Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика исторической школы, «исторический метод» в политической экономии.




Общая характеристика исторической школы. В 1843г. в Германии выходит работа «Очерк ПЭ с точки зрения исторического метода» - Вильгельм Рошер. Именно с этого момента принято считать, что начинается историческая школа. Рошер определяет существующие особенности исторического метода ПЭ: 1) показать как и о чем думали народы по экономическим вопросам, чего они желали и чего добились 2) Исследовать и сравнить экономические явления и процессы у всех народов, особенно полезно и удобно изучать древние народы, чья история уже закончилась. 3) Не ругать и не хвалить экономические учреждения. Никогда не бывает, чтобы все они были полезны или вредны для разных народов. 4) Стараться выяснить как и почему целесообразное становится нелепым, а благодеяния оборачиваются бедствием. В 1848г. Гильдебран – «ПЭ». В книге Гильдебран резко критикует учение Смита, цель своего труда он определяет следующим образом: обратить в ПЭ в учение о законах хоз-го развития нации. Он противопоставлял абстрактному методу классиков имперические исследования, сбор статистической и исторической информации. Возлагал большие надежды на сравнительные методы изучения экономической истории различных наций. Им была предложена 3-х фазовая система развития человечества: 1. естественное или натуральное хозяйство (обмена нет, или он без денег) 2. денежное хозяйство (деньги становятся необходимым посредником обмена) 3. кредитное хозяйство (деньги перестают играть роль посредников, обмен совершается на основе кредита). Гильдебран видел особый порок предшествующий экономической науке в сведении поведения хоз-х субъектов к чисто эгоистическим поведениям. Анализируя учения Смита он писал о том, что классики совершенно игнорировали воздействие на экономическую жизнь морали, права, обычаев, политики, которые побуждали к альтруизму и преследованию интересов нации и своего государства. С точки зрения Книсса хозяйственный строй общества – это результат исторического развития. Теоретическое представление и хоз. строй тесно связаны с состоянием общественного организма в данное время. Они развиваются вместе с этим организмом и проходят ряд стадий. Ни одна из форм организации общества не является абсолютной и совершенной, все они закономерно сменяют друг друга. Что касается экономических категорий, то историческая школа не внесла ничего нового. За исключением Рошера никто не проявлял к ним никакого интереса. Рошер разделял в данной теории исторический подход. При этом Рошер применил к данной теории исторический фактор. По мере эволюции национальной экономики решающая роль переходит от одного фактора к другому, от природы к труду, от труда к капиталу. Не смотря на то, что представители исторической школы широко вводили в свои работы исторический и статистический материал, их работы сводились к описательности и полезности.

 

30. Новая историческая школа в Германии в конце XIX – начале ХХ в.

 

Экономическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса: условия возникновения, общая характеристика и методология.

Возникновение марксизма как целостной теоретической системы было подготовлено предшествующим развитием капитализма. Полнейший переворот в 19 в. в России привел к тому, что основой экономики стало промышленное производство. Развитие машинного производства на ранних стадиях ухудшило положение рабочего класса. Это вылилось в восстание лионских ткачей 1831 г. и 1834 г., а также восстание силзких ткачей в 1844 г. Марксизм являлся обобщением опыта соц.-эк. движений того времени. Он был также подготовлен развитием немецкой классической философии, английской ПЭ и французского утопического социализма. Марксизм - это целостная система представлений о сущности капиталистического способа производства и будущего развития общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из 3-х частей: 1. диалектика теоретической – материалистической философии 2. ПЭ 3. Теории социализма.

 

Трудовая теория стоимости К.Маркса

(I т.) Абстрактный труд – это затраты физической и нервной энергии чел-ка. Именно абстрактный труд создает стоимость товаров, в соответствии с кот. устанавливаются цены на рынке. Маркс вводит понятие простого труда, кот. следует умножить или возвести в степень, чтобы уравнять со сложным трудом. Общественный процесс, т.е. фактически рынок, устанавливает цены. Маркс считал, что трактовка стоимости, основанная на измерении трудовых затрат является единственно правильной. При рассмотрении обмена труда на капитал, Маркс ввел категорию «рабочая сила». На капитал обменивается не труд, а рабочая сила. Труд – это потребление рабочей силы в течение рабочего дня. Труд создает большую стоимость, чем стоимость рабочей силы. Эта разница является прибавочной стоимостью. Маркс вводит новое деление капитала на 2 части: постоянный и переменный. Та часть, кот. направлена на оплату раб. силы является переменным капиталом и создает прибавочную стоимость (избыток стоимости продукта над стоимостью элементов, потребленных для образования продукта). Средства производства переносят свою стоимость на продукт. Рабочая сила создает новую стоимость которая по своей величине больше стоимости рабочей силы, и присваивается капиталистом. Стоимость рабочей силы – это средства существования, необх-е для воспроизводства рабочего и его семьи. Стоимость, создаваемая в процессе пр-ва – это сумма перенесенной и вновь созданной стоимости (Стоим-ть равна C+V+m). Капитал по Марксу – это самовозрастающая стоимость.

 

Теория прибавочной стоимости К.Маркса. Эквивалентность обмена между трудом и капиталом. Категория «рабочая сила».

Теория прибавочной стоимости Маркса. Исследование процесса производства прибавочной стоимости является центральной проблемой 1 тома «Капитала». У предшественников Маркса были зачатки теории стоимости. Классики анализировали только количественную сторону прибыли и не дали ее качественного анализа. Маркс показал общей основой прибыли является прибавочная стоимость. В понимании сущности прибавочной стоимости большое значение имело установленное Марксом различие между рабочей силой и трудом. Это позволило раскрыть механизм образования прибавочной стоимости на основе закона стоимости. Никто из предшественников Маркса не смог этого сделать. Маркс поделил капитал на постоянный и оборотный, открыл и впервые исследовал абсолютную и относительную прибавочную стоимость.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...