Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и проведение соревнований по спортивным играм.




Автор: к.п.н., доцент кафедры теории и методики спортивных игр                                                                                                 ЛЬВОВА Л.Г.

                         План:

n Значение соревнований по спортивным играм.

n Виды соревнований.

n Системы розыгрыша.

     Значение соревнований.

1. Подведение итогов всей учебной, тренировочной и воспитательной работы. Участие в соревнованиях позволяет каждому показать личное мастерство и сравнить свои силы с другими.

2. Проверка качества учебно-тренировочной работы: её содержание, методика обучения, использование инвентаря и оборудования. В определённой степени проверяются педагогические умения и навыки учителя физкультуры, тренера, инструктора.

3. Анализ результатов соревнований также может привести к изменению программного содержания учебного материала.

4. Спортивные соревнования позволяют сравнить силы участников, уровень технико-тактической подготовки и психологической устойчивости.

5. Также некоторые формы соревнований сами по себе могут являться средством подготовки к более крупным соревнованиям.

6. Отбор игроков в сборные команды.

 

Организация и проведение соревнований по спортивным играм.

 Соревнования любого ранга и целевой направленности включают в себя следующие взаимосвязанные компоненты: правила соревнований, положение, календарь, нормативно-квалификационные требования.

Правила соревнований – документ, чётко определяющий условия соревновательной борьбы волейболистов под контролем спортивных судей. Правила постоянно претерпевают изменения. Основная цель изменений – поддержание высокой эмоциональной зрелищности игры. Все изменения направлены на устранение спорных моментов, неточностей, на упрощение судейства, на уменьшение остановок в игре.

Знание правил игры и неукоснительное их выполнение позволяет корректно провести поединок команд, определить уровень подготовленности и сил соперников. Зная правила зрители лучше понимают то, что происходит на площадке и по достоинству оценивают игру.

Положение о соревнованиях и расписание игр являются не только организационными, но и методическими документами, определяющими на­правленность тренировочной работы в период предсоревновательной подготовки. Поэтому они должны быть своевременно разосланы участву­ющим в соревнованиях командам.

Соревнования в коллективах физкультуры, школах, вузах проводятся в основном силами должностных лиц с привлечением активистов физичес­кой культуры (например, советов физкультуры).

Соревнования любого ранга проводятся по действующим правилам соревнований.

Планирование спортивных соревнований (в зависимости от ранга) осу­ществляется соответствующими федерациями, спорткомитетами, спортив­ными клубами и др.

Разрабатывается календарный план соревнований с учетом сроков про­ведения и система проведения, составляется положение, разрабатывается документация (таблицы, протоколы, отчеты и др.), назначается главный судья, главный секретарь и определяется состав судей, непосредственно проводящих соревнования. Состав судейских бригад формируется до на­чала соревнований.

                  Виды соревнований.

В зависимости от задач, стоящих перед соревнованиями по спортивным играм, они подразделяются на: товарищеские и официальные (календарные).

Товарищеские соревнования. Это соревнования неофициальные, которые проводятся без положения по взаимной договорённости отдельных организаций, в различные периоды тренировочной работы. Особое значение они имеют в подготовительный период, когда проводятся с целью проверки подготовленности отдельных игроков и команды в целом.

Официальные (календарные) соревнования. Планируются на весь год и проводятся по разработанным положениям. Результаты каждой встречи влияют на положение команды в турнирной таблице.

По спортивным играм проводят следующие соревнования:

Первенства или чемпионаты (коллектива физкультуры, города, области страны). Они проводятся обычно один раз в год. Это единственные соревнования, по результатам которых команде-победительнице присваивается звание чемпиона. Обычно они проводятся по круговой системе с определением мест всех участников. В крупных городах команды, заявившие о своём желании оспаривать первенство, согласно их силам, распределяют по группам (таким образом проводится первенство Псковской области по футболу среди коллективов физкультуры). Наиболее сильные команды составляют первую группу, эти команды и разыгрывают между собой первенство. Команда, которая займёт последнее место в этой группе, в следующем розыгрыше будет участвовать во второй группе, а на её место перейдёт победитель второй группы. Количество групп может быть 2,3,4 и более, это зависит от количества команд.

