Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ




После того как были описаны базисные психологические феномены восприятия человека человеком, которые, так сказать, являются "мегафак-торами" проницательности, можно приступить к более детальному описа­нию личностных индикаторов. Способы их фиксирования и интерпретации принято называть методами проницательности. Метод в научном понима­нии - это способ познания, совокупность приемов. В нашем случае методы проницательности - это психологические приемы, позволяющие фиксиро­вать личностные проявления (в том числе интимные или скрываемые) и точно их интерпретировать, в результате чего происходит угадывание лич­ностных свойств и намерений. Эти методы опять-таки "двойного дейст­вия": с их помощью можно не только получать необходимую информацию о человеке, но и развивать соответствующие личностно-профессиональные качества - наблюдательность, внимание, рефлексию.

Существует немало методов, помогающих решать задачи проница­тельности и развивать это ценное качество и умения. Их специфика опре­деляется свойствами изучаемого объекта - его физическим обликом, оформлением внешности, графикой письма, поведением и пр. Иными сло­вами, это психологические методы, основанные на фиксации, анализе и интерпретации личностных индикаторов, отраженных во внешнем облике человека, оформлении его внешности и т.п. В то же время их эффективное применение во многом зависит от того, насколько осознаются их психоло­гическая сущность и психологический механизм действия. Поэтому снача­ла следует разобраться именно в этом, а потом уже начинать их освоение и практическое использование.

Как было отмечено ранее, многие методы основаны на фиксации не­контролируемых или слабоконтролируемых форм поведения, психологиче­ской интерпретации привычек, увлечений и симпатий человека. Некоторые из них базируются на прямой интерпретации связей, например, внешнего облика человека и его психологических особенностей. При использовании данных методов - мы об этом говорили, но нелишне будет повторить - в процессе наблюдения или общения важно не "замыкаться" на каком-то броском признаке и только на его основании строить психологический портрет партнера, а, анализируя полученную информацию, отыскивать то общее, что представлено во внешнем облике, в невербальном поведении,


особенностях речи, цветопредпочтениях и т.п. Это найденное общее и бу­дет являться истинной психологической характеристикой личности.

Другие методы дают опосредованную информацию. В этом случае потребуется аналитическая работа, основанная на понимании сущности явлений, но все равно следует искать нечто общее - так называемые пси­хологические "пересечения".

Рассмотрим более подробно наиболее информативные методы опре­деления личностных характеристик человека по прямым и косвенным при­знакам, которые следует применять в решении задач проницательности и развитии этого личностно-профессионального качества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...