Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ.
СПРАВОЧНИК СТУДЕНТА
По курСу НЕВРОЛОГИИ
(для медицинского, педиатрического,
медико-профилактического факультетов)
Составил: доц., к.м.н. Бараненко О.М. на основе учебной программы по неврологии для студентов медицинских вузов ІІІ-IV уровней аккредитации по специальности «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» (Киев,2007 год).
Обсуждено на заседании кафедры от “___”_________2008 г.
Протокол № ___
Заведующий кафедрой неврологии и офтальмологии
Заслуженный врач Украины, д.м. н, профессор ________________В. М. Школьник
Днепропетровск 2008
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИ
Неврология как учебная дисциплина основывается на изучении студентами медицинской биологии, биологической и биоорганической химии, гистологии, физиологии и патологической физиологии, анатомии человека и патологической анатомии и интегрируется с этими дисциплинами;
на изучении студентами пропедевтических дисциплин терапевтического профиля, фармакологии, радиологии и интегрируется с этими дисциплинами; интегрируется с другими клиническими дисциплинами (внутренней медициной, нейрохирургией, онкологией, психиатрией, медицинской генетикой, и т.п.); проходит дифференциацию - формирование отдельных направлений неврологической науки, которые имеют самостоятельные международные организации: эпилептология; цереброваскулярная патология; нервно-мышечные болезни; мигрень и головная боль; паркинсология; учение о рассеянном склерозе и демиелинизирующие болезни; дегенеративно - дистрофические заболевания головного мозга.
БАЗА ОБУЧЕНИЯ – кафедра неврологии и офтальмологии, неврологическое отделение обл. клинической больницы им. Мечникова,
Октябрьская пл. 14.т.756-95-23
Состав кафедры (неврология):
Профессор Школьник Валерий Маркович - заведующий кафедрой.
Доцент Бараненко Александр Николаевич - ответственный за учебную работу.
Доцент Соколов Александр Борисович - ответственный за СНО
Доцент Юдина Татьяна Викторовна
Ассистент Погорелов Алексей Викторович - ответственный за научную работу
Ассистент Тягло Юлия Петровна (5 МДКБ, ул. Фучика, 5)
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура
учебной
дисциплины
| Количество часов, из них
| Года
обучения
| Вид
контроля
| Всего
| Аудиторных
| СРС
| Лекций
| Практических занятий
| | 135
| 20
| 70
| 45
| 4
| | Кредитов ЕСТ
| 4,5
| | | | | | Модуль 1:
Содержательных модулей 2
| 60 ч. / 2,0 кредита ЕСТ
| 8
| 30
| 22
| | Текущий и итоговый
| Модуль 2:
Содержательных модулей 3
| 75 ч. /2,5
кредиты ЕСТ
| 12
| 40
| 23
| | Текущий и итоговый
| В том числе, итоговый модульный контроль усвоение 2-х модулей
| 14 ч./0,5
кредита ЕСТ
| | 6
| 8
| | _”_
| Недельная нагрузка
| 4,2 ч. /0,14
кредитов ЕСТ
| | | | | |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНИ.
Основной целью курса нервных болезней является обучение студентов теоретическим основам топической диагностики заболеваний нервной системы, приемам обследования неврологических больных, методологии постановки неврологического диагноза и выработка тактики лечения.
Студенты на лекциях и практических занятиях изучают пропедевтический и клинический курс заболеваний нервной системы. Важно выработать у студентов представления о значении нервной системы в развитии неврологических заболеваний, а также научить умению выявлять патологические механизмы их возникновения, обосновать диагностику, лечение и методы профилактики поражения нервной системы.
Во время изучения общей неврологии студенты приобретут практические навыки умения самостоятельно исследовать нормальные и патологические рефлексы, чувствительность, двигательные системы (пирамидную, экстрапирамидную, мозжечковую), исследование черепно-мозговых нервов, предметных расстройств, вегетативных нарушений. На основании проведенного исследования студенты делают сводку патологических симптомов, группируют их в синдромы. В конечном итоге устанавливают локализацию патологического процесса (топический диагноз). Итак, при изучении пропедевтического курса студенты приобретут практические навыки исследования нервной системы человека и постановки топического диагноза.
Знакомство с основными клиническими формами заболеваний нервной системы позволяют выработать у студентов практические навыки в распознавании отдельных форм патологии нервной системы, построении клинического диагноза, применении рационального лечения. Обращается внимание на выявление ранних форм заболевания и их предупреждение, подчеркивается роль диспансеризации. Развивать у студентов любознательность, наблюдательность, научить их клиническому мышлению возле кровати больного. Преподавать студентам умения решать вопрос лекарственно-трудовой экспертизы, как временной, так и стойкой трудоспособности, освоить клиническую рецептуру, применение физиотерапии, курортного лечения при заболеваниях нервной системы.
Задача (конечные цели) дисциплины:
- Определять основные симптомы и синдромы поражения разных отделов нервной системы.
- Интерпретировать данные функциональной анатомии и клинической физиологии нервной системы.
- Определить этиологические факторы и патогенетические механизмы развития основных неврологических заболеваний.
- Ставить предварительный диагноз основных неврологических заболеваний.
- Анализировать основные показатели лабораторно-инструментальных методов исследования в неврологической практике.
- Планировать тактику ведения больного с неврологической патологией.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА МОДУЛЮ 1:
Общая неврология.
Тема
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Индивидуальная
СРС
| Содержательный модуль I. Введение. Симптомы двигательных и чувствительных разладов.
| 1. Главные этапы развития неврологической науки.
| -
| -
| 2
| Составление задач по топической диагностике; создание схем корково-мозгового и чувствительных путей
| 2. Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы – нейрон. Двигательная система. Представление о рефлексе и рефлекторной дуге.
| -
| 2
| 1
| 3. Произвольные движения и их нарушение. Пирамидная система. Корково-ядерный и корково-спинальный пути. Симптомы центрального и периферического парезов.
| -
| 2
| 1
| 4. Синдромы поражения двигательного пути на разных уровнях.
| -
| 2
| 1
| 5. Экстрапирамидная система и синдромы ее поражения.
| 2
| 2
| 1
| 6. Мозжечок. Синдромы поражения мозжечка.
| -
| 2
| 1
| 7. Чувствительная система и симптомы ее поражения. Виды и типы нарушения чувствительности.
| -
| 2
| 2
| 8. Практические навыки.
| -
| 2
| -
| Содержательный модуль 2. Патология черепных нервов. Нарушение вегетативной нервной системы и высших мозговых функций. Менингеальный синдром. Дополнительные методы исследования в неврологии.
| 9. Патология обонятельного и зрительного анализаторов. Синдромы поражения глазодвигательных нервов.
| -
| 2
| 1
| Составление задач по топической диагностике; создание схем корково-мышечного и чувствительных путей
| 10. Тройничный, лицевой, вестиблярно-улитковый нервы та синдромы их поражения.
| -
| 2
| 2
| 11. Патология IX-XII пар черепных нервов. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.
| -
| 2
| 1
| 12. Патология вегетативной нервной системы
| 2
| 2
| 1
| 13. Локализация функций в коре головного мозга. Синдромы поражений. Спинномозговая жидкость, ее изменения. Менингеальный синдром
| 2
| 2
| 1
| 14. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы.
| 2
| 2
| 1
| 15. Практические навыки.
| -
| 2
| -
| Итоговый контроль усвоения модуля 1 – «Общая неврология».
| -
| 2
| 4
| Всего часов - 60
| 8
| 30
| 20
| 2
| Кредитов ЕСТ – 2,0
| | | | | | | | | | | | | | | СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА - МОДУЛЮ 2:
Специальная неврология.
Тема
| Лек-ции
| Практические занятия
| СРС
| Индивидуальная СРС
| Содержательный модуль 3. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга, пароксизмальные состояния, цефалгии, нарушение сна, нейроинтоксикации. Травматические поражения нервной системы.
| 16. Самостоятельная курация с составлением истории болезни
| -
| 2
| 2
| -
| 17. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга: этиология, патогенез, классификация.
| 2
| 2
| 1
| -
| 18. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга: ВИA, инсульты, лечения.
| 2
| 2
| 0,5
| -
| 19. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния
| -
| 2
| 0,5
| -
| 20. Головная боль, Нарушение сна.
| -
| 2
| 0,5
| -
| 21. Профессиональные и бытовые нейроинтоксикации. Поражение нервной системы при действии физических факторов
| 2
| 2
| 0,5
| -
| 22. Деменции.
| -
| -
| 2
| -
| Содержательный модуль 4. Инфекционные, инфекционно-аллергические, демиелинизирующие паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз. Боковой амиотрофический склероз.
| 23. Менингиты. Арахноидиты.
| -
| 2
| 0,5
| -
| 24. Энцефалиты. Абсцесс головного мозга. Полиомиелит. Острый миелит.
| -
| 2
| 1,0
| -
| 25. Нейросифилис. Неврологические проявления поле миозита, дерматомиозита.
|
-
|
2
|
0,5
|
-
| 26. Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции. Туберкулез нервной системы.
|
-
|
2
|
0,5
| -
| 27. Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Боковой амиотрофический склероз.
| 2
| 2
| 0,5
| -
| 28. Паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз.
| -
| -
| 2
|
| Содержательный модуль 5. Заболевание периферической нервной системы, перинатальные поражения нервной системы, соматоневрологические синдромы. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы, врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Врачебные препараты, которые применяются в неврологии.
| 29. Заболевания периферической нервной системы.
| 2
| 4
| 0,5
|
Составление ситуационных задач, задач «Шаг-2», подготовка докладов на научную конференцию, участие в межвузовских олимпиадах.
| 30. Перинатальное поражение нервной системы.
| -
| 2
| 0,5
| 31. Соматоневрологические синдромы.
| 2
| 2
| 0,5
| 32. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы
| -
| 2
| 1
| 33. Врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Сирингомиелия.
| -
| 2
| 0,5
| 34. Врачебные препараты, которые применяются в неврологии
| -
| -
| 2
| 35. Практические навыки
| -
| 2
| -
| Итоговый контроль усвоения модуля 2 – «Специальная неврология».
| -
| 4
| 4
| Всего часов - 75
| 12
| 40
| 21
| 2
| Кредитов ЕСТ – 2,5
|
|
|
|
| | | | | | | | |
3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ по ДИСЦИПЛИНе
№ п.п.
| ТЕМА
| Количество часов
|
| Модуль 1: Общая неврология.
|
| 1.
| Введение в неврологию. Принципы структуры и функций нервной системы. Синдромы движения. Синдром Паркинсонизма и нейрохимические механизмы его возникновения.
| 2
| 2.
| Вегетативная нервная система и синдромы ее поражения.
| 2
| 3.
| Высшие мозговые функции и их нарушение.
| 2
| 4.
| Функциональная диагностика заболеваний нервной системы.
| 2
|
| ВМЕСТЕ
| 8
|
| Модуль 2: Специальная неврология.
|
| 5.
| Сосудистые заболевания головного и спинного мозга.
| 2
| 6.
| Пароксизмальные состояния в клинике нервных болезней
| 2
| 7.
| Неврологические аспекты черепно-мозговой травмы
| 2
| 8.
| Демиелинизирующие заболевания нервной системы
| 2
| 9.
| Заболевания периферической нервной системы
| 2
| 10.
| Нарушение нервной системы при заболеваниях внутренних органов.
| 2
|
| ВМЕСТЕ
| 12
|
| Количество часов из дисциплины
| 20
| ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№ п.п.
| ТЕМА
| Количество часов
|
| Модуль 1: Общая неврология.
|
| 1.
| Принципы строения и функционирования нервной системы. Функциональная единица нервной системы. Представление о рефлексе и рефлекторной дуге.
| 2
| 2.
| Произвольные движения и их нарушение. Пирамидная система. Корково-ядерный и корково-спинальный пути. Симптомы центрального и периферического парезов, патогенез симптомов. Патологические рефлексы, методика исследования.
| 2
| 3.
| Симптомокомплексы нарушений движения при поражении разных уровней кортико-мускулярного пути.
| 2
| 4.
| Экстрапирамидная система и синдромы ее поражения.
| 2
| 5.
| Мозжечок. Синдромы поражения мозжечка. Виды атаксий.
| 2
| 6.
| Клиническая классификация чувствительности. Анатомия чувствительных путей. Методика исследования. Виды и типы чувствительных нарушений (симптомокомплексы чувствительных нарушений при поражении разных уровней чувствительных путей).
| 2
| 7.
| Практические навыки
| 2
| 8.
| Патология обонятельного и зрительного анализаторов. Синдромы поражения глазодвигательных нервов.
| 2
| 9.
| Тройничный, лицевой, вестибуло-кохлеарный нервы та симптомы их поражения.
| 2
| 10.
| Патология IX-XII пар черепных нервов. Бульбарный и псевдобульбарный синдромы.
| 2
| 11.
| Анатомо-физиологические данные, патология и методика исследования вегетативной нервной системы.
| 2
| 12.
| Анатомо-физиологические данные, методика исследования корковых функций. Синдромы поражения и раздражение коры. Нарушение высших мозговых функций (афазии, агнозии, апраксии и другие).
Ликвородиагностика. Менингеальний синдром
| 2
| 13.
| Функциональная диагностика заболеваний нервной системы.
| 2
| 14.
| Практические навыки.
| 2
| 15.
| Итоговый модульный контроль:
| 2
|
| ВМЕСТЕ
| 30
|
| Модуль 2: Специальная неврология.
|
| 16.
| Практические навыки (неврологический осмотр больного).
| 2
| 17.
| Самостоятельная курация больных с составлением истории болезни.
| 2
| 18.
| Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Этиопатогенез
| 2
| 19.
| Сосудистые заболевания головного и спинного мозга. Клиника. Лечение.
| 2
| 20.
| Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные состояния.
| 2
| 21.
| Головная боль. Синдром внутричерепной гипертензии. Синдром внутричерепной гипотензии. Нарушение сна.
| 2
| 22.
| Профессиональные и бытовые нейроинтоксикации. Поражение нервной системы при действии физических факторов.
| 2
| 23.
| Менингиты.
| 2
| 24.
| Энцефалиты. Полиомиелит. Острый миелит. Арахноидиты.
| 2
| 25.
| Поражение нервной системы при наличии ВИЧ-инфекции.
Туберкулез нервной системы.
| 2
| 26
| Нейросифилис. Неврологические проявления полимиозита
| 2
| 27.
| Демиелинизирующие заболевания нервной системы.
| 2
| 28.
| Заболевания периферической нервной системы 1ч.
| 2
| 29.
| Заболевания периферической нервной системы 2ч.
| 2
| 30.
| Перинатальные поражения нервной системы
| 2
| 31.
| Соматоневрологические синдромы.
| 2
| 32.
| Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы.
| 2
| 33.
| Врожденные дефекты позвоночника и спинного мозга. Сирингомиелия.
| 2
| 34.
| Итоговый модульный контроль, в том числе:
| 4
|
| ВМЕСТЕ
| 40
|
| ВМЕСТЕ количество часов практических занятий по дисциплине, в том числе
| 70
|
| итоговый контроль 2-х модулей дисциплины
| 6
| ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
№ п.п.
| ТЕМА
| Количество часов
| Вид контроля
|
| Модуль 1: Общая неврология.
|
|
| 1.
| Подготовка к практическим занятиям –теоретическая подготовка и проработка практических навыков.
| 14
| Текущий контроль на практических занятиях
| 2.
| Самостоятельная проработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:
|
|
| 2.1
| Главные этапы развития неврологической науки
| 2
| Итоговый модульный контроль
| 3.
| Индивидуальная самостоятельная работа
| 2
|
|
| Решение задач по топической диагностике; создание схем корково-мышечного и чувствительных путей
|
| Схемы корково-мышечного и чувствительных путей
| 4
| Подготовка к итоговому контролю
усвоения модуля 1
| 4
| Итоговый модульный контроль
|
| ВМЕСТЕ
| 22
|
|
| Модуль 2: Специальная неврология.
|
|
| 5.
| Подготовка к практическим занятиям –теоретическая подготовка и проработка практических привычек.
| 26
| Текущий контроль на практических занятиях
| 6.
| Проработка тем, которые не входят в план аудиторных занятий:
|
|
| 6.1
| Деменции
|
2
| Итоговый модульный контроль
| 6.2
| Паразитарные заболевания нервной системы, прионовые инфекции, нейроберрелиоз.
|
2
|
- “ -
| 6.3
| Врачебные препараты, которые применяются в неврологии.
|
2
|
- “ -
| 7.
| Индивидуальная самостоятельная работа
| 2
|
|
| Составление задач «Шаг-2», подготовка докладов на научную конференцию, участие в межвузовских олимпиадах.
|
|
| 8.
| Подготовка к итоговому контролю
усвоения модуля 2
| 4
| Итоговый модульный контроль
|
| ВМЕСТЕ
| 23
|
|
| ВМЕСТЕ СРС по дисциплине,
| 45
| |
| в том числе к итоговому модульному контролю
| 8
| |
Содержание программы
МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ НЕВРОЛОГИЯ.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. Введение. Симптомы двигательных и чувствительных разладов.
|