Соревнования на кубок. Проводятся с целью привлечения к соревнованиям максимального количества команд. К соревнованиям на кубок обычно допускаются команды различной подготовленности. Эти соревнования проводятся по олимпийской системе (система с выбыванием). Они могут проводиться в любых подразделениях.

Матчевые встречи обычно предусматриваются календарём соревнований, они очень часто носят традиционный характер. В них может участвовать различное количество команд. Проводятся они обычно между городами, учебными заведениями.

Отборочные соревнования проводятся с целью выявления одной или нескольких команд для участия в более крупных соревнованиях. Чаще проводятся по смешанной системе.

Классификационные соревнования проводятся для определения уровня подготовленности команд, участников.

Уравнительные соревнования проводятся между командами разной подготовленности. Чтобы соревнования были интересны и для сильных и для слабых команд и создавали условия напряжённой спортивной борьбы, силы команд искусственно уравниваются: более сильная команда даёт фору (определённое количество очков) более слабой команде. Размеры этой форы зависят от разницы в подготовке участвующих команд. Эта разница очков может быть известна до начала соревнований, или же она сообщается после их окончания. Во втором случае соревнования носят более напряженный характер, так как команда, не зная разницу, стремиться набрать максимальное количество очков. Обычно такие соревнования проводят в общественных клубах, в спортивных школах между детьми разного года подготовки.

Однодневные соревнования (блицтурниры) обычно приурочиваются к каким-нибудь знаменательным датам, событиям (день физкультурника). Этот вид соревнований может охватывать большое количество команд. Время игры значительно сокращено (например, в волейболе партия до 15 очков или на время). Обычно такие соревнования носят напряжённый, спортивный характер из-за сокращённого времени игры.

Показательные встречи служат развитию популяризации спортивных игр и развитию мастерства (например, игры 1 сентября).

Система розыгрыша

В практике спортивных игр имеют место следующие системы розыгрыша:

- круговая (все участвующие команды играют между собой)

- с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований)

- смешанная, сочетающая в себе последовательное применение двух предыдущих систем (первая часть соревнований проводится по круговому способу, а вторая с выбыванием).

Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки. Целесообразность выбора той или иной системы зависит от:

- задач, стоящих перед соревнованиями,

- сроков, отведённых на соревнования,

- количеством, участвующих команд,

- количество спортивных площадок, необходимых для проведения соревнований

- от спортивно-технической подготовленности учащихся.

 

                        Раздел Волейбол.

                                     История Волейбола.

Автор: к.п.н., доцент кафедры теории и методики спортивных игр                                                                                                 ЛЬВОВА Л.Г.

Изобретателем волейбола считается Вильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). В 1895 г. в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см. и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через нее баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру "минтонет". Год спустя на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спринфилде по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда игра получила новое название - "волейбол". А в 1897 г. в США были опубликованы первые правила волейбола. В начале ХХ столетия "летающий мяч" появился в Канаде, Японии, на Филиппинах, в Бирме, Индии, Мексике. В годы 1 Мировой войны волейбол начал распространяться в странах Европы, в т.ч. в России. В нашей стране в волейбол начали играть в Нижнем Новгороде, Казани, Хабаровске, Владивостоке, позже - в Москве. Официальной датой рождения отечественного волейбола принято считать 28 июня 1923 г., когда в Москве состоялся товарищеский матч волейболистов Высших художественных и театральных мастерских и Государственной школы кинематографии. В 1932 г. была образована Всесоюзная волейбольная секция, с 1959 г. - Федерация волейбола СССР. В 1933 г. был проведен первый чемпионат СССР. Первые четыре турнира назывались Всесоюзными волейбольными праздниками, в которых участвовали сборные команды Москвы, Ленинграда. Горького, Ростова-на-Дону, Свердловска, Баку, Днепропетровска, Киева, Минска, Ташкента, Тифлиса, Харькова. А чемпионаты СССР среди клубных команд стали проводиться с 1938 г. В этот период волейбол в стране был подлинно массовой игрой. Признанными лидерами отечественного волейбола считались М.Вихрева. Е.Войт, З.Козлова, О.Кочержинская, О.Неугодова, В.Осколкова, К.Прокофьева, К.Топчиева, Н.Алексеев, Б.Арефьев, Ю.Багон, А.Барышников, М.Вильрат, В.Демидов, Б.Нольде, А.Пономарев, А.Русанов, А.Степанов, Е.Филатов, В.Филиппов. А.Чинилин, А.Якушев, заложившие фундамент отечественной школы волейбола. После П Мировой войны лидирующее положение в стране занимали женские команды "Локомотив", "Динамо", "Спартак" (Москва), "Спартак" (Ленинград) и мужские - "Динамо", ЦДКА (Москва), ДО (Ленинград), "Спартак" (Киев), в которых выступали выдающиеся мастера Т.Барышникова, А.Жарова, М.Кононова, С.Кундиренко, Т.Петрова, В.Озерова, А.Пономарева, В.Свиридова, А.Чудина, П.Воронин, В.Гайлит, С.Нефедов, М.Пименов, К.Рева, В.Саввин, В.Ульянов, В.Щагин, А.Эйнгорн, А.Якушев, завоевавшие золотые медали на первых чемпионатах мира и Европы. Еще в 1924 г. на Олимпийских играх в Париже состоялись показательные матчи по волейболу, во время которых Ассоциация волейбола США выступила с инициативой включить волейбол в официальную программу Олимпиад. Однако олимпийским видом волейбол был признан только в 1957 г. на сессии МОК в Болгарии. А первый волейбольный турнир в программе Олимпийских игр был проведен спустя 7 лет в Токио. У женщин высшие олимпийские награды завоевывали команды Японии, СССР, КНР и Кубы, а у мужчин - сборные СССР, Японии, Польши, США, Бразилии и Нидерландов.   В 1947 г. в Париже по инициативе представителей Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта, Италии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, США, Уругвая, Франции, Чехословакии и Югославии была образована Международная федерация волейбола (ФИВБ). Всесоюзная секция волейбола (впоследствии Федерация волейбола СССР) была принята в ФИВБ год спустя, а Всероссийская федерация волейбола - член ФИВБ с 1992 г. В настоящее время ФИВБ объединяет 218 национальных федераций и по числу своих членов является самой большой спортивной организацией в мире. ФИВБ проводит следующие соревнования: чемпионаты мира (с 1949 г. для мужчин, с 1952 г. для женщин), Кубок мира (с 1965 г. для мужчин, с 1973 г. для женщин), Всемирный кубок чемпионов (с 1993 г.), Мировая лига ( с 1990 г. для мужчин), Гран при (с 1993 г. для женщин), первенство мира среди юниоров (с 1977 г.), первенство мира среди девушек и юношей (с 1989 г.). В последние годы периодичность соревнований ФИВБ выглядит следующим образом: ежегодно Мировая лига и Гран при, раз в 2 года - первенства мира среди девушек, юношей и юниоров, раз в 4 года - чемпионат мира, Кубок мира, Всемирный кубок чемпионов. Развитием волейбола в своих регионах также занимаются Азиатская, Африканская и Европейская конфедерации, Конфедерация Северной, Центральной Америки и стран Карибского бассейна и Конфедерация Южной Америки. Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 г. и с 1992 г. - правопреемница Федерации СССР во всех международных спортивных объединениях. В настоящее время ВФВ проводит чемпионат и Кубок России, Кубок Сибири и Дальнего Востока, первенства России среди девушек и юношей, Всероссийские соревнования ветеранов. В отечественном волейболе воспитана большая плеяда игроков мирового класса: Е.Артамонова, Л.Булдакова, Е.Година, С.Горбунова, Т.Грачева, Л.Каленик, М.Кумыш, Г.Леонтьева, Л.Логинова, Л.Михайловская, Н.Морозова, В.Огиенко, М.Панкова, Н.Радзевич, А.Рыжова, И.Рыскаль, Р.Салихова, Т.Сарычева, Т.Сидоренко, И.Смирнова, Н.Смолеева, Е.Тищенко, Т.Третьякова , Е.Тюрина, Л.Тюрина, Л.Чернышева, И.Бугаенков, Н.Буробин, Ю.Венгеровский, Д.Воскобойников, Г.Гайковой, С.Динейкин, В.Дорохов, В.Зайцев, А.Ермилов, А.Казаков, В.Коваленко, В.Кондра, В.Кравченко, А.Кузнецов, Е.Лапинский, В.Лоор, О.Молибога, Г.Мондзолевкий, Р.Олихвер, С.Орленко, Ю.Панченко, Ю.Поярков, А.Савин, П.Селиванов, Э.Сибиряков, А.Сорокалет, Ю.Старунский, С.Тетюхин, К.Ушаков, Н.Фасахов, Д.Фомин, В.Хамутцких, Ю.Чесноков, О.Шатунов, И.Шулепов, Р.Яковлев и многие другие. Во всем мире признан авторитет наших тренеров Г.Ахвледиани, Ю.Клещева, Н.Карполя, В.Платонова, А.Якушева. Существует также еще одна разновидность игры - бич-волей (волейбол на песке, пляжный волейбол). В волейбол на песке в двадцатые - тридцатые годы играли в Болгарии, Латвии, СССР, США, Франции, Чехословакии. Бич-волей с двумя игроками на площадке появился в США в 1930 г. В конце ХХ века бич-волей получил очень широкое распространение в мире и в 1993 г. на сессии МОК в Монте-Карло он был признан олимпийским видом спорта. Сейчас официальный календарь ФИВБ включает следующие соревнования по бич-волею: турниры в программе летних Олимпийских игр (с 1996 г.), чемпионаты мира (с 1987 г. для мужчин, с 1992 г. для женщин) и Мировой тур (с 1989 г. для мужчин, с 1993 г. для женщин), этапы (турниры) которого в течение сезона проводятся в разных странах. В СССР первые официальные соревнования по бич-волею были проведены в 1986 г. В 1989 г. был разыгран Кубок Москвы и в том же году впервые был разыгран Кубок СССР среди мужчин. В 1989 г. волейболисты СССР дебютировали чемпионате мира и в Мировом туре. Первый чемпионат России по бич-волею был проведен в 1993 г. и в том же году наши волейболисты выступили на первом чемпионате Европы. Женские команды России впервые выступили на чемпионате Европы в 1994 г., а год спустя состоялся их дебют в Мировом туре. Сейчас календарь ВФВ по бич-волею включает: чемпионат России (с 1995 г. проходит как национальная серия с этапами в разных городах), первенства России среди девушек, юношей и ветеранов. В конце 2000 г. Международная федерация волейбола подвела итоги конкурса "Лучшие ХХ века". В номинации "Лучший игрок" специальными наградами были отмечены Инна Рыскаль и Константин Рева, а в номинации "Лучший тренер" - Гиви Ахвледиани и Вячеслав Платонов.

       Общие основы спортивной техники.

Автор: к.п.н., доцент кафедры теории и методики спортивных игр                                                                                                 ЛЬВОВА Л.Г.                                               План:

1. Понятие о технике

2. Обучаемость технике

3. Этапы обучения в спортивных играх

4. Типовая схема обучения технике игры

5. Причины возникновения ошибок, предупреждение и исправление ошибок

Техника игры - это комплекс специальных приёмов, необходимых спортсмену для успешного участия в игре.

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение основного звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного звена техники. Обучение - это составная часть педагогического процесса в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога (преподавание) и ученика (учение).

Специфика обучения в физическом воспитании состоит в том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки.

Способность человека приобретать знания и овладевать умениями и навыками называют обучаемостью.

Способность к обучаемости обусловлена следующими факторами:

- сложностью изучаемого упражнения (ритм, кол-во фаз, движений);

- двигательной одарённостью обучаемого;

- накопленным двигательным опытом;

- поло возрастными показателями;

- эффективностью применяемых методов обучения и активностью самих занимающихся.

В процессе обучения двигательным действиям спортсмен должен овладеть их кинематическими, динамическими и ритмическими параметрами. Овладение двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его характеристик техники, вариантах её выполнения. Продолжается приобретением двигательного умения и заканчивается двигательным навыком.

Двигательное умение – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерные признаки двигательного умения:

1.Сознание ученика загружено контролем каждого движения                    

 2.Невысокая быстрота выполнения действия

 3.Действие выполняется не экономно

4. Относительная расчленённость движений

5. Нестабильность действия

Двигательный навык – это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка

1. Автоматизированное управление движениями (сознание направлено а решение тактического выполнения движения)                   

2.Слитность движений

3.Отсутствие излишнего вовлечения мышц в работу

4.Высокая устойчивость действия, несмотря на сбивающие факторы

5.Прочность запоминания действий

Необходимо отметить что, процесс совершенствование сформированного двигательного навыка  бесконечен. И его основной задачей является – научить спортсмена свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка. Эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. В спортивных играх это связано с интеллектуальной деятельностью спортсменов. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решение и т.д.

По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения.

           Схема процесса овладения двигательным действием

                                                                             

Цель                  

                                                 

 

        Обучение двигательному действию
Формирование двигательного    умения
  Формирование двигательного    навыка  
Формирование двигательного    умения высшего порядка  
                 Приобретение специальных знаний

 

 

 


Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние.

Выделяют следующие разновидности переноса навыков: положительный и отрицательный

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего (передача мяча сверху отрицательно скажется на передачу снизу).

              Этапы обучения двигательному действию

  Этап начального разучивания Этап углублённого разучивания Этап закрепления и совершенствования
Цель   этапа Сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия Сформировать умение выполнять двигательное действие в объёме намеченных технических требований Закрепить умение навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практического применения

Задачи,

 

решае-

 

мые

 

на

 

этапах

1. Создать общие представления о двигательном действии и установку на овладение им 1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значение её частей, предупредить возникновение значительных ошибок 1. Закрепить в необходимой мере технику двигательного действия
2. Восстановить предыдущий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому 2. Последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники действия 2. Совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями
3. Разучивать звенья основы техники, не усвоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок 3. Добиться слитного выполнения действия в полном объёме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия 3. Сформулировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях
4. Добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом   4. Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия
    5. Совершенствовать выполнение действия при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных

Методы обучения двигательному действию

1. Овладение знаниями – подразумевает: устную передачу, усвоение и воспроизведение информации, а также лекции, рассказ и сенсорную передачу и усвоение информации и последнее – натуральный показ, демонстрация данного двигательного действия.

2. Овладение двигательными умениями и навыками предполагает: формирование целостного двигательного навыка сразу в целостной форме и метод целостного упражнения, а также и и формирование двигательного навыка по частям с последующим их соединением в одно и сам метод расчленённого упражнения.

3. Совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей предполагает: точное нормирование и регулирование нагрузки в ходе выполнения и с применением равномерного, переменного, повторного, интервального, кругового и также создание игровой и соревновательной обстановки при выполнении задания,          

Методические особенности обучения двигательному действию состоят из 3 этапов.

На первом этапе: обучение сконцентрировано по времени, не рекомендуется слишком частные повторения упражнений и изучение сложного технического приёма целесообразно по частям, а более простых в целом. 

На втором этапе: повышение уже числа повторений в одном занятии и перерыв между занятиями в 2-3 дня не снижает эффективности обучения, а также используются методы, которые опираются на двигательное восприятии (словесный, наглядный, идеомоторный).

На третьем этапе: это совершенствование действия с учётом индивидуальных способностей и упражнения выполняются в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий, а также используются методы направленные на усложнение выполнения упражнения.

Ошибки классифицируются на3 группы. Первая группа – грубые (искажение основы техники), значительные (невыполнение общей детали техники) и незначительные (неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия). Вторая группа ошибок это: нестабильные (исчезающие сразу после исправления), стабильные (ошибки, закреплённые в навыке). Третья группа: нетипичные (ошибки, возникающие эпизодически по субъективным причинам) и типичные (свойственные их распространению).

Причины ошибок: несоответствие техники уровню физической подготовленности спортсмена, нарушение последовательности обучения двигательным действиям, неправильное создание целостного представления о двигательном действии, недостаточная осознанность учебных заданий и также несоответствие инвентаря, оборудования и неблагоприятные условия внешней среды.

На основе правильного выявления причин ошибок можно наметить пути исправления ошибок. Это сопоставление ошибочного и правильного выполнения двигательного действия, создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...