Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понимание при установлении контактов
Понимание играет важную роль в жизни человека, потому что с ним связана практически любая форма деятельности, профессиональных и иных взаимодействий. Нередко о понимании судят несколько упрощенно, лишь как о значимом факторе, влияющем на эффективность межличностного общения. На самом деле диапазон этой категории много шире - он охватывает всю сферу познания человека человеком. Чтобы разобраться в человеке, правильно сформировать представление о нем, надо не только зафиксировать разнообразную информацию о нем, но и понять движущие силы его поведения, т.е. понять его. Поэтому понимание является одной из фундаментальных основ проницательности. Понимание тесно связано с умением анализировать получаемую информацию, но это не одно и то же: если анализируют в основном по неким логическим алгоритмам, то понимание базируется на другом. В психологии понимание рассматривается прежде всего как способность постичь смысл или значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этому результат. Есть и еще одно толкование сущности понимания: вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, воспринимаемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий. Сложно, хотя смысл в общем-то понятен. Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности рассматриваемых явлений и отношений. Понятно - значит, ясно, связанно, непротиворечиво. Во взаимодействиях личности проявления понимания многообразны: по степени постижения смысла и значения, по степени ясности и связанности, по целостности представлений, по этапам познания и пр. Проиллюстрируем эти проявления в контексте обсуждаемой проблемы, но прежде остановимся на центральных признаках понимания. Первичной, как бы элементарной формой понимания является узнавание, т.е. отнесение предмета, явления или отношения к той или иной группе, категории. Мы об этом писали при обсуждении феноменов формирования первого впечатления. Узнавание в нашем случае - это поиск аналога, степень похожести на кого-то: "Я его узнал, он работает в...." - вот примерно такие объяснения. Более сложное проявление понимания связано с выявлением причины. Применительно к поведению человека и его отношениям причины мо- гут выступать в виде мотивов, т.е. того, что побуждает к деятельности, активности, определенным формам отношений. Недаром следователи говорят: чтобы понять человека, надо узнать мотивы его поведения, что побудило его к тем или иным поступкам. Это совершенно справедливое утверждение. Мотивы можно определить в результате психологического тестирования, длительных бесед. Но это сложный и не всегда приемлемый путь. Определить мотивы, а следовательно, и причины можно по характеру реагирования на значимую ситуацию. Человек обычно равнодушен к тому, что для него незначимо, но совершенно преображается, когда речь заходит о том, что определяет его активность. По этим признакам (детальнее о них будет сказано в следующей главе) можно судить о причинах. Еще более сложная форма понимания - определение следствий, к которым могут привести действия, обусловленные причиной. В этом случае речь идет уже об установлении причинно-следственных связей. Здесь мы имеем дело с некой мысленной моделью ситуации. Насколько верно она отражает реальность, насколько будут учтены действующие факторы и связи, настолько точны будут прогнозы возможных последствий. В психологии описано немало практически однозначных причинно-следственных связей, например между типом темперамента и особенностями реагирования на значимую ситуацию, вспомним хотя бы знаменитые иллюстрации карикатуриста Х.Бидструпа. Или связь психических акцентуаций с принятием решений: психастеники в одной и той же ситуации примут совсем другое решение, чем экспансивные шизоиды. В понимании причинно-следственных связей в поведении людей большое значение имеет постижение смысла и значения их поступков. О смысле и значении говорилось не раз, причем данные категории в обыденном сознании нередко отождествляются. Это неверно, хотя они близки по содержанию. В психологическом понимании смысл (личностный) отражает отношения субъекта к реальности, действительности, как "значение-для-меня", а не просто сущностное внутреннее содержание. Значение же имеет семантические характеристики, связанные с индивидуальным усвоением исторического опыта, а не просто сводимые к важности или значимости. В качестве иллюстрации их связи и отношений можно привести пример, имеющий, правда, несколько курьезный характер Лет пятнадцать назад один крупный отечественный психолог в пылу полемики о сущности психологии религии "выдал" буквально следующее: «Когда советского рабочего спрашивают, есть ли Бог, он отвечает положительно: "Да, Бога нет!"» Что интересно, смысл сказанного был понятен всем, а вот несуразица со значением была обнаружена только после расшифровки стенограммы. Еще одно проявление понимания заключается в выяснении логических оснований, из которых следует то, что осмысливается. Такова сущность понимания законов, математических теорем, доказательств. Для нас этот вид понимания не представляет большого интереса, потому что нас интересуют не декларируемые личностные качества и намерения, а истинные, которые обычно тщательно скрываются. Иногда понять что-нибудь - значит установить, из каких частей оно состоит, а самое главное - установить связи между ними. Таково в принципе понимание устройства различных механизмов, строения организма и пр. Принципиально важный вид понимания. Например, соотношение физиогномических признаков черт лица как личностных индикаторов - определенная форма губ говорит о решительности человека, а подбородка - о недостатке волевых качеств. Возможны ли здесь связующие варианты? Требуется углубленный анализ с привлечением информации от других индикаторов. Особое место в процессах межличностного познания занимает понимание речи. Здесь важно установить не только смысл и значение сказанного, но и подтекст, т.е. то, что в буквальном значении сказанного не выражается, но смысл этого многими воспринимается совершенно однозначно. Недаром бытует выражение: "Надо уметь читать между строк". В связи с этим вспоминаются тексты партийных постановлений из недавнего прошлого: если писали, что "надо помочь товарищам в укреплении кадров", то было ясно, что снимут с должностей не одного "ответственного работника". Таким образом, подтекст является скрытой формой выражения смысла сказанного. Надо отметить, что нередко подтекст облекают в ироничную или саркастичную форму, а это еще более сужает круг понимающих истинный смысл сказанного. Часто подтекст применяется для скрытия своего истинного отношения. Вообще замечено, что, чем выше интеллектуальный уровень людей, тем богаче их речь и тем больше в ней скрытого подтекста, полутонов и намеков. Недаром римляне говорили по этому поводу: "С умного хватит и намека". Скрытый смысл текстуально определить практически невозможно, но довольно легко, если ориентироваться на интонационные характеристики речи. Они скажут вам всё - ошибок не будет. Хорошими индикаторами в таком случае являются мимика говорящего, его позы и жесты. Познание человека человеком в большинстве случаев осуществляется в межличностном общении. Важно, что называется, "разговорить" своего партнера, побудить его как можно больше высказаться по интересующим проблемам, чтобы он "раскрылся", чтобы проявились его личностные черты и отношения. А для этого необходимо, чтобы он понял вас и принял данную ситуацию общения. Как улучшить понимание и тем самым повысить эффективность познания человека человеком в общении? Приведем некоторые психологические рекомендации "двойного действия", которые сделают вас понятными в общении, а также будут способствовать "раскрытию" партнера: а) Язык общения обычно содержит специфические характеристики, свойственные той или иной местности, не говоря уже о диалектах или национальных языках. Это может проявляться в форме обращения, эмоциональной окраске примеров и аргументов. Если эти характеристики языка особо значимы для субъекта, то их использование улучшит взаимопонимание только за счет формирования положительной психологической установки на собеседника. К примеру, попробуйте в процессе общения с представителями другой национальности, для которых русский язык является средством межнационального общения, использовать приветствия на их родном языке, характерные выражения и речевые обороты. Если это будет облечено в доброжелательную форму, положительный результат скажется быстро. Обязательно сработают факторы "знакомства и сходства". б) Существует проблема понимания, связанная и с профессиональным языком. Если в общении часто используется специальная профессиональная терминология, то вряд ли можно быстро достичь понимания, если партнеры по общению не принадлежат к данной профессии. Заметим, что за последнее время средства массовой информации злоупотребляют специальными англоязычными терминами, когда для широкой аудитории комментируют события или дают информацию, например "легитимность", "маргинал", "менталитет", "реституция", "трансфер", "индекс Доу-Джонса" и т.п. Частое их применение затрудняет понимание смысла сказанного большинством. То же самое наблюдается и в деловом общении. Изъясняться надо проще, чаще использовать "родные" понятия и определения, которые в содержательном отношении ничем не уступают инородным. Сравним два названия важных психических процессов - "стадиальный перцептогенез" и "фазы восприятия". Что понятнее? Ответ очевиден. Так вот, если это пра- вило нарушается, достичь понимания и взаимопонимания трудно. К слову сказать, сейчас с развитием "рыночных отношений", появилось много "диких" терминов, в основе которых лежат русифицированные английские слова. Понять их бывает непросто. К примеру, вам представляется человек, который о себе говорит буквально следующее: "Я являюсь эксклюзивным дистрибьютером холдинговой и консалтинговой венчурной компании, расположенной в оффшорной экономической зоне". После такого представления, право, не знаешь, что делать - то ли радоваться, то ли сразу вызывать милицию. По этому поводу, правда, существует и противоположная точка зрения, согласно которой частое употребление профессиональных терминов как бы повышает в глазах окружающих интеллектуальный статус говорящего, а это способствует повышению доверия к источнику информации. Эта точка зрения дискуссионна, хотя основания для такого суждения имеются: на многих людей производит впечатление "высокая образованность" и этим часто пользуются. Как определить, поняли ли вас в таком случае? По характерным и легкочитаемым эмоциональным реакциям собеседника можно быстро установить, как на него действует такая речь. Кстати, тем, кто страдает наукообразием в общении, можно рекомендовать следующий психологический прием: когда употребляете мудреный термин, сразу же давайте ему объяснение. Например, если вы говорите "конгруэнтный", поясните - "соразмерный, соответствующий, совпадающий", тогда и интеллектуальный статус будет высоким, и речь будет понятной. в) Понимание языка, речи во многом зависит и от того, насколько г) Понимание зависит и от того, насколько последовательно и логич д) Понимание сказанного связано и с вниманием к теме разговора. Если партнеры по общению невнимательны друг к другу, постоянно отвлекаются, переключаются на другие темы или предметы, то вряд ли понимание будет достигнуто. Как говорят специалисты, в этом случае важно заставить себя СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ. Управлять вниманием можно по-разному, для этого имеется немало отработанных психологических приемов: смена темпа речи, изменение силы голоса (интересно, что его снижение действует сильнее, чем повышение), интонационное выделение некоторых фраз ("чеканное" произнесение), использование пауз, изменение формы подачи информации и многое другое. Сказанное безусловно "сработает", если речь произносится в оптимальном для собеседника темпе, который позволяет осмыслить и переработать информацию. Если темп речи слишком высок, понимание ухудшится, если низок - то же, партнер будет часто отвлекаться. Обратной связью в этом также служат эмоциональные реакции. Проблема понимания человеком человека этим, безусловно, не ограничивается, она много глубже и сложнее. Но предложенные рекомендации, несомненно, помогут в установлении контактов и познании другого человека. Итак, вторым важным этапом развития проницательности является знание особенностей контактного поведения и психологических факторов понимания. Вместе со знанием закономерностей формирования первого впечатления они составляют прочный базис проницательности. Но этот базис можно существенно расширить и укрепить, если использовать и другие индикаторы личностных проявлений. Например, анализируя личностные индикаторы физического облика человека, мы можем сказать намного больше о нем - о характере, интеллекте, направленности активности, возможных формах поведения, психологической устойчивости и пр. Для этого надо обратиться к системе психологических знаний, имеющихся в других подходах, прежде всего к физиогномическим признакам, строению тела, невербальному поведению, графике письма и пр. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |