Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ.




СПРАВОЧНИК СТУДЕНТА

По курСу НЕВРОЛОГИИ

(для медицинского, педиатрического,

медико-профилактического факультетов)

 

Составил: доц., к.м.н. Бараненко О.М. на основе учебной программы по неврологии для студентов медицинских вузов ІІІ-IV уровней аккредитации по специальности «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» (Киев,2007 год).

 

Обсуждено на заседании кафедры от “___”_________2008 г.

Протокол № ___

 

Заведующий кафедрой неврологии и офтальмологии

Заслуженный врач Украины, д.м. н, профессор ________________В. М. Школьник

 

 

Днепропетровск 2008



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИ

Неврология как учебная дисциплина основывается на изучении студентами медицинской биологии, биологической и биоорганической химии, гистологии, физиологии и патологической физиологии, анатомии человека и патологической анатомии и интегрируется с этими дисциплинами;

на изучении студентами пропедевтических дисциплин терапевтического профиля, фармакологии, радиологии и интегрируется с этими дисциплинами; интегрируется с другими клиническими дисциплинами (внутренней медициной, нейрохирургией, онкологией, психиатрией, медицинской генетикой, и т.п.); проходит дифференциацию - формирование отдельных направлений неврологической науки, которые имеют самостоятельные международные организации: эпилептология; цереброваскулярная патология; нервно-мышечные болезни; мигрень и головная боль; паркинсология; учение о рассеянном склерозе и демиелинизирующие болезни; дегенеративно - дистрофические заболевания головного мозга.

 

БАЗА ОБУЧЕНИЯ – кафедра неврологии и офтальмологии, неврологическое отделение обл. клинической больницы им. Мечникова,

Октябрьская пл. 14.т.756-95-23

 

 

Состав кафедры (неврология):

Профессор Школьник Валерий Маркович - заведующий кафедрой.

Доцент Бараненко Александр Николаевич - ответственный за учебную работу.

Доцент Соколов Александр Борисович - ответственный за СНО

Доцент Юдина Татьяна Викторовна

Ассистент Погорелов Алексей Викторович - ответственный за научную работу

Ассистент Тягло Юлия Петровна (5 МДКБ, ул. Фучика, 5)



СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура

учебной

дисциплины

Количество часов, из них

Года

обучения

Вид

контроля

Всего

Аудиторных

СРС

Лекций Практических занятий
  135 20 70 45 4  
Кредитов ЕСТ 4,5          
Модуль 1: Содержательных модулей 2 60 ч. / 2,0 кредита ЕСТ 8 30 22   Текущий и итоговый
Модуль 2: Содержательных модулей 3 75 ч. /2,5 кредиты ЕСТ 12 40 23   Текущий и итоговый
В том числе, итоговый модульный контроль усвоение 2-х модулей 14 ч./0,5 кредита ЕСТ   6 8   _”_
Недельная нагрузка 4,2 ч. /0,14 кредитов ЕСТ          


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНИ.

Основной целью курса нервных болезней является обучение студентов теоретическим основам топической диагностики заболеваний нервной системы, приемам обследования неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и выработка тактики лечения.

Студенты на лекциях и практических занятиях изучают пропедевтический и клинический курс заболеваний нервной системы. Важно выработать у студентов представления о значении нервной системы в развитии неврологических заболеваний, а также научить умению выявлять патологические механизмы их возникновения, обосновать диагностику, лечение и методы профилактики поражения нервной системы.

Во время изучения общей неврологии студенты приобретут практические навыки умения самостоятельно исследовать нормальные и патологические рефлексы, чувствительность, двигательные системы (пирамидную, экстрапирамидную, мозжечковую), исследование черепно-мозговых нервов, предметных расстройств, вегетативных нарушений. На основании проведенного исследования студенты делают сводку патологических симптомов, группируют их в синдромы. В конечном итоге устанавливают локализацию патологического процесса (топический диагноз). Итак, при изучении пропедевтического курса студенты приобретут практические навыки исследования нервной системы человека и постановки топического диагноза.

Знакомство с основными клиническими формами заболеваний нервной системы позволяют выработать у студентов практические навыки в распознавании отдельных форм патологии нервной системы, построении клинического диагноза, применении рационального лечения. Обращается внимание на выявление ранних форм заболевания и их предупреждение, подчеркивается роль диспансеризации. Развивать у студентов любознательность, наблюдательность, научить их клиническому мышлению возле кровати больного. Преподавать студентам умения решать вопрос лекарственно-трудовой экспертизы, как временной, так и стойкой трудоспособности, освоить клиническую рецептуру, применение физиотерапии, курортного лечения при заболеваниях нервной системы.

Задача (конечные цели) дисциплины:

- Определять основные симптомы и синдромы поражения разных отделов нервной системы.

- Интерпретировать данные функциональной анатомии и клинической физиологии нервной системы.

- Определить этиологические факторы и патогенетические механизмы развития основных неврологических заболеваний.

- Ставить предварительный диагноз основных неврологических заболеваний.

- Анализировать основные показатели лабораторно-инструментальных методов исследования в неврологической практике.

- Планировать тактику ведения больного с неврологической патологией.

 

 



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА МОДУЛЮ 1:

Общая неврология.

Тема

Лекции

Практические занятия

СРС

Индивидуальная СРС

Содержательный модуль I. Введение. Симптомы двигательных и чувствительных разладов.

1. Главные этапы развития неврологической науки.

-

-

2

Составление задач по топической диагностике; создание схем корково-мозгового и чувствительных путей

2. Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы – нейрон. Двигательная система. Представление о рефлексе и рефлекторной дуге.

-

2

1

3. Произвольные движения и их нарушение. Пирамидная система. Корково-ядерный и корково-спинальный пути. Симптомы центрального и периферического парезов.

-

2

1

4. Синдромы поражения двигательного пути на разных уровнях.

-

2

1

5. Экстрапирамидная система и синдромы ее поражения.

2

2

1

6. Мозжечок. Синдромы поражения мозжечка.

-

2

1

7. Чувствительная система и симптомы ее поражения. Виды и типы нарушения чувствительности.

-

2

2

8. Практические навыки.

-

2

-

Содержательный модуль 2. Патология черепных нервов. Нарушение вегетативной нервной системы и высших мозговых функций. Менингеальный синдром. Дополнительные методы исследования в неврологии.

9. Патология обонятельного и зрительного анализаторов. Синдромы поражения глазодвигательных нервов.

-

2

1

Составление задач по топической диагностике; создание схем корково-мышечного и чувствительных путей

10. Тройничный, лицевой, вестиблярно-улитковый нервы та синдромы их поражения.

-

2

2

11. Патология IX-XII пар черепных нервов. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.

-

2

1

12. Патология вегетативной нервной системы

2

2

1

13. Локализация функций в коре головного мозга. Синдромы поражений. Спинномозговая жидкость, ее изменения. Менингеальный синдром

2

2

1

14. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы.

2

2

1

15. Практические навыки.

-

2

-

Итоговый контроль усвоения модуля 1 – «Общая неврология».

-

2

4

Всего часов - 60

8

30

20

2

Кредитов ЕСТ – 2,0

 
                   

СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА - МОДУЛЮ 2:

Специальная неврология.

Тема

Лек-ции

Практические занятия

СРС

Индивидуальная СРС

Содержательный модуль 3. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга, пароксизмальные состояния, цефалгии, нарушение сна, нейроинтоксикации. Травматические поражения нервной системы.

16. Самостоятельная курация с составлением истории болезни

-

2

2 -

17. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга: этиология, патогенез, классификация.

2

2

1 -

18. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга: ВИA, инсульты, лечения.

2

2

0,5 -

19. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния

-

2

0,5 -

20. Головная боль, Нарушение сна.

-

2

0,5 -

21. Профессиональные и бытовые нейроинтоксикации. Поражение нервной системы при действии физических факторов

2

2

0,5 -

22. Деменции.

 

-

-

2 -

Содержательный модуль 4. Инфекционные, инфекционно-аллергические, демиелинизирующие паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз. Боковой амиотрофический  склероз.

23. Менингиты. Арахноидиты.

-

2

0,5 -
24. Энцефалиты. Абсцесс головного мозга. Полиомиелит. Острый миелит.

-

2

1,0 -
25. Нейросифилис. Неврологические проявления поле миозита, дерматомиозита.

 

-

 

2

  0,5   -
26. Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции. Туберкулез нервной системы.

 

-

 

2

  0,5 -
27. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Боковой амиотрофический склероз.

2

2

0,5 -
28. Паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз.

-

-

2  

Содержательный модуль 5. Заболевание периферической нервной системы, перинатальные поражения нервной системы, соматоневрологические синдромы. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы, врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Врачебные препараты, которые применяются в неврологии.

29. Заболевания периферической нервной системы.

2

4

0,5

 

Составление ситуационных задач, задач «Шаг-2», подготовка докладов на научную конференцию, участие в межвузовских олимпиадах.

30. Перинатальное поражение нервной системы.

-

2

0,5
31. Соматоневрологические синдромы.

2

2

0,5
32. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы

-

2

1
33. Врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Сирингомиелия.

-

2

0,5
34. Врачебные препараты, которые применяются в неврологии

-

-

2
35. Практические навыки

-

2

-
Итоговый контроль усвоения модуля 2 – «Специальная неврология».

-

4

4
Всего часов - 75

12

40

21 2
Кредитов ЕСТ – 2,5

 

 

   
               

 


3.2        ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ по ДИСЦИПЛИНе

 

№ п.п. ТЕМА Количество часов
  Модуль 1: Общая неврология.  
1. Введение в неврологию. Принципы структуры и функций нервной системы. Синдромы движения. Синдром Паркинсонизма и нейрохимические механизмы его возникновения. 2
2. Вегетативная нервная система и синдромы ее поражения. 2
3. Высшие мозговые функции и их нарушение. 2
4. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы. 2
  ВМЕСТЕ 8
  Модуль 2: Специальная неврология.  
5. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. 2
6. Пароксизмальные состояния в клинике нервных болезней 2
7. Неврологические аспекты черепно-мозговой травмы 2
8. Демиелинизирующие заболевания нервной системы 2
9. Заболевания периферической нервной системы 2
10. Нарушение нервной системы при заболеваниях внутренних органов. 2
  ВМЕСТЕ 12
  Количество часов из дисциплины 20

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

№ п.п. ТЕМА Количество часов
  Модуль 1: Общая неврология.  
1. Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы. Представление о рефлексе и рефлекторной дуге. 2
2. Произвольные движения и их нарушение. Пирамидная система. Корково-ядерный и корково-спинальный пути. Симптомы центрального и периферического парезов, патогенез симптомов. Патологические рефлексы, методика исследования. 2
3. Симптомокомплексы нарушений движения при поражении разных уровней кортико-мускулярного пути.   2
4. Экстрапирамидная система и синдромы ее поражения. 2
5. Мозжечок. Синдромы поражения мозжечка. Виды атаксий. 2
6. Клиническая классификация чувствительности. Анатомия чувствительных путей. Методика исследования. Виды и типы чувствительных нарушений (симптомокомплексы чувствительных нарушений при поражении разных уровней чувствительных путей). 2
7. Практические навыки 2
8. Патология обонятельного и зрительного анализаторов. Синдромы поражения глазодвигательных нервов. 2
9. Тройничный, лицевой, вестибуло-кохлеарный нервы та симптомы их поражения. 2
10. Патология IX-XII пар черепных нервов. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы. 2
11. Анатомо-физиологические данные, патология и методика исследования вегетативной нервной системы. 2
12. Анатомо-физиологические данные, методика исследования корковых функций. Синдромы поражения и раздражение коры. Нарушение высших мозговых функций (афазии, агнозии, апраксии и другие). Ликвородиагностика. Менингеальний синдром 2
13. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы. 2
14. Практические навыки. 2
15. Итоговый модульный контроль: 2
  ВМЕСТЕ 30
  Модуль 2: Специальная неврология.  
16. Практические навыки (неврологический осмотр больного). 2
17. Самостоятельная курация больных с составлением истории болезни. 2
18. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Этиопатогенез 2
19. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Клиника. Лечение. 2
20. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния. 2
21. Головная боль. Синдром внутричерепной гипертензии. Синдром внутричерепной гипотензии. Нарушение сна. 2  
22. Профессиональные и бытовые нейроинтоксикации. Поражение нервной системы при действии физических факторов. 2
23. Менингиты. 2
24. Энцефалиты. Полиомиелит. Острый миелит. Арахноидиты. 2
25. Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции. Туберкулез нервной системы. 2
26 Нейросифилис. Неврологические проявления полимиозита 2
27. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. 2
28. Заболевания периферической нервной системы 1ч. 2
29. Заболевания периферической нервной системы 2ч. 2
30. Перинатальные поражения нервной системы 2
31. Соматоневрологические синдромы. 2
32. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы. 2
33. Врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Сирингомиелия. 2
34. Итоговый модульный контроль, в том числе: 4
  ВМЕСТЕ 40
  ВМЕСТЕ количество часов практических занятий по дисциплине, в том числе 70
  итоговый контроль 2-х модулей дисциплины 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)

 

№ п.п. ТЕМА Количество часов Вид контроля
  Модуль 1: Общая неврология.    
1. Подготовка к практическим занятиям –теоретическая подготовка и проработка практических навыков. 14 Текущий контроль на практических занятиях
2. Самостоятельная проработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:    
2.1 Главные этапы развития неврологической науки 2 Итоговый модульный контроль
3. Индивидуальная самостоятельная работа 2  
  Решение задач по топической диагностике; создание схем корково-мышечного и чувствительных путей   Схемы корково-мышечного и чувствительных путей
4 Подготовка к итоговому контролю  усвоения модуля 1 4 Итоговый модульный контроль
  ВМЕСТЕ 22  
  Модуль 2: Специальная неврология.    
5. Подготовка к практическим занятиям –теоретическая подготовка и проработка практических привычек. 26 Текущий контроль на практических занятиях
6. Проработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:    
6.1 Деменции   2 Итоговый модульный контроль
6.2 Паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз.   2   - “ -
6.3 Врачебные препараты, которые применяются в неврологии.   2   - “ -
7. Индивидуальная самостоятельная работа 2  
  Составление задач «Шаг-2», подготовка докладов на научную конференцию, участие в межвузовских олимпиадах.    
8. Подготовка к итоговому контролю  усвоения модуля 2 4 Итоговый модульный контроль
  ВМЕСТЕ 23  
  ВМЕСТЕ СРС по дисциплине, 45  
  в том числе к итоговому модульному контролю 8  




Содержание программы

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. Введение. Симптомы двигательных и чувствительных разладов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...