Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как формируются первые впечатления
Начать обсуждение феноменов социальной перцепции, имеющих исключительное значение для развития проницательности, хотелось бы с одного ключевого вопроса: почему именно с механизма формирования первого впечатления? Ведь общение и взаимодействие осуществляются в течение продолжительного времени, о произведенном первом впечатлении как-то забывается, и мы начинаем опираться на другие источники информации о человеке. Но все же часто о людях мы судим именно по первому впечатлению. Оно формируется довольно быстро - в первые три-четыре минуты новых контактов - и длительное время выполняет роль своеобразной психологической установки на личность. Через призму первого впечатления мы судим о человеке, прогнозируем возможные формы его поведения, поступки, действия, эмоциональные реакции. Эти психологические установки могут быть весьма устойчивыми и функционировать продолжительное время. Вспоминается случай со старым метростроевцем - стахановцем и орденоносцем. Он всегда нелестно отзывался о Сталине. Причина оказалась очень простой - он его видел всего один раз, находился бук- вально рядом во время одного из митингов. И это на него произвело неизгладимое впечатление: "Да он маленький и рябой!!!" Видимо, несовпадение идеального образа вождя с его физическим обликом и стало причиной разочарований: вождь, гениальный учитель, несгибаемый борец и прочее не должен быть маленьким и неказистым! Часто первое впечатление бывает обманчивым, и мы с сожалением об этом говорим много позже, когда наблюдения и накопленные факты заставляют нас вносить существенные коррективы в сложившиеся отношения. Гораздо реже первое впечатление бывает точным. Может быть, в этом случае срабатывает интуиция, которая есть не что иное, как неосознанная переработка поступающей о человеке информации на основе имеющегося жизненного опыта. Причем эта переработка информации базируется на вполне четких и ясных критериях и показателях, которые появились и закрепились в нашей памяти в процессе различных форм взаимодействия и общения. Почему все-таки первое впечатление бывает часто неверным? Это непростой вопрос. Это может являться следствием различных причин: неточных или неадекватных критериев, влияния ролевого поведения, применения психологических воздействий, недостаточной психологической компетентности реципиента, неадекватных психологических установок и пр. Следует подчеркнуть, что неверное первое впечатление может возникать даже у людей весьма искушенных в межличностном взаимодействии, в том числе у тех, кто по роду своей деятельности просто обязаны быть весьма проницательными. Сошлемся на конкретный пример. Герой романа И.Ильфа и Е.Петрова Остап Бендер - персонаж не только популярнейший, но и в свете обсуждаемой проблемы уникальный. Судя по событиям, отображенным в романе, он был большим знатоком человеческой психологии. Однако и он нередко допускал психологические ошибки, причем очень серьезные, правда, авторы помогали ему их красиво "исправлять". В качестве иллюстрации приведем отрывок из романа "Золотой теленок", в котором описывается поведение Остапа, когда он не мог угадать кто же из сотрудников конторы миллионер Корейко. Здесь именно первое впечатление оказалось неверным. Данный отрывок интересен еще и тем, что Остап Бендер совершил довольно типичную психологическую ошибку. "... Остап сердито шепнул: - Вы бы закричат во всю глотку: "Вон он богатей! Держите его!" Спокойствие. Я угадаю сам. Который же из четырех? Остап уселся на прохладный мраморный подоконник и, по-детски болтая ногами, принялся рассуждать: "Девушка не в счет. Остаются трое: красномордый подхалим с белыми глазами, старичок-боровичок в железных очках и толстый барбос серьезнейшего вида. Старичка-боровичка я с негодованием отвергаю. Кроме ваты, которой он заткнул свои мохнатые уши, никаких ценностей у него не имеется. Остаются двое: барбос и белоглазый подхалим. Кто же из них Корейко? Надо подумать". Остап вытянул шею и стал сравнивать кандидатов. Он так быстро вертел головой, словно следил за игрой в теннис, провожая взглядом каждый мяч. — Знаете, бортмеханик, - сказа! он наконец, - толстый барбос больше подходит к роли подпольного миллионера. Вы обратите внимание на тревожный блеск в его глазах. Ему не сидится на месте, ему не терпится, ему хочется поскорее побежать домой и запустить свои лапы в пакеты с червонцами. Разве вы не видите, что эта толстая харя является не чем иным, как демократической комбинацией из лиц Шейлока, Скупого рыцаря и Гарпагона? А тот, белоглазый, просто ничтожество, советский мышонок. У него, конечно есть состояние - двенадцать рублей в сберкассе. Предел его вечных грез - покупка волосатого пальто с телячьим воротником. Это - не Корейко. Это-мышь, которая... Но тут полная блеска речь великого комбинатора была прервана мужественным криком, который доносился из глубин финсчетного зала и, несомненно, принадлежал работнику, имеющему право кричать: - Товарищ Корейко! Где же цифровые данные о задолженности нам коммунотдела? Товарищ Полыхаев срочно требует. Остап толкнул Балаганова ногой, но барбос спокойно продолжал скрипеть пером. Его лицо, носившее характерные черты Шейлока, Гарпагона и Скупого рыцаря, не изменилось. Зато красномордый блондин с белыми глазами, это ничтожество, этот советский мышонок, обуянный мечтами о пальто с телячьим воротником, проявил необычайное оживление. Он хлопотливо застучал ящичками стола, схватил какую-то бумажонку и быстро побежал на зов. Великий комбинатор крякнул и испытующе посмотрел на Бачагано-ва. Шура засмеялся. - Да, - сказал Остап после некоторого молчания. - Этот денег на тарелочке не принесет. Разве только я очень уж попрошу. Объект, достойный уважения"]. Так почему же ошибся Остап Бендер, такой блестящий практический психолог? Попробуем разобраться в этом, так как, повторимся, его ошибка была типичной. Совершенно очевидно, что Остап слишком уж большое значение придавал внешнему облику и оформлению внешности и почему-то напрочь игнорировал ролевое поведение, которое в данном случае должно было играть решающую роль. Чтобы не совершать ошибок, подобно Бендеру, рассмотрим закономерности формирования первого впечатления. Это довольно сложный процесс. Само первое впечатление как психический образ имеет свою психологическую структуру, многочисленные прямые и обратные связи. Кроме того, данный образ подвержен динамическим изменениям. Психологическим содержанием первого впечатления являются межличностное восприятие и оценивание. Они способствуют формированию образа другого человека, с которым предстоят совместная деятельность или общение. Основная задача межличностного восприятия - выявление признаков, на основании которых строится точный образ другого человека, адекватно отражающий важнейшие характерологические особенности и эмоциональные состояния, действительно ему присущие. Межличностное оценивание помогает соотносить поступающую информацию с имеющимися эталонами и критериями. Психологический механизм межличностного общения изучен на сегодняшний день недостаточно, однако можно смело утверждать, что большинство людей оценивают по обобщенным ценностным шкалам: "хорошо-плохо", "полезно-вредно", "красиво-безобразно", "добро-зло" и др. Чем больше у человека таких шкал в оценивании других и чем насыщеннее определениями диапазон между полярными значениями шкалы, тем точнее будет оценка, тем, естественно, выше проницательность. Следует подчеркнуть, что очень важную роль в межличностном оценивании играет стереотипизация. У любого человека под влиянием социального окружения, профессиональной деятельности формируются некие эталоны-стереотипы других людей, к которым он постоянно обращается. Процесс формирования таких эталонов-стереотипов может и не осознаваться, но они серьезно влияют на само оценивание и его точность. К при- 1 Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М: Правда, 1987. С.439-МО.
меру, человек, которого вы видите впервые, очень сильно вам напоминает другого, к которому у вас сложилось отрицательное отношение в силу неких обстоятельств. Хотите вы того или нет, но у вас обязательно возникнут опасения или отрицательные эмоции по отношению к нему, потому что он похож на прежнего вашего недоброжелателя. Иными словами, если ранее у вас сложился негативный эталон-стереотип с вполне определенными признаками, то он постоянно активно действует, оказывая влияние на ваши впечатления и отношения. В психологических исследованиях было выявлено три основных вида таких эталонов-стереотипов: антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждый из них отражает вполне определенные признаки, с опорой на которые и осуществляется оценка. В частности, антропологические связаны с внешним обликом человека, социальные - с представлениями о его социальном статусе, роде деятельности, эмоционально-эстетические - с оформлением внешности, физическим обликом, особенностями поведения и общения. Внутри этих эталонов-стереотипов могут быть и детальные градации, причем, чем их больше, тем точнее оценка и тем меньше в ней стереотипного, упрощенного. Принято считать, что наиболее точные оценки получают при опоре на социальные эталоны-стереотипы. Думается, это несколько упрощенный взгляд на проблему, ведь социальные эталоны-стереотипы нередко напрямую зависят от выбранных социальных ролей, а они - об этом уже было сказано - далеко не всегда соответствуют истинным характеристикам личности человека, но зато практически всегда соответствуют социальным ожиданиям. Точная оценка получается при опоре на разные эталоны-стереотипы, когда интегрируются разнообразные признаки. Поэтому основная ошибка Остапа Бендера состояла в том, что он опирался только на антропометрический ("белоглазый", "красномордый") и эмоционально-эстетический ("подхалим") эталоны-стереотипы. Не учел он и того, что опора на социальный стереотип здесь просто не сработает (кстати, он им пренебрег), ведь подпольный миллионер будет тщательно играть отработанную в целях конспирации социальную роль, которая ни в коем случае не должна иметь ничего общего с его истинным положением, даже, наоборот, должна контрастировать с ним. Скрывающийся подпольный миллионер как раз и должен изображать "советского мышонка", а не сытого "толстого барбоса". Впрочем, это трудности Остапа Бендера. Вернемся к психологическим закономерностям формирования первого впечатления. Эта проблема получила развитие в трудах крупного отече- ственного психолога А.А.Бодалева1. Им было показано, что первое впечатление в основном состоит из пяти компонентов, представленных последовательно (на что в первую очередь люди обращают внимание и что сильно влияет на первое впечатление): - характеристика внешнего облика человека; - оформление внешности, в том числе стиль одежды, прическа; - экспрессия, переживаемые или транслируемые эмоциональные со - выполняемые действия (поведение); - предлагаемые качества личности, угадываемые на основе интегри В зарубежных исследованиях были получены сходные результаты, правда имеющие некоторое отличие: - наружность и одежда; - осанка; - поведение; - особенности общения; - предполагаемые качества личности, выявленные на этой основе. Практически те же самые показатели, за исключением общения. Однако в трудах А.А.Бодалева отмечалось, что общение включено в структуру эмоционального реагирования и поведения (ведь речь идет не о глухонемых), поэтому оно органично связано с ними и его можно не выделять как самостоятельное звено. Такая точка зрения имеет право на существование. Мы считаем, что общение надо рассматривать в плане контактного поведения, т.е. установления контактов, весьма характерных для новых знакомств, когда и формируется первое впечатление. Кроме того, в общении и контактном поведении люди нередко играют разнообразные социальные роли, что также очень важно для познания человека человеком. Между отмеченными компонентами, как отмечалось, существуют разнообразные связи, прямые и обратные, которые динамически изменяют процесс восприятия, постоянно внося в него коррективы. Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать внимание на первое впечатление, на основании которого и происходит угадывание качеств личности и прогнозирование поведения. Этот процесс носит итерационный характер: мы постоянно как бы корригируем образ, обраща- 1 Более подробно с научными исследованиями в этой области можно ознакомиться, обратившись к его трудам, представленным в рекомендованной литературе. ясь то к особенностям оформления внешности, то к эмоциям, то к общению. Отмеченная структура первого впечатления носит общий характер, однако ее архитектоника зависит от влияния ряда важных условий. Во-первых, большое значение имеет психологическая установка на воспринимаемого человека. К примеру, если вам до встречи кого-то