Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цветопредпочтения как характеристики личности
Все, что окружает человека, имеет цвет. Человек буквально живет в мире цвета и красок, поэтому отношение человека к окружающей цветовой гамме всегда ярко эмоционально окрашено. В какой-то цветовой среде он чувствует себя комфортно, какая-то, наоборот, сильно его раздражает, и он стремится от нее избавиться. Отношение к цвету проявляется практически во всем - в интерьере жилища, в оформлении рабочего места, в цветовой гамме одежды. Замечено, что человек не наденет одежду, имеющую неприятный для него цвет. Если дома обои или обивка мебели его раздражают, можно не сомневаться - их скоро поменяют. Если не нравится цветовая гамма рабочего места - обязательно повесит цветные календари или репродукции картин, где преобладает нравящийся цвет. Человек, если, конечно, он хозяин положения, никогда не создаст дискомфортную цветовую среду, обязательно выберет тот цвет, который ему "идет". Иными словами, поведение человека тесно связано с его цветопредпочтенгшш. Естественно, что и цветопредпочтения дают богатую информацию о самом человеке, его характерологических особенностях, доминирующих эмоциональных состояниях, направленности активности. Поэтому, если овладеть соответствующими методами, можно решать задачи неинструментальной психодиагностики личности только по ее цветовым предпочтениям и отношениям. Такие методы в психологии разработаны, об одном из них - очень интересном - и пойдет речь в дальнейшем. Отношение к цвету сложилось у человека в процессе его эволюционного развития. Задумаемся, почему желтый цвет активизирует? Да потому, что днем, когда светит солнце, человек наиболее активен, он в это время работает. Синий ассоциируется с ночью, а следовательно - с покоем, и в синей цветовой среде человек действительно успокаивается. Красный цвет всегда действует возбуждающе, и это не случайно: в экстремальных ситуациях бывает немало красного - кровь, огонь. И так можно обосновать действие других цветов. В то же время в зависимости от своих "внутренних условий" человек одни цвета предпочитает, к другим равнодушен, а третьи ему неприятны, и он их просто отвергает. Примерно такими соображениями руководствовался известный психолог М.Люшер, когда в конце 40-х гг. XX столетия создавал ставший впоследствии знаменитым цветовой тест. Но если говорить точнее, не тест он создавал, а оригинальную психологическую теорию цветопредпочтений. К этой проблеме он пришел по сути дела случайно: одна из фирм поручила ему выяснить, как влияет цвет упаковки на реализацию товаров: практика свидетельствовала, что некоторые цветовые решения вызывают у покупателей негативную реакцию. Эта проблема оказалась столь глубокой и интересной, что Люшер посвятил ей всю жизнь. Более подробно с этим методом можно ознакомиться в рекомендованной литературе. В дальнейшем мы будем опираться именно на этот метод. Что же могут сказать цветопредпочтения о характере человека, его личностных качествах и состояниях? Сначала рассмотрим этот феномен с опорой на интегральные показатели. Предпочтение, отдаваемое красно-оранжевому цвету, свидетельствует о таких чертах характера, как активность, инициативность, стремление к лидерству, желание добиться успеха, но при весьма заметной импульсивности и жесткости. Светло-желтые цвета, если они доминируют в окружении человека и цвете его одежды, также говорят о его активности, но с элементами легкого нрава, о переменчивости, поверхностности и недостатке самоконтроля. Значение зеленого цвета - воля, твердость, целеустремленность, самообладание. Зеленая цветовая среда активизирует эти качества. Фиолетовый цвет указывает на склонность к фантазии, мечтательности, некоторой неуравновешенности. У женщин, предпочитающих фиолетовый цвет, отчетливо выражено стремление нравиться, производить благоприятное впечатление. Преобладание коричневых цветов говорит о чувствительности, обращенности к комфорту и физическим удовольствиям. Этот цвет свидетельствует о стремлении к безопасности и обществу близких людей. Доминирование синего цвета - признак стремления иметь спокойные и бесконфликтные, гармоничные отношения. Это свидетельствует о способности сопереживать и быть верным. Серая цветовая гамма говорит о стремлении к покою, избеганию всяческих волнений. Правда, в сочетании с другим цветом серый как бы подчеркивает его значение, на это надо обязательно обращать внимание. Предпочтения, отдаваемые черному цвету, проявляются неоднозначно. Это может свидетельствовать о сложных психических состояниях (депрессии, тоске, печали), о проявлении трудного ("поперечного", "упертого") характера. Может быть также индикатором сильного протеста против сложившихся обстоятельств, отречения, стремления действовать наперекор, даже безрассудно. Цветопредпочтения ни в коем случае не следует путать с символикой цвета. Символика в психологическом отношении опосредована культурно-историческими и национальными факторами, в реагировании на нее намного меньше непосредственности и индивидуальности (а для нас в свете обсуждаемой проблемы это важно в первую очередь). Например, в России всегда было сложное, негативное отношение к желтому цвету ("желтый дьявол" и т.п.), черный воспринимался как символ печали и тоски. А флаг императорского дома Романовых черно-желто (золотой)-белый! Как это случилось? По свидетельству историков, это цвета Византийской империи, мы их переняли, потому что Москва, как известно, "третий Рим". В Византии черный символизировал могущество и державность, желтый (золотой), - символ христианства, недаром "купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал", белый - чистота, мир. А в Китае желтый цвет - символ империи, могущества. Вообще символика цвета у разных народов различная, например у арабов изумрудно-зеленый - цвет ислама, а у китайцев - цвет молодости, незрелости. Говоря о цветопредпочтениях, следует помнить, что они могут олицетворять и определенные социальные роли. Раньше "ответственные работники" полагали, что им пристало отдавать предпочтение исключительно серому и синему цвету (серый костюм, синий галстук). Совсем недавно некоторые "новоблагословенные бизнесмены" предпочитали одежду диковатых расцветок - ярко-красные или зеленые пиджаки, зато свой офис оформляли на один манер - светло-серые стены, черная, примитивной конструкции мебель, на окнах - жалюзи, т.е. все как в "заграничных" рекламных буклетах. Мода и роли! Хотя и это их определенным образом характеризует. Представители творческой интеллигенции в этом смысле не меняются: главное - выделиться, обратить на себя внимание, лишний раз продемонстрировать свою "неповторимую индивидуальность". Обратим внимание также на то, что один цвет практически не применяется нигде: ни в интерьере, ни в одежде - везде встречаются цветосо-четания из двух, трех, реже четырех и более цветов. При этом одни доминируют явно, а другим уготована второстепенная роль. Отрадно, что это полностью соответствует методике применения цветового теста Люшера. Даже по доминирующим цветосочетаниям в одежде можно точно определить состояние людей, направленность их активности, источники тревоги, сдерживаемые свойства и другие личностные проявления. Для иллюстрации приведем примеры из художественной литературы. Всеми любимый роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Первая встреча Мастера с Маргаритой. В этот день она была в черном осеннем пальто, в черных перчатках и с желтыми цветами в руках. "Отвратительные тревожные желтые цветы", "Она несла желтые цветы. Нехороший цвет" - так говорил Мастер. А Маргарита? Можно с уверенностью сказать, что они ей почему-то нравились. "Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится", - утверждал автор романа. Итак, Маргарита явно предпочитала два цвета - черный и желтый. Каково психологическое содержание этого цветопредпочтения? Обратимся к тесту Люшера: "Весьма негативное состояние, отчаяние, суициидальные помыслы". Маргарита действительно находилась в этот момент в тяжелом психическом состоянии. Автор об этом так и написал: "И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах. Так вот, она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я ее наконец нашел, и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста"1, -вспоминал Мастер. Какая исключительная психологическая точность! Другой пример. Роман Л.Н.Толстого "Война и мир". Показательный эпизод: "...дверь отворилась, и в комнату вошла графиня Безухова, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темно-лиловом с высоким воротом бархатном платье". Это визит Элен к Ростовым. Всего лишь одна цветовая характеристика, но какая... Какова степень предпочтения цвета? Думается, явная: такая дама, как Элен, нанося визиты, вряд ли надела бы то, что подвернулось под руку. По тесту Люшера это означает: "Стремление действовать, используя свое обаяние и благожелательность. Стремление обрести сторонников с помощью своего обаяния и приветливости". Это полностью соответствует -сюжету: "Анатоль просил ее свести с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее". При этом по своему разумению она не стремилась причинить никому зла: "... всей душой, по-своему она желала добра Наташе"2 - отсюда приветливость и благожелательность. Теперь обратимся к творчеству Ф.М.Достоевского. Роман "Идиот", эпизод, когда Рогожин принес Настасье Филипповне обещанные сто тысяч: "Костюм его был совершенно давешний (темный тулуп, в котором он 1 Булгаков М.А. Мастер и Маргарита//Избр. произв. Т.2. М.: Терра, 1998. - ТолстойЛ.Н. Война и мир. Т. 4,5,6 // Собр. соч. М.: Художеств, литература, 1973. С. 162. накануне и приехал. - В.З.), кроме совсем нового шелкового шарфа на шее, ярко-зеленого с красным, с огромной бриллиантовой булавкой, изображавшей жука, и массивного бриллиантового перстня на грязном пальце правой руки"1. Очевидно, что именно этот шарф Рогожину приглянулся, он его "явно предпочел", так же как и бриллиантовую булавку, и перстень. При таком цветопредпочтении тест Люшера констатирует: "Деятельность направлена на достижение успеха, приобретение независимости от обстоятельств. Действует целенаправленно, инициативно, самостоятельно, преодолевая все преграды". Это ли не Рогожин в тот момент? Вот вам и шарф... Приведенные примеры наглядно демонстрируют, насколько точно цветопредпочтения в одежде характеризуют людей. Еще раз напомним, что цветовой тест Люшера появился только в 1947 г., о нем ни Булгаков, ни тем более Толстой и Достоевский знать не могли, как не могли и "рассчитать" цвет одежды своих героев, используя другие психологические методики. Лишний раз убеждаешься в высочайшем психологизме русских писателей! Для нас эти примеры важны потому, что они очень хорошо иллюстрируют возможности еще одного метода проницательности. И еще о цветопредпочтениях. Люди, находящиеся в сложных психических состояниях, особенно в сильном стрессе, а также отличающиеся высокой тревожностью, не переносят яркого, активного цвета - красного, желтого, зеленого и даже белого - и стремятся окружить себя спокойной (сине-серой и коричневой) цветовой гаммой. У них часто проявляется амбивалентное реагирование: один и тот же цвет может одновременно притягивать и раздражать. В методических описаниях цветового теста М.Люшера даны психологические характеристики различных цветосочетаний. Их использование поможет решить немало задач, связанных с познанием человека. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |