Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Меры безопасности при занятиях легкой атлетикой и профилактика травматизма




I. Общие требования безопасности

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

• прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

• имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

• не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

• быть внимательным при перемещениях по стадиону;

• знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

П. Требования безопасности перед началом проведения занятий.

Учащийся должен:

переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

• снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и так далее);

• убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

• под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

• убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

• под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

• не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;

• по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т. д.;

• по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий.

БЕГ

Учащийся должен:

при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

• во время бега смотреть на свою дорожку;

• после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5–15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

• возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанциине ставить подножки, не задерживать соперников руками;

• в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

• при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

• выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20–40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из нее грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

грабли класть зубьями вниз;

• не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

• выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

• выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

• после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЕ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:

• перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

• осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

• при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

• в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

• находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

• после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

• при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

• Не передавайте снаряд друг другу броском.

• Не метайте снаряд в необорудованных дляэтого местах.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

• при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

• с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

• при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

• по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

• организованно покинуть место проведения занятия;

• переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

• вымыть с мылом руки.

 

Лекция (2 часа). Основы техники ходьбы и бега (Максимов А.С.)

План

1. Сущность и критерии техники.

2. Основы техники бега.

3. Силы, действующие на спортсмена.

4. Движения ОЦМТ, вертикальные колебания ОЦМТ.

5. Анализ техники бега на короткие и средние дистанции.

6. Характеристики современной техники бега.

7. Основы техники спортивной ходьбы.

 

Сущность техники заключается в разумном использовании человеком своих двигательных возможностей для решения конкретной задачи. В ходьбе и беге – это преодоление дистанции за наименьшее время. Для успешного совершенствования техники недостаточно представлять себе только внешнюю форму движений, необходимо подкреплять это знаниями количественных и качественных характеристик легкоатлетических упражнений.

Оценивая технику бега и ходьбы, мы должны исходить из того, насколько она рациональна и экономична. Известно, что рациональная техника по своим внешним признакам отличается легкостью и естественностью, ритмичностью в смене фаз напряжений. В основе техники бега и ходьбы лежит отталкивание, от силы и напряжения которого зависит скорость передвижения.

Выполнение легкоатлетического упражнения всегда связано с сознанием спортсмена, с проявлением физических и волевых качеств, с уровнем функциональной подготовленности, с определенными условиями внешней среды. (Примеры).

И так, что же такое техника ?   

Техника – это рациональный и эффективный способ выполнения легкоатлетического упражнения при разумном использовании своих индивидуальных способностей с целью достижения высоких спортивных результатов (В.М. Дьячков).

Основы техники это совокупность взаимосвязанных движений, определяющих структуру данного двигательного действия. Основы техники обусловлены объективными биомеханическими, физиологическими, анатомическими, психологическими закономерностями. Техника выполнения упражнения должна соответствовать уровню физической подготовленности спортсмена. Отсюда следует, что техника бега и ходьбы должна изменяться по мере совершенствования физических качеств. Поэтому технику еще называют динамическим стереотипом.  Стереотипом в том смысле, что сформирован прочный навык выполнения данного упражнения, а динамический, что он вариативен в зависимости от конкретных внешних условий (встречный ветер, различная беговая дорожка) и от состояние спортсмена.

Критерии техники : 1. Рациональность с позиции биомеханики;

2. Надежность и естественность;

3. Безопасность техники (пример «сальто» в прыжках в длину);

4. Целесообразность по проявлению различных физических качеств;

5. Экономичность (экономное расходование энергии);

6. Оптимальность по функциям психической сферы.

Техника спортивного упражнения определяется такими частными характеристиками, как положение тела, направление и амплитуда движений, расстояние, угловые характеристики, ритм и скорость, взаимодействие сил и др.       

Так, скорость бега будет зависеть от длины и частоты шагов .

Скорость = длина шага х частота шагов.

Спринтер с длиной шага 2 м и частотой 2 ш/с разовьет горизонтальную скорость 10 м/с

Бег и ходьба относится к циклическим, локомоторным движениям, состоит из повторения одних и тех же движений в определенной последовательности.

Цикл шага = время опоры + время полета.

У мужчин, в беге время шага = 0,210 с.

t полета = 0,123, t опоры = 0,087.        

Время опоры – это мера того, как быстро спортсмен взаимодействует с опорой (измеряется в секундах).     

 

Основы техники бега

  Основой бегового движения является шаг. Оттолкнувшись от грунта одной ногой, бегун определенное расстояние преодолевает по воздуху до момента постановки другой ногой на грунте.

Цикл бега – это периодически повторяющиеся опорные и безопорные положения тела. При анализе беговых движений достаточно рассмотреть один шаг бегового движения.

Целостное движение – бег, условно можно разделить на составляющие

1. Периоды;

2. Фазы (переход из одного положения конечности в другое);

3. Моменты (определяющие отдельные положения тела).

В двойном шаге содержатся два периода опоры и два периода полета. Период опоры включает в себя фазы торможения и отталкивания. В периоде полета различают фазы подъема и снижения ОЦМТ. Каждый период и каждая фаза имеют условные границы, которыми служат моменты движения.

I. Периоды Периоды опоры   Периоды полета
II. Фазы 1. Торможения 2. Отталкивания 1. Подъем ОЦМТ 2. Снижение ОЦМТ
III. Моменты 1. Постановки ноги 2. Вертикаль 3. Отрыв ноги 1. Наивысшая точка подъема       ОЦМТ

.

Объяснить составляющие угла отталкивания, угла вылета, угла постановки стопы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...