Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 34. Практические навыки.




4. Перечень индивидуальных заданий, которые могуть быть выполнены студентами во время учебы на кафедре:

- составление задач по топической диагностике (создание схем корково-мышечного и чувствительных путей, схемы хода лицевого нерва, схемы афферентных мозжечковых путей и др.);

- подготовка рефератов;

- составление задач по неврологии «Шаг-2»;

- подготовка докладов на научную конференцию;

- участие в межвузовских олимпиадах;

- участие в проведении научно-исследовательской работы кафедры.

 



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ, КОТОРЫЕ ПРИСВАИВАЮТСЯ СТУДЕНТАМ

Модуль 1

№ п/п Модуль 1   Количество баллов
  Содержательный модуль 1 56
1. Тема 2* 8
2. Тема 3 8
3. Тема 4 8
4. Тема 5 8
5. Тема 6 8
6. Тема 7 8
7. Тема 8 (практические навыки) 8
  Смысловой модуль 2 56
8. Тема 9 8
9. Тема 10 8
10. Тема 11 8
11. Тема 12 8
12. Тема 13 8
13. Тема 14 8
14. Тема 15 (практические навыки) 8

Вместе содержательные модули

112

Индивидуальная СРС

8

Содержательные модули

120

Итоговый контроль усвоения модуля 1:

контроль теоретической подготовки

80

контроль практической подготовки

зачтено

ВМЕСТЕ сумма баллов

200

          

*порядковый номер темы дается согласно содержанию программы (с.11 - 21)

Примечание: При усвоении тем модуля 1 по традиционной системе студенту присваиваются баллы: “5” – 8 баллов, “4” – 6 баллов, “3” – 4 балла; “2” – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за текущую учебную деятельность студента при усвоении тем модулю 1 – 120

Студент допускается к итоговому модульному контролю при условии выполнении требований учебной программы и в случае, если за текущую учебную деятельность он набрал не менее 56 баллов (14 х 4).

Итоговый модульный контроль засчитывается студенту, если он набрал не менее 50 баллов из 80 баллов.

 

Модуль 2

№ за порядком Модуль 2   Количество баллов
  Содержательный модуль 3 36
1. Тема 16 (Курация больных)* 6
2. Тема 17 6
3. Тема 18 6
4. Тема 19 6
5. Тема 20 6
6. Тема 21 6
  Содержательный модуль 4 36
7. Тема 23 6
8. Тема 24 6
9. Тема 25 6
10. Тема 26 6
11. Тема 27 6
12. Тема 28 6
  Содержательный модуль 5 36
13. Тема 30 6
14. Тема 31 6
15. Тема 32 6
16. Тема 33 6
17. Тема 34 6
18. Тема 36 (практические навыки) 6

Вместе содержательные модули

108

Индивидуальная СРС

12

Содержательные модули

120

Итоговый контроль усвоения модуля 2:

 

 контроль теоретической подготовки

80

контроль практической подготовки

зачтено

ВМЕСТЕ сумма баллов

200

*порядковый номер темы дается согласно содержанию программы (с.11 - 21)

Примечание: При усвоении тем модулю 2 по традиционной системе студенту присваиваются баллы: “5” – 6 баллов, “4” – 4 баллов, “3” –2 баллы, “2” – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за текущую учебную деятельность студента при усвоении тем модулю 2 – 120.

Студент допускается к итоговому модульному контролю при условии выполнения требований учебной программы и в случае, если за текущую учебную деятельность он набрал не менее 36 баллов (18х2).

Итоговый модульный контроль засчитывается студенту, если он набрал не менее 50 баллов из 80 баллов.



Перечень средств контроля знаний.

а) модульный контроль (компьютерное тестирование, проверка знания теоретических вопросов, – письменный ответ, проверка практических навыков.

 

б) текущий контроль на занятиях (компьютерное тестирование, устный ответ, написания письменных робот, проверка усвоения практических навыков)

в) курация больных со следующей защитой истории болезни

г) оценка качества самостоятельной индивидуальной работы студентов (составленных задач, разработанных дифференциально-диагностических таблиц, схем ведущих путей нервной системы, участие в СНО)

д) оценка качества рефератов, обзоров

 


7.перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть :

Модуль 1: ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ

1. Обследование объема активных и пассивных движений.

2. Обследование тонуса и силы мышц.

3. Обследование сухожильных, периостальных, кожных рефлексов(стило-карпо-радиальних, с бицепса, с трицепса, коленных, ахиллових, брюшных).

4. Обследование патологических рефлексов (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера, Россолимо, Бехтерева, Жуковского и другие) и синкинезий.

5. Обследование координации движений (пальце-носовая, коленно-пяточная пробы, диадохокинез, пробы на дисметрию), выявления статической, динамической атаксии.

6. Обследование чувствительности (поверхностных, глубоких и сложных видов).

7. Обследование симптомов натяжения.

8. Обследование обоняния и вкуса.

9. Обследование остроты зрения, полей зрения, цветовосприятия.

10. Обследование функции глазодвигательных нервов.

11. Обследование функций V нерва.

12. Обследование функций VII нерва.

13. Обследование функций IX-X нервов.

14. Обследование функций XI-XII нервов.

15. Обследование вегетативной нервной системы.

16. Обследование менингеальных симптомов (ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига, Брудзинского), реактивных болевых феноменов: с-м Менделя, с-м Платау, места выхода малого и большого затылочных нервов.

17. Обследование языка, праксиса, гнозиса, письма, чтения, счета.

18. Трактовка основных показателей вспомогательных методов обследования в неврологической клинике (электрофизиологических, ультразвуковых, рентгеноглогических, компьютерно-томографических).

 

Модуль 2. Специальная неврология.

1. Самостоятельная курация больных с неврологической патологией с составлением истории болезни.

2. Определение ведущего неврологического синдрома у больного.

3. Обоснование топического диагноза у больного, который обследуется.

4. Проведение дифференциальной диагностики.

5. Обоснование выставленного клинического диагноза.

6. Определение этиологии болезни, особенностей патогенеза, течения заболевания и его осложнений, у обследуемого больного.

7. Обоснование лечения, которое назначено больному.

8. Определение прогноза хода заболевания у данного больного.

 


8.Перечень программных вопросов, которые выносятся на итоговый модульный контроль:

Модуль 1: ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ



Содержательный модуль 1: Введение. Симптомы двигательных и чувствительных расстройств.

1. Неврология как наука, отрасль практической медицины и учебный предмет.

2. Главные этапы развития неврологической науки.

3. Основные этапы развития нервной системы.

4. Анатомо-топографические отделы нервной системы.

5. Основные принципы функционирования нервной системы.

6. Рефлекторный аппарат спинного мозга. Рефлекс, рефлекторная дуга. Безусловные рефлексы.

7. Сухожильные и периостальные рефлексы, дуги их замыкания.

8. Кортикоспинальный и кортиконуклеарный пути.

9. Центральный (спастический) паралич.

10. Периферический (вялый) паралич. Патогенез атонии, арефлексии, атрофии.

11. Топическая диагностика патологии произвольных движений.

12. Альтернирующие параличи. Синдромы поражения ножек мозга, мосто-мозжечкового узла, варолиева моста.

13. Синдромы поражения двигательного пути на разных уровнях спинного мозга.

14. Экстрапирамидная система, анатомические особенности, функции.

15. Синдром Паркинсонизма, биохимические механизмы патогенеза.

16. Виды гиперкинезов.

17. Мозжечок, анатомо-физиологические особенности, синдромы поражения.

18. Виды атаксий.

19. Чувствительность. Виды чувствительности, виды чувствительных нарушений.

20. Типы нарушений чувствительности. Синдром Броун-Секара.

 

 

Содержательный модуль 2. Патология черепных нервов. Нарушение вегетативной нервной системы и высших мозговых функций. Менингеальный синдром. Дополнительные методы исследования в неврологии.

1. Анатомо-физиологические данные, методика исследования, синдромы поражения I-XII пар черепных нервов.

2. Центральный и периферический парез лицевого нерва.

3. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.

4. Альтернирующие синдромы.

5. Надсегментарный и сегментарный отделы вегетативной нервной системы, их функции, синдромы поражения.

6. Синдром Бернара-Горнера.

7. Кора больших полушарий, цитоархитектонические поля, синдромы поражения.

8. Агнозия, апраксія, афазия.

9. Расстройства языка (дизартрия, афазия).

10. Ликворообразование, состав ликвора в норме, его видоизменения при менингитах, опухолях, геморрагическому инсульте, туберкулезе.

11. Клиника менингеального синдрома.

