Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что можно узнать о человеке, наблюдая за ним




Нами были рассмотрены и проанализированы психологические ха­рактеристики проницательности. Из них видно, что главной задачей про­ницательности является помощь в формировании адекватного образа дру­гого человека - партнера по общению или взаимодействию. Этот образ должен быть очень точным, без искажения отражать основные личностные черты и состояния, определяющие направленность его активности, что в свою очередь позволит прогнозировать его эмоциональные реакции, воз­можные формы поведения, особенности принятия и реализации решений, специфику отношений и многое другое. Построение такого образа, как от­мечалось, основано на' наблюдении и анализе полученной в результате ин­формации. Отсюда неизбежно возникают вопросы: а что же можно узнать о человеке, наблюдая за ним? Есть ли здесь какие-либо ограничения? От­вет на эти вопросы может показаться парадоксальным: если говорить об­разно, то практически всё... или ничего.

Поясним данную мысль. "Практически всё", потому что личность многогранна в своих проявлениях - это ее поведение, эмоции, особенности общения и отношений, стиль деятельности, установления контактов, инте­ресы, тревоги и опасения и многое другое, что несет о человеке огромную разнообразную информацию. Это очень хорошо.

Но при этом личностные проявления имеют как бы разный "психоло­гический вес": есть такие, которые являются базисными, от которых зави­сят другие, есть второстепенные, связанные, есть свойства личности, зна­чимость которых возрастает в процессе развития или профессиональной деятельности. В этой сложной взаимосвязанной системе надо хорошо раз­бираться.

Приведем показательный пример: в поведении, деятельности и от­ношениях человека огромную роль играют его природные качества, а они в основном связаны с особенностями темперамента. Следовательно, зная темперамент того или иного человека, можно довольно точно предвосхи­щать его поведение и характер деятельности или принятия решений, осо­бенно в непростых ситуациях. Для иллюстрации сказанного рассмотрим проблему темперамента более подробно. Темпераментом в психологии на­зывают закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особен­ностей личности, характеризующее различные стороны динамики ее пси­хической деятельности. Традиционное понимание сути темперамента тесно


связано с учением Гиппократа, считавшего, что пропорции четырех эле­ментов, из которых состоит тело человека, - огня, воздуха, земли и воды -определяют течение духовных и физических болезней и вообще особенно­сти личности (кстати, Гиппократ огромное внимание уделял психологии, он неоднократно повторял, что для него важнее характер человека, нежели характер его заболевания). Основными свойствами темперамента являются индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчиво­сти чувств, напряженность волевого усилия и пр. Эти свойства темпера­мента проявляются в устойчивых индивидуальных особенностях и сохра­няются многие годы, нередко всю жизнь.

Различные сочетания свойств темперамента образуют его типы. В психологии традиционно выделяют четыре типа темперамента. Согласно данному подходу, люди делятся в основном на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов (правда, встречается немало людей с разно­образным сочетанием данных типов). Степень проявления типов зависит от соотношения "экстраверсии-интроверсии" и "нейротизма-эмоциональной устойчивости". На этом и базируется известный психологический тест Г.Айзенка, позволяющий выявить тип темперамента личности.

В свете обсуждаемой проблемы важно подчеркнуть, что тип темпе­рамента наиболее отчетливо проявляется в деятельности человека, его от­ношениях, поведении и общении. Человек высокоактивный, быстро откли­кающийся на события, контактный, подвижный, впечатлительный, общи­тельный, легко переживающий неприятности и неудачи, быстро мобили­зующий свою энергию - вот типичный портрет сангвиника. Для флегмати­ка характерны невозмутимость, устойчивость настроения, постоянство и глубина чувств, слабое проявление эмоций, размеренность деятельности и речи. Холерики очень энергичны, способны отдаваться делу со всей стра­стью, порывисты, склонны к доминированию во всем, быстры, их реакции сильны или даже бурны, они подвержены импульсивному поведению, час­тым сменам настроений. Меланхолики чрезвычайно впечатлительны и ра­нимы, тревожны, глубоко переживают неудачи и неприятности, хотя внешне это может слабо проявляться, аутичны, нередко бывают малооб­щительны. Эти поведенческие реакции являются броскими признаками. Их можно очень хорошо наблюдать и точно оценивать. По сути дела фиксация данных признаков и характеристик позволяет определить темперамент че­ловека без всякого тестирования. К этой мысли мы вернемся не раз.

Данной информации вполне достаточно для познания и понимания человека. Однако надо отметить, что в последние годы появились новые


концепции темперамента, обогатившие знания о его признаках. Например, согласно данным В.М.Русалова, в структуре темперамента можно выде­лить четыре фундаментальных измерения:

1. Эргичность (характеристика жизненного тонуса, активности, ра­
ботоспособности, жажды деятельности). Это проявления так называемой
предметной эргичности. Но эргичность бывает и социальной, она проявля­
ется в характеристиках контактов и особенностях их установления, общи­
тельности, склонности к взаимодействиям.

2. Пластичность. Предметная пластичность видна в особенностях
мышления, внимания, склонности к переходам в другие виды деятельно­
сти. Социальная пластичность - в контактном поведении, коммуникациях,
переключаемое™ в общении.

3. Скорость и темп. Предметный темп - характеристика скорости и
легкости выполнения действий. Социальный темп - речевая активность,
особенность вербализации.

4. Эмоциональная чувствительность. Предметная характеризует от­
ношение к задуманному и реальному, уверенность при выполнении дейст­
вий, отношение к неудачам. Социачьная проявляется по этим показателям
в социальных контактах личности.

Эргичность, пластичность, темп и эмоциональная чувствительность личности могут иметь различную степень выраженности и по-разному со­четаться. Это сильно влияет на поведение, деятельность, общение и отно­шения. Например, низкая чувствительность проявляется в безразличии, а высокая - в постоянном преувеличении значимости событий.

Тип темперамента наглядно проявляется и в речи человека, особенно в таких характеристиках, как перепады интонаций, длительность высказы­ваний, частота обращений к партнеру, легкость включения в разговор, громкость голоса, плавность речи, быстрота реакций, использование пауз, междометий, эмоциональности. Признаки типов темперамента сведены в таблицу, которая окажет несомненную пользу в развитии проницательно­сти.

 

Низкие значения Высокие значения
СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ
Предпочитает отвечать кратко, не задает вопросов, молчалив, в разговор включает­ся с трудом, речь невыразительная, тихая. Бедная мимика, губы сжаты, держится на расстоянии от партнера, голова опущена. Часто обращается к партнеру, легко вклю­чается в разговор, речь громкая, оптими­стичная, высказывания длинные. Мимика живая, часто улыбается, голова приподнята, стремится быть ближе к партнеру.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ Г [ЛАСТИЧНОСТЬ
Долго думает, прежде чем ответить, с тру­дом включается в разговор, мимика невы­разительная, фразы взвешивает. Отвечает очень быстро, импульсивен, лег­ко переключается, живая экспрессия, не­редки стилистические ошибки.
СОЦИАЛЫ 1ЫЙ ТЕМП
Много пауз, речь прерывистая, невырази­тельная экспрессия. Плавная и легкая речь, паузы практически отсутствуют или являются выразительны­ми средствами, склонен говорить скоро­говоркой, проглатывая окончания, голос громкий, экспрессия живая.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭМ ЭЦИОНАЛЬНОСТЬ
Голос спокойный, уверенный, преоблада­ют приказные компоненты речи, стремит­ся быть ближе к партнеру. Резкие перепады интонаций, обилие отри­цательных эмоций, междометий "Ох!'1, "Ах!", "На тебе!" и пр., много шумовых эффектов - причмокивания, крякания и пр., много мелких нецеленаправленных движений - глаза "бегают", часто трет пальцы, подбородок, виски.

Представленная информация структурированна, аргументированна и легко запоминается. Не вдаваясь в научный анализ соотношения концеп­ций Г.Айзенка или В.М.Русалова, отметим, что они систематизировали важную информацию о человеке, полезную для развития наблюдательно­сти и проницательности.

Приведенный пример вселяет большой оптимизм. Казалось бы, чело­век полностью открыт для нас, так как помимо темперамента есть и другие весьма наглядные и легкофиксируемые характеристики. Однако это не со­всем так. Здесь хотелось бы начать разговор о том, что о человеке можно и "не узнать ничего". Поясним эту мысль. Поведение, отношения и эмоцио­нальные проявления определяются не только природными особенностями человека (мы это показали на примере темперамента), но и такими важ­нейшими факторами, которые называются социальными. Это особенности воспитания, сформированные убеждения, нормы поведения, принадлеж­ность к определенной социальной или профессиональной группе и пр. Они оказывают огромное влияние на поведение, деятельность, общение и взаи­модействия человека, причем влияние весьма своеобразное - часто прида­ют человеку внешне проявляемые качества, не соответствующие его при­родным свойствам, а следовательно, не только обогащают истинную ин­формацию о нем, но и искажают ее. Человек ведет себя не так, как ему хо­телось бы соответственно его "природному естеству", а так, "как положе­но". Примером может служить выполнение правил корпоративного пове-


дения в организации, обязательных для всех и строго контролируемых не­зависимо от личностных особенностей и склонностей. В этом случае инди­видуальность проявляется слабо, поэтому и формируются весьма прибли­женные, "неотчетливые" представления о людях. Мало того, значительное число людей вообще склонны быть похожими на кого-то, подражать кому-то, т.е. воспроизводить в своем поведении, общении, отношениях и даже оформлении внешности черты другого человека. Но и это не всё. Многие люди вообще не хотят быть, что называется, психологически открытыми: им дискомфортно сознавать, что их сильные и слабые стороны хорошо из­вестны окружающим, это, по их мнению, может быть использовано други­ми не в их интересах. Поэтому они стараются транслировать совсем иной образ своего "Я", играя некие социальные роли, специально выбранные формы поведения, порой весьма далекие от их истинных характеристик. Иными словами, человек активно формирует по сути искаженное пред­ставление о себе, которое ему удобно или просто выгодно. Заметим, что нередко это связано и с желанием скрыть свои истинные качества, которые субъективно воспринимаются как недостатки или слабости. Проявляться это может у некоторых людей парадоксально, например замечено, что из­лишняя раскованность или развязность является неуклюжей попыткой скрыть свою ранимость или застенчивость. Случается, что выбор социаль­ных ролей обусловливается профессиональной деятельностью, представле­ниями о "правильном" поведении. Так, среди руководителей распростране­на такая роль - "чуткий и внимательный, как отец родной", здесь явное влияние идей патернализма в управленческом труде. Или "строгий, но справедливый" - она распространена среди авторитарных руководителей. У профессиональных политиков целый набор таких ролей, ориентирован­ных на психологические особенности больших электоральных групп (в со­ответствии с "социальными ожиданиями масс") и собственный политиче­ский имидж. Воистину по-настоящему политик проявляется лишь тогда, когда достигает вершин власти. Справедливости ради надо сказать, что принятие тех или иных социальных ролей зависит и от природных особен­ностей человека. Проявлений много, но главное - они сознательно приняты для формирования недостоверного образа "Я".

Итак, отмеченные социальные факторы значительно затрудняют по­знание и понимание человека человеком.