характеризовали как человека недюжинного ума, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что первое впечатление и будет примерно таким, особенно если вы доверяете источнику такой информации. Если же человек вам незнаком, то немалую роль играет ваша психологическая установка на его возраст, национальность и профессию. Скажем, человек по профессии художник, следовательно, представляется, что он отличается духовностью, некоторой непрактичностью, живет в мире своих образов или что-нибудь в этом роде. Этот стереотип весьма устойчив, хотя художники, как и представители других профессий, люди очень разные. Если же речь идет о работнике торговли, то психологическая установка формируется совсем иная. Очень влияет на процесс восприятия и национальность человека. Наша многонациональная страна, как никакая другая, богата этнокультурными стереотипами. Надо признать, что немало их имеют отрицательный характер и это влияет на психологическую установку. Один наш государственный деятель-специалист по межнациональным отношениям привел пример из практики работы его подчиненного: "Пришел ко мне на прием еврей, а оказался очень толковым человеком и доктором наук". Из этого примера следует, что для данного субъекта в восприятии человека важна прежде всего его национальность, именно на этой основе он формирует первое впечатление и отношение. Ситуация анекдотическая, но весьма характерная. Во-вторых, при формировании первого впечатления почти постоянно присутствует психологический феномен проецирования, т.е. "вкладывания" своих эмоций и состояний в другую личность. Скажем, если у человека сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся высокой тревожностью, то скорее всего от всех, с кем он впервые имеет дело, он будет ожидать каких-то недружественных действий, а к их предложениям относиться с недоверчивостью и подозрительностью. Или у человека прекрасное настроение, вызванное радостными событиями, в этом случае он наверняка будет всех вновь встречающихся людей оценивать как хороших. В-третьих, уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же - совсем наобо- рот. Заметим, что сейчас такое время, когда чувство уверенности знакомо немногим, поэтому надо быть готовыми к тому, что и оценка при первых встречах будет с некоторым негативным оттенком. Об этих моментах следует помнить, чтобы избежать возможных ошибок. Теперь более подробно рассмотрим психологическое содержание составляющих первого впечатления. Начнем с роли внешних данных. Они, безусловно, оказывают сильное влияние на формирование первого впечатления. Здесь скорее всего срабатывают антропометрический и эмоционально-эстетический стереотипы. Эти стереотипы формируются с опорой на информативные показатели, носящие обобщенный характер, причем этот характер соответствует категориям обыденного сознания. Отметим самые значимые. Ведущую роль играет, несомненно, физическая привлекательность. Во все времена у разных народов отмечалась одна устойчивая психологическая закономерность - "что красиво, то и хорошо". И действительно, часто мы становимся свидетелями того, как привлекательным людям, даже без особого основания, приписывают положительные черты характера и нравственные качества, причем такие ценимые, как доброта, честность, ум. Мы подсознательно допускаем, что "красивая форма равна прекрасному содержанию". Недаром Фрэнсис Бэкон так говорил об этом: "Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность". На памяти еще одно ставшее крылатым высказывание, принадлежащее героине Ф.Г.Раневской из фильма "Весна": "Красота - это страшная сила". Данный эффект усиливается, если привлекательный человек к тому же обаятелен и артистичен. Особенности такого реагирования,когда какая-то положительная черта человека бросается в глаза и вытесняет на задний план все другие качества, психологи называют галло-эффектом. Психологические исследования показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда в ней нуждаются, в споре им без особых усилий удается склонить оппонентов на свою сторону, даже красивые преступники могут рассчитывать на снисхождение (Чалдини, Бенсон, Лернер и др.). Сказанное вовсе не означает, что к привлекательным людям следует относиться с недоверием или предвзято, просто необходимо вводить некий "поправочный коэффициент" на то впечатление, которое они могут произвести, тогда и опенка будет реалистичнее. Надо помнить, что привлекательные люди (особенно женщины) быстро улавливают эту психологическую закономерность и успешно пользуются ею. Оценивая привлекательность человека, мы в первую очередь обращаем внимание на лицо. Привлекательным считается человек с красивым лицом, но это связано не столько с самой красотой лица, сколько с его выразительностью. Если на лице человека уверенная доброжелательность, то он в большинстве случаев воспринимается позитивно. Далее, особое внимание обращают на рост, волосы и телосложение. Вспомним, как обычно описывают себя, назначая встречу с незнакомым человеком в людном месте: если "не высокий и стройный", а маленького роста, полный и лысый, скорее всего скажут так: "... я одет в... в руках будет ...", или "...с коричневой спортивной сумкой", или что-то в этом роде. Обсуждая роль физической привлекательности в формировании первого впечатления, особо следует отметить роль осанки. Замечено, что хорошая осанка воспринимается как проявление силы личности, твердости, уверенности и достоинства. Вспомним осанку государственных деятелей дореволюционного прошлого, ведь так и говорили: "гордая осанка". Плохая же осанка воспринимается как проявление не только неуверенности, но даже слабости, зависимости и подчиненности. А это очень плохо, особенно при установлении деловых контактов. Неоценимую роль в формировании первого благоприятного впечатления играет самопрезентация, т.е. умение себя "преподнести". Самопрезентация заключается в способности сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и "закамуфлировать" недостатки. Если это суметь сделать, то велика вероятность (коэффициент корреляции 0,78), что такой человек будет воспринят как привлекательный и оценен позитивно. Самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом. Следует очень внимательно относиться к тем, кто умеет себя хорошо преподнести: за этим обычно скрывается намерение произвести благоприятное впечатление. С какой целью? Это предстоит выяснить, но очевидно, что это "не просто так". Второй компонент - оформление внешности. Его важнейшим показателем является стиль одежды. "По одежке встречают..." - эта пословица очень метко характеризует роль одежды в формировании первого впечатления. Стиль одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, а также какой у него образ "Я" (как он сам себя представляет). Здесь немалую роль играют социальные и эмоционально-эстетические эталоны-стереотипы. О стиле одежды, ее влиянии на фор- мирование первого впечатления сказано немало, правда порой противоречиво. Однако тем не менее существует несколько значимых закономерностей. О них следует сказать особо. На что в первую очередь обращают внимание при восприятии стиля одежды как характеристики личности? Во-первых, насколько она соответствует случаю. Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме по меньшей мере нелепо - это вызовет настороженность и наверняка недоверие. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Во-вторых, привлекает внимание опрятность одежды, неряшливость быстро портит впечатление. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие, желание помочь, а бедно и крайне неряшливо -брезгливость. В-третьих, в восприятии стиля одежды имеются весьма устойчивые стереотипы, имеющие под собой реальную основу. Для представителей деловых кругов и руководителей высокого ранга предпочтителен так называемый консервативный стиль одежды, причем как для мужчин, так и для женщин. Он характеризует человека как добропорядочного и надежного. Представители творческих профессий, наоборот, склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность и независимость. Отклонение от этих стереотипов может стать предметом недоверчивого обсуждения: отчего? почему? что хотел этим сказать? Нередко одежда человека выражает его отношение к принятым нормам поведения. Вспомним, каков был стиль одежды футуристов в начале века, хиппи семидесятых годов, панков восьмидесятых. А отложные воротнички поверх свитера у "инакомыслящих"? Одежда вообще очень часто используется как своеобразный пароль - принадлежность к определенным социальным группам. Заметим, что нынешние "новые русские" этому паролю