12.  Электрофизиологические методы исследования.

13. Методы нейровизуализации в клинике нервных болезней.

14. Ультразвуковые методы исследования.

 

Модуль 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ НЕВРОЛОГИЯ:

 

Содержательный модуль 3: Сосудистые заболевания головного и спинного мозга, пароксизмальные состояния, цефалгии, нарушения сна, нейроинтоксикацииї. Травматические поражения нервной системы.

1. Кровоснабжение головного и спинного мозга.

2. Классификация сосудистых заболеваний нервной системы.

3. Варианты церебральных сосудистых кризисов.

4. Синдромы проявления транзиторных ишемических атак.

5. Проходящие нарушения мозгового кровообращения.

6. Геморрагический инсульт (паренхиматозное и субарахноидальное кровоизлияние).

7. Ишемический (тромботический и нетромботический) инсульты.

8. Принципы недифференцированного и дифференцированного лечения инсультов.

9. Спинальные инсульты.

10. Профилактика инсультов.

11. Современная классификация пароксизмальных состояний в клинике нервных болезней.

12. Патогенетическая суть эпилепсии, классификация эпилептических припадков, принципы дифференцированного лечения.

13. Эпилептический статус, клиника, диагностика, лечение.

14. Неэпилептические пароксизмальные состояния – судорожные и безсудорожные.

15. Вегетативно-сосудистые пароксизмы.

16. Синкопальные состояния.

17. Цефалгии – патогенетические механизмы появления, клиника, диагностика, лечение.

18. Мигрень: патогенез, клиника, лечение.

19. Инсомнии, гиперсомнии.

20. Основные клинические синдромы и принципы лечения при условии экзогенных интоксикаций.

21. Стадии поражения нервной системы при условии острой и хронической лучевой болезни.

22. Вибрационная болезнь.

23. Закрыта черепно-мозговая травма, сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга. Неотложная помощь.

24. Спинальна травма.

25. Классификация, синдромы проявления опухолей головного и спинного мозга. Изменения спиномозговой жидкости.

26. Абсцессы головного мозга, клинические синдромы, дифференциальный диагноз.

 

Содержательный модуль 4.Инфекционные, инфекционно-аллергические, демиелинизирующие, паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз. Боковой амиотрофический склероз.

1. Менингиты (гнойно-первичные, вторичные; серозный).

2. Арахноидиты (слипчивый, кистозный), базальный, конвекситальный).

3. Энцефалиты (первичные, вторичные)

4. Поражение нервной системы при гриппе, ревматизме. Герпетические поражения.

5. Полиомиелит (клинические формы, стадии, диагностика, лечение, профилактика).

6. Острый миелит.

7. Боковой амиотрофический склероз.

8. Нейросифилис, ранние и поздние формы.

9. Неврологические расстройства полимиозита-дерматомиозита.

10. Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции.

11. Туберкулез нервной системы.

12. Рассеянный склероз (этиопатогенез, варианты течения, клиника, современные методы лечения).

13. Паразитарные заболевания нервной системы (цистицеркоз, эхинококкоз, токсоплазмоз).

14. Прионовые инфекции. Нейроберрелиоз.

Содержательный модуль 5. Заболевание периферической нервной системы, перинатальные поражения нервной системы, соматоневрологические  синдромы. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы, врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Лекарственные препараты, которые применяются в неврологии.

1. Классификация заболеваний периферической нервной системы.

2. Рефлекторные вертеброгенные синдромы шейного, грудного, поясничного уровней.

3. Корешковые синдромы шейной, грудной, поясничной локализации.

4. Невралгия тройничного нерва.

5. Нейропатия лицевого нерва.

6. Варианты плечевых плексопатий.

7. Нейропатии локтевого, лучевого, срединного, большеберцового, малоберцового нервов.

8. Компрессионно-ишемические синдромы. Тоннельные синдромы.

9. Полинейропатии (инфекционные, токсические), современные методы лечения.

10. Гипоксически-ишемеская энцефалопатия.

11. Детский церебральный паралич, клинические варианты, лечение.

12. Соматоневрологические синдромы при заболеваниях пищеварительного тракта, легких, сердечно-сосудистой системы, крови, эндокринных заболеваниях. Паранеопластический синдром.

13. Прогрессирующие мышечные дистрофии - первичные (миопатии) и вторичные (амиотрофии).

14. Миотонии.