В свете обсуждаемой проблемы интересно отметить, что описанный подход привел к тому, что в толковании психологических детерминант по­ведения и отношений личности доминируют точки зрения, основанные на


выявлении соотношения биологического (природного) и социального. При этом часто можно встретить перекос как в ту, так и в другую сторону. Со­всем недавно жесткая ориентация на понимание "сущности личности как совокупности общественных отношений" привела к безоговорочному по­стулированию принципа социальной детерминации поведения людей. Счи­талось, что поведение человека определяется главным образом социаль­ными факторами - социальными установками, идеалами, социально значи­мыми целями деятельности или личностного развития, социальными нор­мами поведения, которые формируются в процессе воспитания и идеоло­гического воздействия на всех уровнях, и пр. Наиболее ортодоксальные последователи данного принципа полагали, что за счет воспитательных воздействий, образно говоря, из меланхолика можно "сделать" сангвини­ка - все зависит от применяемых методов и профессионализма воспитате­ля. Естественно, полагалось, что ведущая роль в социальной регуляции по­ведения принадлежит так называемым высшим формам сознания челове­ка - общественному, классовому, интернациональному.

Заметим, что на этом в основном и строилась система воспита­тельной и пропагандистской работы. Образцом здесь, безусловно, был ге­рои романа Н.Островского "Как закалялась сталь" Павел Корчагин - об­раз яркий, талантливо выписанный и поэтому обладавший огромной при­тягательной стой. Ему подражали многие, даже не потому, что "так было положено", а искренне. Но если к нему подходить с научной психоло­гической точки зрения, то обнаружится, что Павел Корчагин представ­лял собой весьма редкое исключение как личность - у него были "задавле­ны" или практически отсутствовали нормальные, естественные челове­ческие потребности при гипертрофированной выраженности "высших". Кроме того, судя по роману, его поведением руководила очень сильная ве­ра, а не осознанные убеждения. В результате его поведение не отличалось рациональной критичностью и столь необходимым всем здравым смыс­лом. По сути дела, он явно был сильно акцентуированной личностью с пе­ревернутой "пирамидой потребностей". Вот из такого человека был сде­лан эталон, потому что подражание его личности и .жизненному пути способствовало созданию идеальных условий для манипулятивных воздей­ствий на массы.

Мнение о доминировании социального в поведении человека, конеч­но, имеет право на существование и в ряде случаев, несомненно, может давать конструктивные результаты, если его не абсолютизировать. Вообще


в психологии однозначная ориентация на какую-либо концепцию может привести только к ошибкам или иллюзорным положительным результатам. Так случилось и с ориентацией только на социальное в регуляции поведе­ния человека. Ведь многочисленные эмпирические факты, да и сама прак­тика, убедительно свидетельствуют, что в осложненных или экстремаль­ных ситуациях у большинства людей именно их природные качества игра­ют первостепенную роль в деятельности и отношениях. Хорошо известны случаи "ступора" у лиц "идейно зрелых", но со слабым типом нервной сис­темы в условиях аварий или опасности для жизни. Лица же с сильным ти­пом нервной системы действуют в такой обстановке, наоборот, намного эффективнее, даже часто, что называется, "прыгают выше головы", незави­симо от их идеологической "подкованности". А засыпание или "отключе­ние" лиц с сильным типом нервной системы в монотонных условиях, в ко­торых лица со слабым типом работают очень эффективно и надежно? Со­всем другая ситуация. Нужно взвешенное отношение. Кстати, психологи­ческие исследования показывают, что в привычных условиях более значи­мую роль у большинства играют социальные факторы, а в экстремальных -природно обусловленные, хотя, конечно, бывают и исключения.

Такой подход был распространен не только в нашей отечественной идеологизированной психологической науке. Сходная точка зрения при­надлежит американскому психологу Б.Скиннеру, согласно которой свобода и воля в поведении человека на самом деле являются иллюзией, поскольку человеком управляют социальное окружение и генетическое наследие. Эта идея преподносилась как самостоятельная концепция, хотя нетрудно заме­тить, что и здесь по сути речь идет о соотношении биологического и соци­ального.

Итак, поведение человека, его деятельность, общение, типичные эмоциональные реакции и отношения отличаются разнообразием, потому что зависят от многих факторов - целей, мотивов, потребностей, интере­сов, отношений, психических состояний, статуса, природных особенно­стей, социальных ролей и многого, многого другого. Это и делает задачи познания человека человеком, вообще говоря, трудноразрешимыми. Ко­нечно, неопределенность, вызванная многообразием проявлений, снижает­ся воспитанием, социальными и профессиональными нормами регуляции поведения. Но они в свою очередь могут иметь разную степень значимости для личности, не всегда согласовываться и вступать в противоречия. По­этому поведение и отношения личности будут отличаться противоречиво­стью.


Однако практика настоятельно требует однозначности и определен­ности в этом вопросе - надо знать главные детерминанты поведения и от­ношений личности при всем многообразии действующих факторов; суще­ствующие причинно-следственные связи в поведении человека, причем ис­тинные, а не декларируемые; надо знать всё, что однозначно и непротиво­речиво свидетельствует о настоящих характеристиках человека, и жела­тельно, не затрачивая на этот процесс значительного времени...

В связи такими требованиями на первый взгляд вырисовывается кар­тина совершенно безрадостная, потому что из-за многообразия действую­щих факторов задача кажется неразрешимой. Если использовать методы инструментальной психодиагностики - опросники, тесты, эксперимент, о человеке можно узнать много. Но такие методы неприемлемы с точки зре­ния поставленной задачи. Да и не всегда это можно сделать чисто техниче­ски или по этическим соображениям. Скажем, вам предстоят серьезные переговоры, а вы предлагаете партнерам вначале протестироваться, чтобы вам легче было с ними общаться. Абсурд! Ситуация может упроститься, если знать главные детерминанты поведения, характерные для конкретной ситуации. К примеру, если ситуация стрессогенная, человек находится в стрессовом состоянии, тогда главной детерминантой будет стремление устранить источник стресса или выйти из стрессовой ситуации. Такое це­ленаправленное поведение хорошо просматривается, но оно в большой степени зависит от ситуации. Необходим же общий подход, позволяющий повышать проницательность.

И такой подход существует. Как свидетельствуют многочисленные психологические исследования, немало в поведении и отношениях челове­ка происходит помимо его воли, непроизвольно, без жесткого созна­тельного контроля. Например, кто задумывается перед сном, в какой позе он будет спать сегодня? Да никто. Но у каждого есть своя любимая поза, в которой он проводит большую часть ночи. Это факт. Так вот, американ­ские психологи выявили устойчивую связь между излюбленной позой во сне и характерологическими особенностями человека и описали их весьма убедительно. Здесь совсем иной механизм регуляции поведения, пока еще недостаточно изученный, но, что особенно важно для нас, весьма устойчи­вый и практически с однозначной детерминацией. Это может проявляться практически во всем: в привычках человека, симпатиях, особенностях ре­чи, оформлении внешности, жанровых предпочтениях в искусстве, увлече­ниях и т.п. Сюда также входит многое из того, что объединяется понятием


"невербальное поведение", - позы, жесты, мимика, интонационные харак­теристики речи. Они дают очень точную информацию о чертах личности, эмоциональных состояниях и даже намерениях. Кроме того, немало инте­ресного могут сказать и чисто внешние данные человека, манера его пове­дения. Вот это-то и является мощной информационной основой развития проницательности, на эти проявления и следует в первую очередь обра­щать внимание, именно их необходимо научиться расшифровывать. Тогда остальные признаки, даже закамуфлированные социальными ролями, под­ражанием и прочим, будут намного "прозрачнее" и яснее.

Такой подход в психологии хорошо известен, но раньше по идеоло­гическим соображениям ему не придавали должного значения, считая эти проявления "неотчетливыми признаками", а сам подход в лучшем случае называли наивным. Весьма настороженное отношение к нему и в научной психологии, ведь многие феномены никак нельзя объяснить с помощью существующих психологических теорий. Например, как научно трактовать устойчивые связи между физиогномическими признаками и характером? Правда, такая ситуация в науке не новость: в период становления киберне­тики существовала даже целая теория "черного ящика", когда стабильно фиксировались устойчивые изменения в системе, а объяснить механизм этих изменений было невозможно. Вот и решили пока не трогать меха­низм, а использовать феномен устойчивых изменений и связей. Поэтому такой подход с полным правом можно использовать и в психологии как научный прецедент. Сейчас ситуация в науке изменилась: идеологические шоры перестали определять "степень научности" самих научных исследо­ваний и, как следствие, появилась возможность привлекать достоверное научное знание без углубленного теоретического объяснения. Стали разра­батываться и новые оригинальные подходы, вспомнили и о давно забытых, но весьма конструктивных. Эмпирический факт и практика стали действи­тельными критериями истинности, а "факты - вещь упрямая".

Однако для понимания сущности и верной интерпретации "неотчет­ливых признаков" необходима опора на соответствующие принципы. Важ­нейший из них гласит, что наличие того или иного качества всегда можно соотнести с характерным признаком, который является как бы индикато­ром этого качества. Не случайно для доказательства этого принципа часто приводится высказывание известного психолога А.Бине: "... личность и ин­дивидуальность проявляются буквально во всем, в том числе как человек садится, берет предметы". Крупный отечественный психолог А.А.Бодалев подтверждает эту мысль: "...многое о человеке можно узнать лишь только


по тому, как он входит в метро - придерживает дверь, пропускает кого-либо вперед и пр.". Сходной точки зрения придерживается и Э.Берн, автор нашумевшей в психологическом мире книги "Игры, в которые играют лю­ди" и "Люди, которые играют в игры". Он отмечает: "У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психологическим состоянием, часто несовмести­мым с первым, бывает уже другой набор поведенческих схем". Отмеченная Э.Берном мысль имеет принципиальное значение для нашей концепции проницательности, так как получается, что конкретные психические со­стояния - а их набор не так уж и велик, если ориентироваться на сущест­вующие классификации и специфику эмоциональных проявлений. - пред­ставлены в поведенческих реакциях человека вполне определенным обра­зом, что неоднократно подтверждалось в психологических исследованиях. Тогда, если классифицировать определенные устойчивые черты поведения человека, соотносить их с эмоциональными реакциями, можно подойти к определению и его психических состояний, доминирующих в данный мо­мент. А определенные психические состояния возникают вследствие впол­не конкретных причин, которые, правда, преломляются через призму внут­ренних и внешних условий, но также могут быть определены. Это, вообще говоря, позитивистская схема рассуждений, но она тем не менее позволяет решать многие задачи проницательности и развивать это ценное профес­сионально важное качество.

Данную мысль можно подтвердить и другими фактами. Например, влияние внешних данных. Доказано, что определенные типы телосложения являются надежными индикаторами конкретных характерологических про­явлений, даже психических акцентуаций. Во всяком случае исследования Кречмера, Шелдона, Пенде и Сиго дали возможность наглядно в этом убе­диться. А связь между чертами лица и характерологическими особенно­стями личности? Она ведь реально существует, доказательством тому слу­жат физиогномические исследования, которым тысячелетия.

При определении личностных черт и характерологических особенно­стей на основе фиксации слабоконтролируемых форм поведения или дру­гих "неотчетливых" признаков следует иметь в виду, что сам оценивающий склонен опираться на какой-нибудь ведущий или "броский" признак, кото­рый и берется за основу. Ему обычно уделяется первоочередное внимание, именно он считается самым главным, детерминирующим, а остальные ка­ким-то образом с ним связываются. Например, принято считать, что в мо-


мент опасности храбрый человек краснеет, а трусливый бледнеет. Так вот, Юлий Цезарь именно по этому признаку часто подбирал себе воинов. Та­кое реагирование далеко не всегда связано с храбростью или трусостью. В то же время, не касаясь физиологического механизма такого реагирования (он известен), отметим, что на основании этого признака можно делать ориентировочные прогнозы поведения человека.

Однако опора лишь на один "броский" признак редко дает точную информацию о человеке; надежный прогноз возможен при опоре на сис­тему признаков (желательно, чтобы эти признаки имели разный механизм проявления), которые дают сходные или однозначно трактуемые результа­ты. Еще точнее была бы оценка, если бы применялись принципиально раз­личные методы анализа и наблюдений с последующим соотнесением их результатов и поиском "пересечений", т.е. того общего, что характерно для данной личности. Именно в этом заложено самое главное в решении задач проницательности и развитии этого ценнейшего умения. При таком подходе можно смело использовать данные многих наук о человеке, даже если некоторые из них имеют проблемы с теоретическим объяснением яв­лений. Сопоставление таких данных позволит получить устойчивые инва­рианты признаков личностных качеств и форм поведения, необходимых для точной оценки и прогноза. Но для этого требуется изменить отношение к ряду наук, значение которых у нас было принижено. Сейчас психологи начинают своеобразную ревизию, пересмотр устоявшихся точек зрения на природу многих психических явлений. Ситуация, таким образом, благо­приятная, и для пересмотра есть необходимые основания.

К примеру, весьма информативные данные может дать и дает приме­нение методов такой науки, как френология (выдвинутое Ф.Галлем учение о связи психических особенностей человека с наружной формой его чере­па). Правда, эта наука была подвергнута серьезной и во многом обоснован­ной критике за попытки описать многие психические явления исключи­тельно с точки зрения данного подхода. И хотя имевшая место рациональ­ность, связанная с доказанной много позже локализацией психических функций, была зачеркнута определенным несовпадением анатомических особенностей строения головного мозга и черепной коробки, все же нема­ло отмеченных признаков коррелирует с характерологическими чертами и поведением человека.

Другой пример - хиромантия. Это учение имеет тысячелетнюю исто­рию. Не абсолютизируя ее, все же можно наглядно убедиться, что имеется


какая-то связь между строением и линиями ладони и личностными особен­ностями человека.

А о гороскопах и астрологических прогнозах и говорить не прихо­дится, о них мы слышим ежедневно и по радио, и по телевидению. Многие газеты публикуют еженедельные и ежемесячные астрологические прогно­зы, не боясь при этом выглядеть нелепо. Недаром в одной известной песне поется: "... устроены так люди - желают знать, желают знать, что будет". Данные науки, а мы перечислили далеко не все, появились конечно же не случайно. Их живучесть объясняется не только психологией человека, но и устойчивостью подмеченных закономерностей, природу которых объяс­нить сложно, поэтому к их данным все же следует относиться осмотри­тельно, ни в коем случае не абсолютизируя получаемую информацию, а главное - помнить, что все это лишь индикаторы возможных проявлений.

В рамках данной работы не представляется возможным анализиро­вать эти науки и их методический арсенал; собственно, для развития про­ницательности они не так уж и важны. Дело в том, что многие из них могут дать полезные результаты только при тщательном изучении анатомических или иных особенностей человека, а это не всегда возможно и этично. А ведь в большинстве случаев информацию о человеке необходимо получить сразу, буквально при первом взгляде на него. Такие методы особенно цен­ны, о них будет сказано отдельно.

Итак, подведем некоторые итоги. На наш взгляд, основой проница­тельности является умение точно фиксировать и интерпретировать те по­веденческие реакции (в обобщенном понимании этого термина), которые осуществляются помимо воли человека, без жесткого сознательного кон­троля и которые таким образом отражают его истинные характеристики. Они являются надежными индикаторами главных детерминант личности и поведения и базисом, позволяющим познавать личность, используя другие методы и подходы. Многое здесь зависит от методической оснащенности субъекта познания. Об этом и пойдет речь в дальнейшем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...