Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-медико-педагогинеские комиссии и консультации




Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием спе­циальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Они создавались совместно органами образования, здраво­охранения, социальной защиты населения. При этом для каждого типа детских учреждений (для умственно отсталых, для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих и т.д.) существова­ли свои ПМПК. Хотя в работе этих комиссий участвовали квали­фицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, от­сутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. Это в одинаковой мере отно­сится и к медицинскому, и к психолого-педагогическому иссле­дованию. На протяжений многих лет (1960— 1980-е гг.) велись по­иски путей, дополняющих работу медико-педагогических комис­сий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогиче­ской диагностики. Стремления дефектологов (С.Д.Забрамная, В.И.Лубовский, А.Р.Лурия, К.С.Лебединская, Ж.И.Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным.

Именно в целях совершенствования всей системы комплекто­вания специальных учреждений для аномальных детей в 80-е гг. XX в. начали создаваться психолого-медико-педагогические кон­сультации. В то время их открытие было результатом энтузиазма отдельных дефектологов и понимания важности данной проблемы органами народного образования, здравоохранения, местны­ми властями. Своим решением от 12 апреля 1995 Министерство образования РФ утвердило проект типового Положения о психоло­го-медико-педагогических консультациях. Преимущество последних перед психолого-медико-педагогическими комиссиями состояло в том, что они стали постоянно действующими (в случае необходи­мости можно было проводить повторное обследование детей) и, что очень важно, расширились направления деятельности по ока­занию помощи детям, их родителям, педагогам.

В настоящее время в стране существуют различные организа­ционные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комис­сии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектова­ние учреждений одного вида; постоянно действующие и вре­менные, образованные только на период комплектования об­разовательных учреждений. Типовое положение о деятельности пси­холого-медико-педагогической комиссии в настоящее время раз­рабатывается Министерством образования (см. приложение 3).

ПМПК является государственным консультативно-диагности­ческим, коррекционным учреждением в системе специализиро­ванной помощи детям с отклонениями в психофизическом раз­витии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определе­нии вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федера­ции об образовании, здравоохранении, защите прав детей и рас­поряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республикан­ские, региональные, городские, областные, окружные и межрай­онные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образова­тельные и медицинские учреждения, так и непосредственно ро­дители, педагоги, подростки по личной инициативе. В своей дея­тельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией. Одним из главных является прин­цип гуманности, заключающийся в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направле­нии их в специальные учреждения.

Обязательным является принцип комплексного изучения де­тей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсужде­нии данные, полученные при обследовании ребенка всеми спе­циалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случа­ях, когда мнения специалистов расходятся, назначается повтор­ное обследование ребенка. При решении самых сложных вопросов интересы ребенка должны занимать первое место. Следует отме­тить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей позволяет еще до комиссии точнее определить их состояние, вы­явить причины имеющихся отклонений в развитии. Так, педагог может первым обратить внимание на усиливающуюся рассеян­ность, утомляемость, плаксивость ребенка и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендо­вать необходимые средства для их устранения.       

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познаватель­ной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способно­стей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что пси­хическое развитие ребенка не определяется простой суммой раз­вития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о состоянии ребенка только на основании ис­следования его восприятия, памяти или других психических функ­ций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех полученных о ребенке данных: об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния.

Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успеш­ным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологи­ческих особенностей. Установленный с ребенком контакт поможет лучше выявить все качества его личности: интересы, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д.

Самым специфическим для отечественной дефектологии явля­ется принцип динамического изучения детей, согласно которому при обследовании важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготско­го о «зоне ближайшего развития» детей, их потенциальных воз­можностях в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем успешнее он научится выполнять то или иное задание, пере­носить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий ум­ственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколь­ко улучшается работа ребенка после объяснения, как он выпол­няет аналогичное задание. Все обследование детей рекомендует­ся строить с учетом принципа обучающего эксперимента.

При оценке выполненного ребенком задания важно учитывать принцип качественно-количественного подхода, т.е. оценивать не только конечный результат, но и способ, рациональность вы­бранных решений задачи, логическую последовательность опера­ции, настойчивость в достижении цели и т.п.; при этом оценка должна быть дифференцированной.

Таковы принципы, которыми следует руководствоваться при изучении детей в ПМПК.

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике);

- педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед);

- логопед;

- психолог;

- социальный педагог;

- медицинский статистик.

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органа­ми образования, здравоохранения, социальной защиты населе­ния, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

В зависимости от условий региона (материальной базы, обеспе­ченности специалистами и др.) в структуре ПМПК могут созда­ваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы. Рассмотрим указанные направления деятельности ПМПК.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...