15. Миастения. Миастенические синдромы. Пароксизмальная миоплегия.

16. Гепатоцеребральная дегенерация (болезнь Коновалова-Вильсона).

17. Болезнь Гентингтона.

18. Современные биохимические аспекты болезни Паркинсона и ее лечения.

19. Мышечные дистонии.

20. Спинноцеребральные атаксии. Наследственная атаксия Фридрейха.

21. Наследственная спастическая параплегия. Болезнь Штрюмпеля.

22. Кранио-вертебральные аномалии.

23. Сирингомиелия (этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение).

24. Группы лекарственных препаратов, которые применяются в неврологии.

 


10.   Перечень источников информации.

1. Нервові хвороби, під ред.. С.М.Віничука. – К.:Здоров’я. – 2008 – 659c.

2. Школьник В.М., Бараненко А.Н.Погорелов О.В. Параклінічні методи

дослідження в неврологіі (навчальний посібник).-Дніпропетровськ, 2003.-123с.

3. Клінічна неврологія (історії хвороб з обговореннями та поясненнями). Навчальний посібник (Школьник В.М., Бараненко О.М., Соколов О.Б., Погорєлов О.В., Юдіна Т.В.-Дніпропетровськ, 2004.-109с.

Збірник тестів та задач з неврології.-(Школьник В.М., Бараненко О.М., Соколов О.Б., Погорєлов О.В., Юдіна Т.В.-Дніпропетровськ, 2004.-196с.

 

Дополнительная литература:

4. Бадалян л.О. Детская неврология – М.:Медпресс.-1998. – 605с.

5. Биллер Х. Практическая неврология, пер. с англ., т.2: Лечение. – М.: Медицинская литература. – 2005. – 416с.

6. Болезни нервной системы/под редакцией Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульмана, изд. второе, М.:Медицина. - 2001,2003, 2005 – т.1 -744с., т.2 - 480с.

7. Виберс Д., Фейгин В., Браун Г., Инсульт (Клиническое руководство), пер. с англ., 2-ое изд., Бином, 1999, 2005. – 607с.

8. Віничук С.М. Судинні захворювання нервової системи – К.: Науково думка. – 1999. – 250с.

9. Віничук С.М., Прокопів М.М. Гострий ішемічний інсульт. – Київ: Наукова думка. – 2006. – 286с.

10. Винницкий, Неотложная помощь в клинике нервных болезней.- Киев, 2003.

11. Гринберг Д., Аминофф М., Саймон Р. Клиническая неврология.- М.,2004.(ін)

12. Дуус П. Топическая диагностика в неврологии.-М.,1999 (ін).

13. Зенков Л.Р., Ронкин м.А., Функциональная диагностика нервных болезней, Москва, 1991

14. Карлов В.А. Терапия нервных болезней – М.: Медицина. – 1996. – 653с.

15. Карлов В.А. Эпилепсия – М.: Медицина. – 1990. - 335 с.

16. Лихтенберг Грамма., Неврология в вопросах и ответах.- 1996.

17. Мументалер М., Маттле Х. Неврология.-М., 2007.-917.

18. Никифоров А.С., Коновалов А.Н., Гусев Е.И. Клиническая неврология – М.:Медицина. – 2002. – т.1-690 с., т.2 -777 с.

19. Самюэльс, Неврология, 1997 (ін).

 

Видеофильмы

«Методика неврологического осмотра», «Паркинсонизм», «Гиперкинезы», «Ишемический инсульт», «Эпилепсия», «Методика введения ботулинистического токсина», видеоархив клинических случаев.

 


Общие сведения

Студенту на кафедре неврологии и офтальмологии нужно:

І) посетить все лекции и практические занятия по расписанию;

2) обеспечить необходимый уровень качества усвоения дисциплины;

3) пройти контрольные мероприятия в определенные сроки;

4) своевременно ликвидировать академическую задолженность (при наличии).

 

Студент на кафедре неврологии и офтальмологии имеет возможность:

І) получить тесты и задания по соответствующему модулю не позже чем за 1 месяц до проведения итогового модульного контроля;

2) получить все необходимые учебно-методические материалы, которые регламентируют учебу на кафедре в электронном виде;

3) обратиться за консультативной помощью к дежурному преподавателю в консультативный день (по расписанию учебного отдела ДГМА) или в субботу (9:00-14:00).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...