Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Контактное поведение и первые впечатления
Мы отмечали, что первое впечатление формируется не просто "при первом взгляде", а в процессе установления контактов, так называемого пробного общения. Именно общение здесь играет особую роль. Ведь не бывает такого, чтобы пришел незнакомый человек по делу и... молчал. Конечно же задаются какие-то вопросы, затрагиваются определенные темы и пр. Иными словами, во время первой встречи осуществляется пробное общение, устанавливаются контакты. Поэтому первое впечатление формируется одновременно с установлением контактов в процессе общения. Выбранная форма контактного поведения дает очень богатую информацию о человеке, ведь в контактном поведении проявляется многое -цели, намерения, мотивы, значимость ситуации, склад мышления, предпочитаемые роли, представления о самом себе и пр. Целями контактного поведения обычно являются стремление познакомиться, представиться, произвести благоприятное впечатление, завести общую беседу, заинтересовать окружающих своей индивидуальностью и наглядно продемонстрировать нечто общее, которое может стать важным для всех. Как отмечалось, контактное взаимодействие начинается в процессе межличностного оценивания. Оно может быть двух видов: когда разные лица с разными целями и намерениями хотят построить общую систему устраивающих их отношений или когда один из них намерен сделать это взаимодействие приемлемым для себя. В первом случае присутствует глубокая мотивация сторон и их значительная заинтересованность, ведь нередко желаемый результат достигается только при взаимодействии. Тогда на определенное время образуется некая взаимная зависимость. Второй случай нас интересует особо, так как он соответствует обсуждаемой проблеме, поэтому в дальнейшем речь будет вестись только об этом виде контактного взаимодействия. Знание психологических механизмов контактного поведения важно для развития проницательности, ведь это позволит понять не только личностные характеристики, но и намерения партнера, прогнозировать его дальнейшие действия. Контактное взаимодействие разными людьми осуществляется по-разному. Большую роль играют отмеченные ранее их внутренние личные качества, однако имеется некая общая тактика, типичная для выстраивания выгодных односторонних отношений. Каковы тактические особенности контактного взаимодействия? Психологические исследования, подтвержденные практикой, свидетельствуют, что контактное взаимодействие осуществляется поэтапно, причем для каждого этапа выбираются определенные формы поведения и общения. Первый этап - его еще называют периодом первичного согласия - отличается тем, что партнеры (или один из них) стремятся делать только то, что способствует продвижению вперед в установлении отношений, что является равно привлекательным, устраивает обе стороны и приводит к согласию. В этом случае речь обычно идет о том, что хорошо знакомо и может представлять общий интерес, например разговоры о погоде, ценах и перспективах их стабилизации, о футболе (если общаются мужчины) и т.п. Кстати, тема погоды всегда в центре внимания москвичей, они обычно на это живо откликаются, особенно когда имеет место несовпадение погоды с прогнозом, данным накануне. Часто контакты легко устанавливаются при обращении к общим историческим или культурным ценностям (скажем, организация находится рядом с известным памятником архитектуры или в знаменательном историческом месте, или вокруг красивая природа и т.п.). Контакты легко устанавливаются, если разговор начинается с остроумной реплики или шутки, этим часто пользуются обаятельные люди. Вообще юмор и применение "оригинальных ходов" привлекают внимание и создают положительное эмоциональное отношение. Вспомним, как действовал герой А.Миронова в фильме "Необыкновенные приключения итальянцев в России", когда устанавливал контакты с Ольгой: "Синьорина! У меня нет никакого повода, чтобы познакомиться с вами. Позвольте это сделать без повода". Оригинально, остроумно, доброжелательно! Прием сработал. Авторы сценария здесь проявили психологическую компетентность. Если первичное согласие достигнуто, то в дальнейшем просматривается намерение укрепить наметившийся контакт. Это может проявляться в "поиске" общих знакомых, мест, где могли случайно встретиться, общих тем, связанных с работой, профессией и т.п. Так начинается следующий этап - период объединяющего интереса. На этом этапе часто используется психологический фактор влияния - "фактор знакомства". Психологами отмечалось, что большинству людей нравится то, что знакомо: что им понятнее (снимается неопределенность), то и ближе. Например, при первой встрече с лицами, у которых знакомые имена и отчества, легче устанавливаются взаимоотношения. Другой фактор влияния называется "похвала". Часто приходится слышать такое: "Как мне повезло, что именно вы занимаетесь этим делом..." или "С вашей помощью, я уверен, эта проблема будет решена, не то что с...". Похвала, пусть и без достаточных оснований, приятна, она способствует объединению. Основным итогом второго этапа является собственно установление контакта, субъективным отражением которого является представление о готовности партнера к соглашению, совместному действию. Дальше этот контакт следует обязательно развивать и укреплять: он пока еще весьма хрупок. Отмеченные этапы по сути дела являются подготовительными - они создают необходимый базис для формирования этапа взаимоотношений. Он характеризуется выработкой такой формы индивидуального поведения, которая становится не только приемлемой для партнера, но и желаемой для него и сложившихся отношений, что обеспечит успешную совместную работу. Для данного периода характерна выраженность эмпатии и рефлексии, так называемого "вчувствования" в партнера. Такое поведение тесно связано с индивидуальными представлениями о психологической совместимости в совместной деятельности. Взаимодействие будет осуществляться, если эти представления сходные или один из партнеров умело создает видимость сходства. При восприятии личностных черт и особенностей характера другого при контактном взаимодействии имеет место любопытный психологический феномен - "эффект пересмотра" через личностный смысл. В такой ситуации человек как бы постоянно соотносит качества другого со своими качествами. При этом отчетливо представляется, что такие же действия могут осуществляться и в отношении его самого. В случае удачного стечения обстоятельств может произойти "психологический резонанс" - "настроенность на одну эмоциональную волну", что конечно же ускорит взаимопонимание и улучшит взаимодействие. Люди, стремящиеся к контактам и доверительным отношениям, умело этим пользуются. Поэтому особый интерес в свете обсуждаемой проблемы представляет применение приемов психологического маневрирования, т.е. некоего "преподнесения себя", активной и целенаправленной самопрезентации, чтобы декларируемые личностные качества были бы не только приемлемыми, но и желательными для партнера, чтобы последний внутренне проговаривал: "Вот именно такой партнер мне и нужен!", "Только на него можно опереться!" и т.п. В таких ситуациях партнер очень гибко и своеобразно реагирует на ваши высказывания и эмоциональные реакции, у него высочайшая степень самоконтроля, он использует многочисленные психологические приемы целенаправленного влияния. Такое поведение отличается активным использованием психологических "маскирующих средств", под которыми в психологии принято понимать не простое сокрытие своих истинных качеств и намерений, а специальные поведенческие реакции, направленные на создание привлекательного для партнера своего образа, как сейчас принято говорить - "ярко выраженное имиджевое поведение". К примеру, активно транслируется образ человека "приятного во всех отношениях" или "энергичного, делового, надежного" и пр. Для достижения такой цели обычно используются вполне конкретные апробированные приемы - "маскирующие средства", применение которых требует изрядной доли артистизма, потому что в данном случае человек играет заранее выбранную роль. При психологическом маневрировании широко применяется психологическое воздействие на партнера по общению, манипулирование им. Спектр приемов чрезвычайно широк -от невербального и паралингвистического воздействия до внушения и техники нейролингвистического программирования (НЛП). Опыт изучения психологического маневрирования при контактном поведении позволил описать наиболее часто встречающиеся приемы, применяемые такими манипуляторами: - при беседе такие люди часто улыбаются "открыто и доброжелательно", всеми выразительными средствами выражая большую симпатию (отметим, что этот прием полностью соответствует правилам Глеба Жегло-ва из книги А. и Г. Вайнеров "Эра милосердия", который был большим мастером установления контактов и "раскручивания" своих собеседников: "...когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся..." Об этом приеме постоянно говорил и другой специалист по установлению контактов -Д.Карнеги, правда с чисто американской спецификой);
- если кто-то заговорил, они живо поворачиваются к нему всем те - такие люди предпочитают больше молчать, чем говорить, невер - манипуляторы постоянно стремятся "подвигнуть" партнера по - их речь, хотя и немногословная, отличается богатством доброже - они часто изъясняются с обилием намеков, постоянно демонст - жесты и мимика демонстрируют открытость, простоту, направ - часто применяется прием "зеркального отражения", когда ваш - если общение происходит во время застолья, то манипуляторы - часто применяют приемы речевого суггестивного воздействия - - из НЛП-техник1 предпочтение отдается тем, которые снижают Приемов психологического воздействия намного больше. Здесь представлены лишь некоторые, которые применяются чаще всего при установлении контактов. Лица с таким поведением требуют самого пристального внимания: необходимо скрупулезно фиксировать все их "психологические маневры" и "маскирующие средства" и ни в коем случае не спешить с разоблачением их психологического содержания. Это позволит разобраться, что же их побудило к такому манипулятивному поведению, какие цели они преследуют, какими личностными качествами они обладают, каков их "манипулятивный ресурс". Только после этого можно принимать решение о целесообразности установления контактов и взаимодействия с ними. Завершая обсуждение этого вопроса, хотелось бы еще раз подчеркнуть: на основании данных признаков мы фиксируем факт применения манипуляций или приемов установления контактов. Но не менее важно знать, почему так ведут себя люди, каковы мотивы такого поведения. Поэтому следующим важным моментом является знание психологического механизма понимания. 1 НЛП - нейролингвистическое программирование как один из видов суггестивного манипулятивного воздействия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |