Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия, обязательные для совершения хаджа




Человек должен быть:

1. психически здоровым;

2. совершеннолетним;

3. мусульманином;

4. свободным;

5. знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял ислам и живет не в мусульманской стране, где не мог об этом узнать).Незнание обязанностей фарда не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в исламской стране;

6. обладающим таким имуществом, чтобы хватило на проживание семье до его возвращения из хаджа;

7. имеющим деньги на дорогу в хадж в зависимости от транспорта;

8. своевременно прибывшим в хадж.

Кроме вышеперечисленных условий, есть другие условия выполнения хаджа.

Условия выполнения хаджа:

1) здоровье (не быть слепым, старым, немощным для совершения хаджа);

2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, подписка о невыезде,служба в армии, нахождение в местах заключения);

3) путь должен быть безопасным;

4) женщина должна быть в сопровождении мужа или махрама (за кого не может выйти замуж); по мазхабу Шафии, если нет мужа или махрама, то разрешается хадж в группе минимум двух надежных женщин;

5) женщина может совершать хадж после идды (три месячных цикла у женщин развода или смерти мужа).

При наличии этих условий хадж становится обязательным в первый же сезон хаджа. Поэтому следует намереваться на хадж ежегодно, если еще не бывал в нем, чтобы при появлении возможности совершить его.

Фарды хаджа:

1. облачение в ихрам (условие);

2. стояние на горе Арафат;

3. таваф-зияра (таваф-ифада).

 

ВИДЫ ХАДЖА

 

1. Хадж-ифрад– это совершение хаджа без умры; совершающий хадж после облачения в ихрам намеревается совершить только хадж и выполняет только обязательства хаджа; для того, кто выполняет хадж-ифрад, курбан (жертвоприношение) – не ваджиб.

2. Хадж-таматту՚– это совершение умры и хаджа отдельными облачениями в ихрам; совершающий хадж облачается в ихрам для умры, совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь облачается в ихрам теперь уже для совершения хаджа. В этом виде хаджа курбан является ваджибом.

3. Хадж-кыран– это совершение хаджа и умры в одном ихраме; при облачении в ихрам верующий намеревается совершить и хадж, и умру; сначала он совершает умру и, не выходя из ихрама, совершает хадж; совершающему хадж-кыран курбан является ваджибом.

Тот, кто хочет совершить хадж, должен намереваться совершить один из этих видов хаджа по выбору; в любом случае хадж будет правильно выполненным.

 

ИХРАМ. ТАЛЬБИЯ. ТАВАФ. САЙ. ВАКФА

 

Ихра́м –особоесостояние того, кто находится в хадже. Во время хаджа и умры для него становятся запретными(харам) некоторые действия и отношения, которые в обычном состоянии являются дозволенными (халяль). В состояние ихрам вступают с намерением совершения хаджа или умры и чтением тальбия (дуа).

Та́льбия– это произнесение слов «Ляббэйка». В состоянии ихрама вслух (женщины негромко) читают:

لَبَّيْكَ اللهُمَّ لَبَّيْكَ ، لَبَّيْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ ،

 إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَلَكَوَالْمُلْكَلاَشَرِيكَلَكَ

Ляббэ́йк, Ала́hу́мма ляббэ́йк, ляббэ́йкя ля́ шари́кя лякя ляббэ́йк.

И́нна-ль-ха́мда ўан-ни́՚амата лякяўаль-му́льк, ля́ шари́кя ляк.

Значение: «Вот я пред Тобой, о Аллах, вот я пред Тобой! Вот я перед тобой! Нет Тебе ровни! Вот я перед тобой! Лишь Тебе принадлежат вся слава, благость и власть! Нет Тебе ровни!»

Таваф – это семикратный (выполняемый 7 раз) обход вокруг Каа́бы против часовой стрелки. Допустимо обходить в отдалении от Каабы, но не выходя за пределы Заповедной Мечети (Ма́сджидуль-Хара́м)[63].

Сай – это быстрая ходьба или легкий бег между двумя холмами, Сафа и Марва, которые находятся близ Каа́бы. Начиная от Сафы до Марвы 4 раза и от Марвы до Сафы 3 раза. Всего 7 раз.

Ва́кфа–это нахождение в определенное время на горе Арафат и в долине Муздалифа. Стояние на горе Арафат – фард, а в долине Муздалифа – ваджиб.

 

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ХАДЖ

 

У того, кто хочет выполнить этот столп ислама, все (имущество, заработок, отношения с женой) должно быть халяльным, дозволенным по шариату. Перед отъездом мусульманин расплачивается с долгами и просит прощения у тех, кого обидел. Чтобы грехи были прощены, он делает таубу (покаяние) и просит прощения у Аллаха. По мере возможности выполняет долги по ибадату (намаз, пост, закят). Перед выездом дома читает 2 ракята нафиль-намаза. Попрощавшись со своей семьей, родственниками и друзьями, попросив прощения у них, выходит из дома. В пути и во время хаджа он должен избегать плохих слов или негативных отношений. До приближения к границе мика́та (место, где надо уже быть в состоянии ихрам) мусульманин стрижет ногти и совершает нужные для тела очищения, по возможности совершает гусль. А если нет возможности совершить гусль, совершает вуду́՚. До облачения в ихрам допустимо воспользоваться благовониями.Затем мужчины снимают с себя всю свою одежду и обворачивают себя двумя кусками ткани, которые называются иза́ририда́(исподнее одеяние и накидку на плечи). Находясь в состоянии ихрама не покрывают голову и ноги. Женщины, входя в состояние ихрам, ничего с себя не снимают и не переодедваются в особую одежду, оставаясь в обычном хиджабе.

После этого на границе миката с намерением на сунну ихрама совершают 2 ракята намаза, делают намерение на хадж и читают тальбию. Таким образом, входят в состояние ихрам и должны избегать того, что запрещено в этом состоянии. По прибытии в Мекку делается гусль или вуду. Затем идут в Масджидуль-Харам, совершают таваф-куду́м(обход в связи с прибытием) вокруг Каа́бы и читают 2 ракята намаза-таваф. Затем, как принято, делают сай (быстрая ходьба между холмами Сафа и Марва), затем, не выходя из состояния ихрама, остаются в Мекке. Пребывая там, по возможности читают намаз в Заповедной Мечети. По возможности совершают намаз-таваф, за что положено большое вознаграждение. Можно совершить умру несколько раз, за родных и близких, покидая пределы миката и облачаясь в ихрам там.

За день до Арафата, в день Тарвия, следует находиться на горе Арафат и оставаться там до захода солнца дня Арафат. Там проводят время в чтении дуа и в поклонении.

Во время зухра дня Арафат читаются совмещенные намазы аз-зухр и аль-ՙаср. Это совмещение намазов называется Джами՚и-ль-такди́м. После намаза продолжают стояние на горе Арафат до захода солнца, а после захода солнца, не читая намаза-магриб, идут в долину Муздалифа и там читают совмещенно во время иша́ намазы аль-магриб и аль-иша́. Это совмещение называется Джами՚иль-Тахы́р. Остаются ночевать там и собирают камешки[64] для бросания в джамараты. Праздничным утром после чтения праздничного намаза – пребывание в Муздалифе. После рассвета идут в долину Мина[65].

Первый день праздника Курбан-байрам.

В Мине совершается последовательно:

1) бросание 7 камней в Джамаратуль-Акаба (Большой джамарат[66], расположенный дальше остальных двух);

2) стрижка волос и выход из состояния ихрама (те, которые делают хадж-ифрад, т.к. для них курбан не ваджиб, сразу стригут волосы и выходят из состояния ихрам, а те, кто делает хадж-таматту или хадж-кыран, сначала бросают камни, затем режут курбана, стригут волосы и выходят из состояния ихрам);

3) если есть время и возможность, в этот день идут в Мекку и совершают фард таваф-зиярат (таваф-ифада).

Второй день праздника.

В каждый из джамаратов бросают по семь камней. Те, кто не сделал таваф-зиярат в первый день, делают его во второй день.

Третий день праздника.

В каждый из джамаратов вновь бросают по семь камней, затем в тот же день возвращаются в Мекку для прощального обхода Каабы – тавафа аль-вада́՚.

То, что объяснено выше, – это хадж-ифрад. Хадж-таматту и хадж-кыран немного отличаются.

Хадж-таматту:

Те, кто собирается сделать хадж-таматту, входят в состояние ихрам на границе миката. Придя в Мекку, совершают умру, затем стригут волосы и выходят из состояния ихрам. В таком состоянии ожидают в Мекке до дня Тервия (перед днем Арафа). Там в этот день делают намерение на хадж и вновь входят в состояние ихрам. Выполняют обязательства хаджа, как сказано выше. Но есть два отличия от хаджа-ифрад:

1. В дни праздника после бросания камней в Джамратуль-Акаба режут курбан, стригут волосы и выходят из ихрама;

2. После тавафа-зиярат делают сай хаджа.

Хадж-кыран:

Те, кто хочет сделать хадж-кыран, намереваются совершить хадж и умру одновременно и входят в ихрам. Придя в Мекку, сначала делают умру, после завершения умры делают таваф-кудум, а после делают сай между Сафой и Марвой, не выходя из состояния ихрам, ждут день Тервия, идут на гору Арафат и завершают хадж, как сказано выше. В отличие от хаджа-ифрад в дни праздника после бросания камней режут курбан, затем стригут волосы и выходят из ихрама.

 

УМРА

 

Умра не зависит от определенного времени. Входя в ихрам, совершают таваф, сай и стригут волосы.

Умра является сунной, которую можно выполнять в любое время года, кроме дня Арафа и дней Ат-ташрик (дней Курбан-байрама).

КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ УМРА

 

Те, кто хочет совершить умру, после необходимого очищения на границе миката делают намерение на умру, потом, прочитав тальбию, вступают в состояние ихрам. Войдя в Мекку, совершают таваф вокруг Каабы для умры, читают 2 ракята намаза-таваф, потом выполняют сай между Сафой и Марвой для умры. Затем стригут волосы и выходят из состояния ихрам. Таким образом совершается умра.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Что такое хадж?

2. Какова польза хаджа?

3. Кто обязан выполнять обряд хаджа?

4. Сколько бывает видов хаджа?

5. В каком из видов хаджа не является ваджибом резать курбан?

6. Расскажите, что такое ихрам, тальбия, таваф, сай и вакфа?

7. Что такое умра?

 

ЧАСТЬ IX.ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

v Важность курбана. Кто в состоянии приносить жертву курбан?

v Как и когда выполняется курбан?

v Как поступать со шкурой и мясом курбана?

v Животные, которых разрешено приносить в жертву, и животные, мясо которых не разрешено религией для жертвоприношения

v Мясо каких животных можно употреблятьв пищу, а каких – нет?

v Обет. Назр-курбан.

v Разновидности клятв и их исполнение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...