целей в условиях психолого-медико-педагогических комиссий рисунок может быть использован для установления контакта с ребенком и как «безречевая» методика в тех случаях, когда имеются трудности речевого общения.

Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК

Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при изучении детей на психолого-медико-педагогических комиссиях. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экс­периментально-психологических методик можно вскрыть причи­ну и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, бе­седа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирую­щее соответствующую психическую функцию.

Если в построении экспериментальной методики и в процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего экспери­мента, то есть возможность не просто констатировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой психической функции, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать ре­комендации для работы с ним. Качественный анализ процесса деятельности наряду с учетом определенных количественных по­казателей является обязательным условием при оценке выполне­ния детьми экспериментально-психологических заданий.

В практических руководствах по использованию эксперимен­тальных методик приводится их детальное описание, точно указа­на форма ведения протокола обследования и интерпретация результатов выполнения ребенком задания.

При обследовании детей в психодиагностических целях ис­пользуется и метод тестов. Подробнее об использовании тестов см. главу 3.

Нейропсихологическое исследование

Расширение задач, стоящих перед ПМПК при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого фак­та или наличия того или иного нарушения развития, но и опреде­ление его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для про­ведения адекватной коррекционной работы с ребенком.

Решению этих задач помогает использование нейропсихологических методик, которые способны «нащупать» наименее внешне выраженные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое обследование проводится только психологом, прошед­шим специальную подготовку.

Как показывает практика работы психолого-медико-педагоги­ческих комиссий, у специалистов еще много трудностей при ком­плектовании специальных учреждений. Хотя арсенал имеющихся психолого-педагогических методик достаточно велик, многие из них нуждаются в большей точности. Необходимо продолжать ра­боту по апробированию заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемого ребенка. При этом важно учитывать, чтобы задания-методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, направленными на форми­рование новых умственных действий, выявляющими «зону ближай­шего развития» детей. Требуется дальнейшая разработка и обосно­вание критериев, которые должны стать основой дифференциаль­ной диагностики умственной отсталости и сходных состояний.

Следует всегда помнить о социальной природе человеческой психики, о том, что познавательные способности являются про­дуктом прижизненного формирования, а потому и изучаться дол­жны в условиях их становления, в разных видах деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...