уделяют повышенное внимание, нередко попадаясь в расставленные ловушки. Следует обращать внимание и еще на один важный момент: лица, желающие произвести благоприятное впечатление в деловых взаимоотношениях и создать о себе представление как о человеке, имеющем высокий статус и немалые возможности, подчеркнуто придерживаются консервативного стиля одежды. Причем во всех деталях - определенной марки часов, зажигалок, галстуков и пр. Существует немало конкретных требований к содержанию консервативного стиля одежды для делового мужчины и деловой женщины (см. рекомендованную литературу). Заметим также, что в оформлении внешности немалую роль играет и прическа. Она тоже характеризует самооценку личности и ее самопрезен- тацию (вспомним хотя бы зачес "от уха до уха" у мужчин, стесняющихся лысины). Аккуратная прическа - важный элемент надежного консервативного стиля. Переживаемые эмоциональные состояния также оказывают сильное влияние на формирование первого впечатления. О них хотелось бы сказать особо, так как сильные эмоции одного человека начинают вдруг овладевать и его окружающими, правда, не все эмоции определяются и идентифицируются с одинаковой точностью. Если эмоции выражены сильно, то точнее всех воспринимаются и определяются радость, гнев, страх, страдание и удивление, если же выражены слабо, то гнев и радость. Обсуждая роль эмоций в процессе восприятия человека человеком, надо обратить внимание на следующий факт: хорошее первое впечатление производят люди, буквально "генерирующие" положительные эмоции, -улыбчивые, доброжелательные, обаятельные. К ним быстро проникаются симпатией, начинают испытывать доверие, охотно идут на встречу их предложениям и пожеланиям. Здесь, правда, есть немаловажный нюанс. Американские психологи, особенно Д.Карнеги, настоятельно рекомендуют при первых контактах улыбаться, улыбаться и улыбаться, демонстрируя большую радость. Для Америки это полностью справедливо, а в России такого человека могут принять и за сумасшедшего. Несравненно хуже отношение к людям, которых воспринимают как злых и агрессивных, хотя это может быть всего лишь проявлением компенсаторного поведения. Упоминалось о том, что ранимые и очень чувствительные люди, заранее опасаясь, что их могут задеть или обидеть, нередко ведут себя вызывающе без всяких на то оснований. Иными словами, хотите произвести хорошее впечатление - будьте предельно доброжелательными. С другой стороны, мы это уже отмечали, восприятие человека человеком во многом зависит и от состояния тех людей, к которым обращаются и которые сами оценивают других. Было экспериментально установлено, что в состоянии высокой психической напряженности (при сильных стрессах) существенно искажается восприятие реальности. Если в обычном состоянии люди оценивают, к примеру, пространственно-временные характеристики объектов с погрешностью 10-15%, то в стрессе ошибка составляет уже 50-70%. Вспомним, как в стрессовых состояниях время то "стремительно летит", то "бесконечно тянется". Это связано с динамичными изменениями эталонов, хранящихся в памяти, и сбоями в психологическом механизме сличения (сравнения). То же самое происходит и с восприятием других людей: улыбка может быть воспринята как насмешка, сдержанное отношение - как проявление угрозы и т.п. Вообще это характерно для людей, находящихся в так называемых негативных психических состояниях, а не только в стрессе (монотония, психическое насыщение и др.). Об этом следует помнить. Но и здесь доброжелательность, несомненно, поможет. Транслируемое эмоциональное состояние является индикатором возможных форм поведения. Ведь любое поведение человека всегда эмоционально окрашено, поэтому по доминирующим эмоциям можно судить, какие последуют действия. Иными словами, зная, какие эмоции владеют человеком, можно сделать вывод о том, как он себя будет вести. Психологические исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятное впечатление производят люди, поведение которых свидетельствует об их доброжелательности и уме. Это надо обязательно иметь в виду, особенно политикам и руководителям. В то же время в восприятии поведения другого человека имеется своеобразная психологическая специфика - многие считают, что ум и компетентность проявляются главным образом в подчеркивании трудностей. На этом в свое время нажили немалый капитал многие политики. Сейчас, правда, ситуация меняется: чтобы прослыть умным и компетентным, уже мало только подчеркивать трудности, необходимо предлагать конструктивные способы решения имеющихся проблем. Обсуждая поведение в формировании первого впечатления, хотелось бы описать и часто встречающиеся формы компенсаторного поведения, или, как их иногда называют, "защитных маневров психики". В нашем случае это не защитные маневры, а своеобразный способ оказания влияния. В первую очередь это "бегство в болезнь" и "бегство в агрессию". "Бегство в болезнь" - стратегия поведения хорошо всем известная, но тем не менее результативная. О больном окружающие заботятся, его жалеют, стремятся ему помочь. И одновременно имеется вполне законное оправдание того, что в данный момент нельзя решать сложные проблемы и уж тем более преодолевать какие-то трудности. Состояние "вечно больного" куда менее предосудительно, чем, скажем, лодыря или неудачника. Однако эта стратегия поведения дает свои плоды на непродолжительный период. В нашем же случае нарочитая демонстрация "болезненности" при первом знакомстве имеет конкретную цель - разжалобить, вызвать сочувственное отношение, что позволяет рассчитывать на достижение поставленных целей. Гораздо сложнее отношение к стратегии "бегство в агрессию", так как многие люди вообще склонны избегать каких-либо отрицательных эмоций. Проявляя агрессивность, такой человек часто руководствуется стратегией "антислабости" (считается позорным демонстрировать свои переживания, неудачи). Иногда агрессия является примитивной формой отклика на возможные негативные реакции или насмешку. Понять таких людей можно, но общаться и взаимодействовать с ними крайне тяжело. Особым является случай, когда демонстративная агрессивность является способом оказать давление, чтобы другие решили "не связываться, а сразу решить проблемы". Подведем некоторые итоги. Перечисленные психологические факторы, последовательность их действия являются основой формирования первого впечатления о другом человеке, его образа, а остальные черты как бы угадываются. В дальнейшем черты уточняются, образ достраивается, корригируется. Данная схема носит в известной мере эскизный характер, реальные процессы, конечно, сложнее, но они отражают отмеченную динамику первого впечатления. Зная это, можно застраховать себя от типичных ошибок, связанных с формированием первого впечатления. В заключение остановимся на двух особенно важных сопутствующих факторах, влияющих на восприятие человека и межличностное оценивание. Первый из них связан с профессиональной принадлежностью людей. Она сильно влияет на личность человека, направленность развития. В психологии хорошо известны такие явления, как профессиональное восприятие, профессиональное мышление, профессиональный тип личности и даже профессиональная деформация. Длительное решение однотипных профессиональных задач способствует, образно говоря, однонаправленному развитию личности. Оно, конечно, сказывается и на специфике восприятия человека человеком. Обратите внимание, как общаются с малознакомыми людьми психиатры с многолетним стажем работы: направленностью взора, жестами, вопросами, фиксацией на особенностях ваших ответов они упорно ищут какое-то психическое отклонение и не успокоятся, пока не поставят для себя какой-нибудь диагноз. Порой невольно хочется им немного "помочь" - характерным образом подмигнуть, дернуть плечом и т.п.. чтобы они скорее решили для себя эту проблему. Так и вспоминается остроумная мысль, что в "профессиональной деятельности человек ищет среду себе подобных". Или взять, к примеру, учителей, особенно тех, кто не один десяток лет проработал в младших классах: в общении для них характерны безапелляционность суждений, окончательность оценок, стремление подвести итоги, они склонны к нравоучениям - и это независимо от того, с кем они говорят и о чем говорят. Для того чтобы поглубже разобраться в данных вопросах, было проведено показательное исследование особенностей формирования первого впечатления и межличностного оценивания у представителей разных профессий - физиков (вид деятельности "человек - техника"), биологов ("человек - живая природа"), юристов ("человек - человек"), художников ("человек - образы искусства") и экономистов ("человек - знаковые системы"). Точнее всех с задачами оценивания справились юристы, затем шли биологи, потом экономисты, художники, а наибольшее количество ошибок совершили физики. Интересно отметить те признаки, на которые эти специалисты опирались при оценивании. Так вот, наибольшее внимание к внешнему облику оцениваемого проявили юристы - 86,9% выделенных признаков (причем 52,7% из них имели прямое отношение к характеристикам физического облика), 29,2% - к оформлению внешности, 3,7% - к экспрессии. И это оказалось самым информативным. У представителей других профессий распределение следующее (в %): биологи - 53,70; 29,3; 14,7; 4,6; экономисты - 50,1; 24,4; 12,0; 9,0; художники - 37,9; 20,1; 6,0; 8,4; физики- 32,0; 11,6; 8,1; 5,6. Отметим, что физики проявили большую, чем другие, фантазию при построении догадок относительно внутреннего мира и психологического склада воспринимаемой личности. Опираясь на придуманные ими логические схемы, далекие от конкретно-чувственного отражения, они строили образы, часто не совпадающие с реальными качествами субъекта. Следовательно, представители данного класса профессий нуждаются в большем внимании и помощи при организации взаимодействий. Отметим, что юристы в силу специфики своей деятельности, связанной с постоянным взаимодействием и общением, выработали свой стиль оценивания, психологически очень точный. Второй фактор, в психологическом плане необыкновенно интересный, - это обаяние личности. Давно замечено, что обаятельные люди быстро устанавливают контакты, производят благоприятное впечатление, к ним сразу формируется доверительное отношение, они обладают какой-то притягательной силой. Естественно, если знакомство состоялось с обаятельным человеком, можно не сомневаться в характере первого впечатле- ния - оно будет положительным. Проблема в том, что обаятельные люди этим часто пользуются, а порой и злоупотребляют. Что же представляют собой обаятельные люди? Какие у них психологические особенности? Как разобраться, истинные ли это качества и намерения или использование своего обаяния? Для этого надо обратиться к психологической структуре обаяния. Психологические исследования показали, что обаятельными считаются люди, обладающие следующими отличительными особенностями: - остроумием, развитым чувством юмора; они помогают снять - доброжелательностью и внимательным отношением к партнеру - неординарной, а не просто привлекательной внешностью (или ее - психологической защищенностью (обаятельные люди не "купят - хорошо развитыми разнообразными коммуникативными умения - выразительностью и эмоциональной заразительностью (их эмоции - уверенностью в себе, неким психологическим превосходством, но Приведенная структура обаяния поможет быстро разобраться в причинах некоторого "магического" воздействия приятных людей. Она, кстати, "двойного действия" - с ее помощью можно оценить и свое обаяние (существуют психологические тесты; см. в рекомендованной литературе) и, по сути дела, безгранично его развивать. А это очень важно для людей, занимающихся публичной деятельностью, прежде всего политиков и руководителей. Подведем итоги. Итак, если к вам обратился по деловым вопросам человек, обладающий привлекательной внешностью, обаятельный, с хорошей самопрезентацией, со вкусом одетый, умный, доброжелательный и... немного больной, имейте в виду, что он весьма заинтересован в вашем хорошем расположении и это быстро проявится. Мало того, он специально готовился к тому, чтобы вам понравиться, и знал, как это сделать. Звучит несколько гротескно, но это близко к истине. Итак, были рассмотрены основные психологические закономерности формирования первого впечатления. Их знание позволит избежать очень многих ошибок на начальных этапах взаимодействия. Отметим, что эти знания "двойного действия" - с их помощью можно научиться быстро и точно оценивать людей, в то же время они помогут развить такое ценнейшее качество личности, как обаяние, позволяющее управлять формированием первого впечатления. Но это является лишь первым шагом в развитии проницательности. Следующие связаны уже с непосредственным взаимодействием людей. Здесь также имеются общие закономерности, о которых полезно знать. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |