Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как формируются первые впечатления




Начать обсуждение феноменов социальной перцепции, имеющих ис­ключительное значение для развития проницательности, хотелось бы с од­ного ключевого вопроса: почему именно с механизма формирования пер­вого впечатления? Ведь общение и взаимодействие осуществляются в те­чение продолжительного времени, о произведенном первом впечатлении как-то забывается, и мы начинаем опираться на другие источники инфор­мации о человеке. Но все же часто о людях мы судим именно по первому впечатлению. Оно формируется довольно быстро - в первые три-четыре минуты новых контактов - и длительное время выполняет роль своеобраз­ной психологической установки на личность. Через призму первого впе­чатления мы судим о человеке, прогнозируем возможные формы его пове­дения, поступки, действия, эмоциональные реакции. Эти психологические установки могут быть весьма устойчивыми и функционировать продолжи­тельное время. Вспоминается случай со старым метростроевцем - стаха­новцем и орденоносцем. Он всегда нелестно отзывался о Сталине. Причи­на оказалась очень простой - он его видел всего один раз, находился бук-


вально рядом во время одного из митингов. И это на него произвело неиз­гладимое впечатление: "Да он маленький и рябой!!!" Видимо, несовпадение идеального образа вождя с его физическим обликом и стало причиной раз­очарований: вождь, гениальный учитель, несгибаемый борец и прочее не должен быть маленьким и неказистым!

Часто первое впечатление бывает обманчивым, и мы с сожалением об этом говорим много позже, когда наблюдения и накопленные факты за­ставляют нас вносить существенные коррективы в сложившиеся отноше­ния. Гораздо реже первое впечатление бывает точным. Может быть, в этом случае срабатывает интуиция, которая есть не что иное, как неосознанная переработка поступающей о человеке информации на основе имеющегося жизненного опыта. Причем эта переработка информации базируется на вполне четких и ясных критериях и показателях, которые появились и за­крепились в нашей памяти в процессе различных форм взаимодействия и общения. Почему все-таки первое впечатление бывает часто неверным? Это непростой вопрос. Это может являться следствием различных причин: неточных или неадекватных критериев, влияния ролевого поведения, при­менения психологических воздействий, недостаточной психологической компетентности реципиента, неадекватных психологических установок и пр.

Следует подчеркнуть, что неверное первое впечатление может воз­никать даже у людей весьма искушенных в межличностном взаимодейст­вии, в том числе у тех, кто по роду своей деятельности просто обязаны быть весьма проницательными. Сошлемся на конкретный пример. Герой романа И.Ильфа и Е.Петрова Остап Бендер - персонаж не только популяр­нейший, но и в свете обсуждаемой проблемы уникальный. Судя по собы­тиям, отображенным в романе, он был большим знатоком человеческой психологии. Однако и он нередко допускал психологические ошибки, при­чем очень серьезные, правда, авторы помогали ему их красиво "исправ­лять". В качестве иллюстрации приведем отрывок из романа "Золотой те­ленок", в котором описывается поведение Остапа, когда он не мог угадать кто же из сотрудников конторы миллионер Корейко. Здесь именно первое впечатление оказалось неверным. Данный отрывок интересен еще и тем, что Остап Бендер совершил довольно типичную психологическую ошибку.

"... Остап сердито шепнул:

- Вы бы закричат во всю глотку: "Вон он богатей! Держите его!" Спокойствие. Я угадаю сам. Который же из четырех?


Остап уселся на прохладный мраморный подоконник и, по-детски болтая ногами, принялся рассуждать:

"Девушка не в счет. Остаются трое: красномордый подхалим с бе­лыми глазами, старичок-боровичок в железных очках и толстый барбос серьезнейшего вида. Старичка-боровичка я с негодованием отвергаю. Кроме ваты, которой он заткнул свои мохнатые уши, никаких ценностей у него не имеется. Остаются двое: барбос и белоглазый подхалим. Кто же из них Корейко? Надо подумать".

Остап вытянул шею и стал сравнивать кандидатов. Он так быстро вертел головой, словно следил за игрой в теннис, провожая взглядом каж­дый мяч.

— Знаете, бортмеханик, - сказа! он наконец, - толстый барбос боль­ше подходит к роли подпольного миллионера. Вы обратите внимание на тревожный блеск в его глазах. Ему не сидится на месте, ему не терпится, ему хочется поскорее побежать домой и запустить свои лапы в пакеты с червонцами. Разве вы не видите, что эта толстая харя является не чем иным, как демократической комбинацией из лиц Шейлока, Скупого рыцаря и Гарпагона? А тот, белоглазый, просто ничтожество, советский мышонок. У него, конечно есть состояние - двенадцать рублей в сберкассе. Предел его вечных грез - покупка волосатого пальто с телячь­им воротником. Это - не Корейко. Это-мышь, которая...

Но тут полная блеска речь великого комбинатора была прервана мужественным криком, который доносился из глубин финсчетного зала и, несомненно, принадлежал работнику, имеющему право кричать:

- Товарищ Корейко! Где же цифровые данные о задолженности нам коммунотдела? Товарищ Полыхаев срочно требует.

Остап толкнул Балаганова ногой, но барбос спокойно продолжал скрипеть пером. Его лицо, носившее характерные черты Шейлока, Гарпа­гона и Скупого рыцаря, не изменилось. Зато красномордый блондин с бе­лыми глазами, это ничтожество, этот советский мышонок, обуянный мечтами о пальто с телячьим воротником, проявил необычайное оживле­ние. Он хлопотливо застучал ящичками стола, схватил какую-то бума­жонку и быстро побежал на зов.

Великий комбинатор крякнул и испытующе посмотрел на Бачагано-ва. Шура засмеялся.


- Да, - сказал Остап после некоторого молчания. - Этот денег на тарелочке не принесет. Разве только я очень уж попрошу. Объект, дос­тойный уважения"].

Так почему же ошибся Остап Бендер, такой блестящий практический психолог? Попробуем разобраться в этом, так как, повторимся, его ошибка была типичной. Совершенно очевидно, что Остап слишком уж большое значение придавал внешнему облику и оформлению внешности и почему-то напрочь игнорировал ролевое поведение, которое в данном случае должно было играть решающую роль.

Чтобы не совершать ошибок, подобно Бендеру, рассмотрим законо­мерности формирования первого впечатления. Это довольно сложный про­цесс. Само первое впечатление как психический образ имеет свою психо­логическую структуру, многочисленные прямые и обратные связи. Кроме того, данный образ подвержен динамическим изменениям. Психологиче­ским содержанием первого впечатления являются межличностное воспри­ятие и оценивание. Они способствуют формированию образа другого че­ловека, с которым предстоят совместная деятельность или общение. Ос­новная задача межличностного восприятия - выявление признаков, на ос­новании которых строится точный образ другого человека, адекватно от­ражающий важнейшие характерологические особенности и эмоциональные состояния, действительно ему присущие. Межличностное оценивание по­могает соотносить поступающую информацию с имеющимися эталонами и критериями.

Психологический механизм межличностного общения изучен на се­годняшний день недостаточно, однако можно смело утверждать, что боль­шинство людей оценивают по обобщенным ценностным шкалам: "хорошо-плохо", "полезно-вредно", "красиво-безобразно", "добро-зло" и др. Чем больше у человека таких шкал в оценивании других и чем насыщеннее оп­ределениями диапазон между полярными значениями шкалы, тем точнее будет оценка, тем, естественно, выше проницательность.

Следует подчеркнуть, что очень важную роль в межличностном оце­нивании играет стереотипизация. У любого человека под влиянием соци­ального окружения, профессиональной деятельности формируются некие эталоны-стереотипы других людей, к которым он постоянно обращается. Процесс формирования таких эталонов-стереотипов может и не осозна­ваться, но они серьезно влияют на само оценивание и его точность. К при-

1 Ильф И., Петров Е. Золотой теленок. М: Правда, 1987. С.439-МО.


 


меру, человек, которого вы видите впервые, очень сильно вам напоминает другого, к которому у вас сложилось отрицательное отношение в силу не­ких обстоятельств. Хотите вы того или нет, но у вас обязательно возникнут опасения или отрицательные эмоции по отношению к нему, потому что он похож на прежнего вашего недоброжелателя. Иными словами, если ранее у вас сложился негативный эталон-стереотип с вполне определенными при­знаками, то он постоянно активно действует, оказывая влияние на ваши впечатления и отношения.

В психологических исследованиях было выявлено три основных вида таких эталонов-стереотипов: антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждый из них отражает вполне определенные признаки, с опорой на которые и осуществляется оценка. В частности, ан­тропологические связаны с внешним обликом человека, социальные - с представлениями о его социальном статусе, роде деятельности, эмоцио­нально-эстетические - с оформлением внешности, физическим обликом, особенностями поведения и общения. Внутри этих эталонов-стереотипов могут быть и детальные градации, причем, чем их больше, тем точнее оценка и тем меньше в ней стереотипного, упрощенного.

Принято считать, что наиболее точные оценки получают при опоре на социальные эталоны-стереотипы. Думается, это несколько упрощенный взгляд на проблему, ведь социальные эталоны-стереотипы нередко напря­мую зависят от выбранных социальных ролей, а они - об этом уже было сказано - далеко не всегда соответствуют истинным характеристикам лич­ности человека, но зато практически всегда соответствуют социальным ожиданиям. Точная оценка получается при опоре на разные эталоны-стереотипы, когда интегрируются разнообразные признаки. Поэтому ос­новная ошибка Остапа Бендера состояла в том, что он опирался только на антропометрический ("белоглазый", "красномордый") и эмоционально-эстетический ("подхалим") эталоны-стереотипы. Не учел он и того, что опора на социальный стереотип здесь просто не сработает (кстати, он им пренебрег), ведь подпольный миллионер будет тщательно играть отрабо­танную в целях конспирации социальную роль, которая ни в коем случае не должна иметь ничего общего с его истинным положением, даже, наобо­рот, должна контрастировать с ним. Скрывающийся подпольный миллио­нер как раз и должен изображать "советского мышонка", а не сытого "тол­стого барбоса". Впрочем, это трудности Остапа Бендера.

Вернемся к психологическим закономерностям формирования перво­го впечатления. Эта проблема получила развитие в трудах крупного отече-


ственного психолога А.А.Бодалева1. Им было показано, что первое впечат­ление в основном состоит из пяти компонентов, представленных последо­вательно (на что в первую очередь люди обращают внимание и что сильно влияет на первое впечатление):

- характеристика внешнего облика человека;

- оформление внешности, в том числе стиль одежды, прическа;

- экспрессия, переживаемые или транслируемые эмоциональные со­
стояния;

- выполняемые действия (поведение);

- предлагаемые качества личности, угадываемые на основе интегри­
рования этой информации и прошлого опыта.

В зарубежных исследованиях были получены сходные результаты, правда имеющие некоторое отличие:

- наружность и одежда;

- осанка;

- поведение;

- особенности общения;

- предполагаемые качества личности, выявленные на этой основе.

Практически те же самые показатели, за исключением общения. Од­нако в трудах А.А.Бодалева отмечалось, что общение включено в структу­ру эмоционального реагирования и поведения (ведь речь идет не о глухо­немых), поэтому оно органично связано с ними и его можно не выделять как самостоятельное звено. Такая точка зрения имеет право на существо­вание. Мы считаем, что общение надо рассматривать в плане контактного поведения, т.е. установления контактов, весьма характерных для новых знакомств, когда и формируется первое впечатление. Кроме того, в обще­нии и контактном поведении люди нередко играют разнообразные соци­альные роли, что также очень важно для познания человека человеком. Между отмеченными компонентами, как отмечалось, существуют разнооб­разные связи, прямые и обратные, которые динамически изменяют процесс восприятия, постоянно внося в него коррективы.

Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать вни­мание на первое впечатление, на основании которого и происходит угады­вание качеств личности и прогнозирование поведения. Этот процесс носит итерационный характер: мы постоянно как бы корригируем образ, обраща-

1 Более подробно с научными исследованиями в этой области можно ознакомиться, обратившись к его трудам, представленным в рекомендованной литературе.


ясь то к особенностям оформления внешности, то к эмоциям, то к обще­нию.

Отмеченная структура первого впечатления носит общий характер, однако ее архитектоника зависит от влияния ряда важных условий.

Во-первых, большое значение имеет психологическая установка на воспринимаемого человека. К примеру, если вам до встречи кого-то харак­теризовали как человека недюжинного ума, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что первое впечатление и будет примерно та­ким, особенно если вы доверяете источнику такой информации. Если же человек вам незнаком, то немалую роль играет ваша психологическая ус­тановка на его возраст, национальность и профессию. Скажем, человек по профессии художник, следовательно, представляется, что он отличается духовностью, некоторой непрактичностью, живет в мире своих образов или что-нибудь в этом роде. Этот стереотип весьма устойчив, хотя художники, как и представители других профессий, люди очень разные. Если же речь идет о работнике торговли, то психологическая установка формируется со­всем иная. Очень влияет на процесс восприятия и национальность челове­ка. Наша многонациональная страна, как никакая другая, богата этнокуль­турными стереотипами. Надо признать, что немало их имеют отрицатель­ный характер и это влияет на психологическую установку. Один наш госу­дарственный деятель-специалист по межнациональным отношениям при­вел пример из практики работы его подчиненного: "Пришел ко мне на при­ем еврей, а оказался очень толковым человеком и доктором наук". Из этого примера следует, что для данного субъекта в восприятии человека важна прежде всего его национальность, именно на этой основе он формирует первое впечатление и отношение. Ситуация анекдотическая, но весьма ха­рактерная.

Во-вторых, при формировании первого впечатления почти постоянно присутствует психологический феномен проецирования, т.е. "вкладывания" своих эмоций и состояний в другую личность. Скажем, если у человека сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся высокой тревожно­стью, то скорее всего от всех, с кем он впервые имеет дело, он будет ожи­дать каких-то недружественных действий, а к их предложениям относиться с недоверчивостью и подозрительностью. Или у человека прекрасное на­строение, вызванное радостными событиями, в этом случае он наверняка будет всех вновь встречающихся людей оценивать как хороших.

В-третьих, уверенные в себе люди чаще оценивают других как доб­рожелательных и расположенных к ним, неуверенные же - совсем наобо-


рот. Заметим, что сейчас такое время, когда чувство уверенности знакомо немногим, поэтому надо быть готовыми к тому, что и оценка при первых встречах будет с некоторым негативным оттенком.

Об этих моментах следует помнить, чтобы избежать возможных ошибок. Теперь более подробно рассмотрим психологическое содержание составляющих первого впечатления.

Начнем с роли внешних данных. Они, безусловно, оказывают сильное влияние на формирование первого впечатления. Здесь скорее всего сраба­тывают антропометрический и эмоционально-эстетический стереотипы. Эти стереотипы формируются с опорой на информативные показатели, но­сящие обобщенный характер, причем этот характер соответствует катего­риям обыденного сознания. Отметим самые значимые.

Ведущую роль играет, несомненно, физическая привлекательность. Во все времена у разных народов отмечалась одна устойчивая психологи­ческая закономерность - "что красиво, то и хорошо". И действительно, час­то мы становимся свидетелями того, как привлекательным людям, даже без особого основания, приписывают положительные черты характера и нравственные качества, причем такие ценимые, как доброта, честность, ум. Мы подсознательно допускаем, что "красивая форма равна прекрасному содержанию". Недаром Фрэнсис Бэкон так говорил об этом: "Лучшей ха­рактеристикой человека является его привлекательная внешность". На па­мяти еще одно ставшее крылатым высказывание, принадлежащее героине Ф.Г.Раневской из фильма "Весна": "Красота - это страшная сила". Данный эффект усиливается, если привлекательный человек к тому же обаятелен и артистичен. Особенности такого реагирования,когда какая-то положитель­ная черта человека бросается в глаза и вытесняет на задний план все дру­гие качества, психологи называют галло-эффектом. Психологические ис­следования показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда в ней нуждаются, в споре им без особых усилий удается склонить оппонен­тов на свою сторону, даже красивые преступники могут рассчитывать на снисхождение (Чалдини, Бенсон, Лернер и др.).

Сказанное вовсе не означает, что к привлекательным людям следует относиться с недоверием или предвзято, просто необходимо вводить некий "поправочный коэффициент" на то впечатление, которое они могут произ­вести, тогда и опенка будет реалистичнее. Надо помнить, что привлека­тельные люди (особенно женщины) быстро улавливают эту психологиче­скую закономерность и успешно пользуются ею.


Оценивая привлекательность человека, мы в первую очередь обра­щаем внимание на лицо. Привлекательным считается человек с красивым лицом, но это связано не столько с самой красотой лица, сколько с его вы­разительностью. Если на лице человека уверенная доброжелательность, то он в большинстве случаев воспринимается позитивно. Далее, особое вни­мание обращают на рост, волосы и телосложение. Вспомним, как обычно описывают себя, назначая встречу с незнакомым человеком в людном мес­те: если "не высокий и стройный", а маленького роста, полный и лысый, скорее всего скажут так: "... я одет в... в руках будет ...", или "...с коричне­вой спортивной сумкой", или что-то в этом роде.

Обсуждая роль физической привлекательности в формировании пер­вого впечатления, особо следует отметить роль осанки. Замечено, что хо­рошая осанка воспринимается как проявление силы личности, твердости, уверенности и достоинства. Вспомним осанку государственных деятелей дореволюционного прошлого, ведь так и говорили: "гордая осанка". Пло­хая же осанка воспринимается как проявление не только неуверенности, но даже слабости, зависимости и подчиненности. А это очень плохо, особенно при установлении деловых контактов.

Неоценимую роль в формировании первого благоприятного впечат­ления играет самопрезентация, т.е. умение себя "преподнести". Самопре­зентация заключается в способности сконцентрировать внимание окру­жающих на своих несомненных достоинствах и "закамуфлировать" недос­татки. Если это суметь сделать, то велика вероятность (коэффициент кор­реляции 0,78), что такой человек будет воспринят как привлекательный и оценен позитивно. Самопрезентация тесно связана с умением владеть пси­хологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразитель­ностью и артистизмом. Следует очень внимательно относиться к тем, кто умеет себя хорошо преподнести: за этим обычно скрывается намерение произвести благоприятное впечатление. С какой целью? Это предстоит вы­яснить, но очевидно, что это "не просто так".

Второй компонент - оформление внешности. Его важнейшим пока­зателем является стиль одежды. "По одежке встречают..." - эта пословица очень метко характеризует роль одежды в формировании первого впечат­ления. Стиль одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, а также какой у него образ "Я" (как он сам себя представляет). Здесь немалую роль играют социальные и эмоциональ­но-эстетические эталоны-стереотипы. О стиле одежды, ее влиянии на фор-


мирование первого впечатления сказано немало, правда порой противоре­чиво. Однако тем не менее существует несколько значимых закономерно­стей. О них следует сказать особо.

На что в первую очередь обращают внимание при восприятии стиля одежды как характеристики личности? Во-первых, насколько она соответ­ствует случаю. Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортив­ном костюме по меньшей мере нелепо - это вызовет настороженность и наверняка недоверие. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Во-вторых, привлекает внимание опрятность одежды, неряшливость быстро портит впечатление. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие, желание помочь, а бедно и крайне неряшливо -брезгливость. В-третьих, в восприятии стиля одежды имеются весьма ус­тойчивые стереотипы, имеющие под собой реальную основу. Для предста­вителей деловых кругов и руководителей высокого ранга предпочтителен так называемый консервативный стиль одежды, причем как для мужчин, так и для женщин. Он характеризует человека как добропорядочного и на­дежного. Представители творческих профессий, наоборот, склонны одеж­дой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность и независимость. Откло­нение от этих стереотипов может стать предметом недоверчивого обсуж­дения: отчего? почему? что хотел этим сказать? Нередко одежда человека выражает его отношение к принятым нормам поведения. Вспомним, каков был стиль одежды футуристов в начале века, хиппи семидесятых годов, панков восьмидесятых. А отложные воротнички поверх свитера у "инако­мыслящих"? Одежда вообще очень часто используется как своеобразный пароль - принадлежность к определенным социальным группам. Заметим, что нынешние "новые русские" этому паролю уделяют повышенное вни­мание, нередко попадаясь в расставленные ловушки.

Следует обращать внимание и еще на один важный момент: лица, желающие произвести благоприятное впечатление в деловых взаимоотно­шениях и создать о себе представление как о человеке, имеющем высокий статус и немалые возможности, подчеркнуто придерживаются консерва­тивного стиля одежды. Причем во всех деталях - определенной марки ча­сов, зажигалок, галстуков и пр. Существует немало конкретных требований к содержанию консервативного стиля одежды для делового мужчины и де­ловой женщины (см. рекомендованную литературу).

Заметим также, что в оформлении внешности немалую роль играет и прическа. Она тоже характеризует самооценку личности и ее самопрезен-


тацию (вспомним хотя бы зачес "от уха до уха" у мужчин, стесняющихся лысины). Аккуратная прическа - важный элемент надежного консерватив­ного стиля.

Переживаемые эмоциональные состояния также оказывают сильное влияние на формирование первого впечатления. О них хотелось бы сказать особо, так как сильные эмоции одного человека начинают вдруг овладевать и его окружающими, правда, не все эмоции определяются и идентифици­руются с одинаковой точностью. Если эмоции выражены сильно, то точнее всех воспринимаются и определяются радость, гнев, страх, страдание и удивление, если же выражены слабо, то гнев и радость.

Обсуждая роль эмоций в процессе восприятия человека человеком, надо обратить внимание на следующий факт: хорошее первое впечатление производят люди, буквально "генерирующие" положительные эмоции, -улыбчивые, доброжелательные, обаятельные. К ним быстро проникаются симпатией, начинают испытывать доверие, охотно идут на встречу их предложениям и пожеланиям. Здесь, правда, есть немаловажный нюанс. Американские психологи, особенно Д.Карнеги, настоятельно рекомендуют при первых контактах улыбаться, улыбаться и улыбаться, демонстрируя большую радость. Для Америки это полностью справедливо, а в России такого человека могут принять и за сумасшедшего.

Несравненно хуже отношение к людям, которых воспринимают как злых и агрессивных, хотя это может быть всего лишь проявлением компен­саторного поведения. Упоминалось о том, что ранимые и очень чувстви­тельные люди, заранее опасаясь, что их могут задеть или обидеть, нередко ведут себя вызывающе без всяких на то оснований. Иными словами, хотите произвести хорошее впечатление - будьте предельно доброжелательными.

С другой стороны, мы это уже отмечали, восприятие человека чело­веком во многом зависит и от состояния тех людей, к которым обращаются и которые сами оценивают других. Было экспериментально установлено, что в состоянии высокой психической напряженности (при сильных стрес­сах) существенно искажается восприятие реальности. Если в обычном со­стоянии люди оценивают, к примеру, пространственно-временные характе­ристики объектов с погрешностью 10-15%, то в стрессе ошибка составляет уже 50-70%. Вспомним, как в стрессовых состояниях время то "стреми­тельно летит", то "бесконечно тянется". Это связано с динамичными изме­нениями эталонов, хранящихся в памяти, и сбоями в психологическом ме­ханизме сличения (сравнения). То же самое происходит и с восприятием


других людей: улыбка может быть воспринята как насмешка, сдержанное отношение - как проявление угрозы и т.п. Вообще это характерно для лю­дей, находящихся в так называемых негативных психических состояниях, а не только в стрессе (монотония, психическое насыщение и др.). Об этом следует помнить. Но и здесь доброжелательность, несомненно, поможет.

Транслируемое эмоциональное состояние является индикатором возможных форм поведения. Ведь любое поведение человека всегда эмо­ционально окрашено, поэтому по доминирующим эмоциям можно судить, какие последуют действия. Иными словами, зная, какие эмоции владеют человеком, можно сделать вывод о том, как он себя будет вести. Психоло­гические исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятное впе­чатление производят люди, поведение которых свидетельствует об их доб­рожелательности и уме. Это надо обязательно иметь в виду, особенно по­литикам и руководителям. В то же время в восприятии поведения другого человека имеется своеобразная психологическая специфика - многие счи­тают, что ум и компетентность проявляются главным образом в подчерки­вании трудностей. На этом в свое время нажили немалый капитал многие политики. Сейчас, правда, ситуация меняется: чтобы прослыть умным и компетентным, уже мало только подчеркивать трудности, необходимо предлагать конструктивные способы решения имеющихся проблем.

Обсуждая поведение в формировании первого впечатления, хотелось бы описать и часто встречающиеся формы компенсаторного поведения, или, как их иногда называют, "защитных маневров психики". В нашем слу­чае это не защитные маневры, а своеобразный способ оказания влияния. В первую очередь это "бегство в болезнь" и "бегство в агрессию". "Бегство в болезнь" - стратегия поведения хорошо всем известная, но тем не менее результативная. О больном окружающие заботятся, его жалеют, стремятся ему помочь. И одновременно имеется вполне законное оправдание того, что в данный момент нельзя решать сложные проблемы и уж тем более преодолевать какие-то трудности. Состояние "вечно больного" куда менее предосудительно, чем, скажем, лодыря или неудачника. Однако эта страте­гия поведения дает свои плоды на непродолжительный период. В нашем же случае нарочитая демонстрация "болезненности" при первом знакомст­ве имеет конкретную цель - разжалобить, вызвать сочувственное отноше­ние, что позволяет рассчитывать на достижение поставленных целей.

Гораздо сложнее отношение к стратегии "бегство в агрессию", так как многие люди вообще склонны избегать каких-либо отрицательных


эмоций. Проявляя агрессивность, такой человек часто руководствуется стратегией "антислабости" (считается позорным демонстрировать свои пе­реживания, неудачи). Иногда агрессия является примитивной формой от­клика на возможные негативные реакции или насмешку. Понять таких лю­дей можно, но общаться и взаимодействовать с ними крайне тяжело. Осо­бым является случай, когда демонстративная агрессивность является спо­собом оказать давление, чтобы другие решили "не связываться, а сразу ре­шить проблемы".

Подведем некоторые итоги. Перечисленные психологические факто­ры, последовательность их действия являются основой формирования пер­вого впечатления о другом человеке, его образа, а остальные черты как бы угадываются. В дальнейшем черты уточняются, образ достраивается, кор­ригируется. Данная схема носит в известной мере эскизный характер, ре­альные процессы, конечно, сложнее, но они отражают отмеченную дина­мику первого впечатления. Зная это, можно застраховать себя от типичных ошибок, связанных с формированием первого впечатления.

В заключение остановимся на двух особенно важных сопутствующих факторах, влияющих на восприятие человека и межличностное оценива­ние. Первый из них связан с профессиональной принадлежностью людей. Она сильно влияет на личность человека, направленность развития. В пси­хологии хорошо известны такие явления, как профессиональное воспри­ятие, профессиональное мышление, профессиональный тип личности и даже профессиональная деформация. Длительное решение однотипных профессиональных задач способствует, образно говоря, однонаправленно­му развитию личности. Оно, конечно, сказывается и на специфике воспри­ятия человека человеком. Обратите внимание, как общаются с малознако­мыми людьми психиатры с многолетним стажем работы: направленностью взора, жестами, вопросами, фиксацией на особенностях ваших ответов они упорно ищут какое-то психическое отклонение и не успокоятся, пока не поставят для себя какой-нибудь диагноз. Порой невольно хочется им не­много "помочь" - характерным образом подмигнуть, дернуть плечом и т.п.. чтобы они скорее решили для себя эту проблему. Так и вспоминается ост­роумная мысль, что в "профессиональной деятельности человек ищет сре­ду себе подобных". Или взять, к примеру, учителей, особенно тех, кто не один десяток лет проработал в младших классах: в общении для них харак­терны безапелляционность суждений, окончательность оценок, стремление подвести итоги, они склонны к нравоучениям - и это независимо от того, с кем они говорят и о чем говорят.


Для того чтобы поглубже разобраться в данных вопросах, было про­ведено показательное исследование особенностей формирования первого впечатления и межличностного оценивания у представителей разных про­фессий - физиков (вид деятельности "человек - техника"), биологов ("че­ловек - живая природа"), юристов ("человек - человек"), художников ("че­ловек - образы искусства") и экономистов ("человек - знаковые системы"). Точнее всех с задачами оценивания справились юристы, затем шли биоло­ги, потом экономисты, художники, а наибольшее количество ошибок со­вершили физики. Интересно отметить те признаки, на которые эти специа­листы опирались при оценивании. Так вот, наибольшее внимание к внеш­нему облику оцениваемого проявили юристы - 86,9% выделенных призна­ков (причем 52,7% из них имели прямое отношение к характеристикам фи­зического облика), 29,2% - к оформлению внешности, 3,7% - к экспрессии. И это оказалось самым информативным. У представителей других профес­сий распределение следующее (в %):

биологи -                      53,70; 29,3; 14,7; 4,6;

экономисты -              50,1; 24,4; 12,0; 9,0;

художники -                37,9; 20,1; 6,0; 8,4;

физики-                       32,0; 11,6; 8,1; 5,6.

Отметим, что физики проявили большую, чем другие, фантазию при построении догадок относительно внутреннего мира и психологического склада воспринимаемой личности. Опираясь на придуманные ими логиче­ские схемы, далекие от конкретно-чувственного отражения, они строили образы, часто не совпадающие с реальными качествами субъекта. Следова­тельно, представители данного класса профессий нуждаются в большем внимании и помощи при организации взаимодействий. Отметим, что юри­сты в силу специфики своей деятельности, связанной с постоянным взаи­модействием и общением, выработали свой стиль оценивания, психологи­чески очень точный.

Второй фактор, в психологическом плане необыкновенно интерес­ный, - это обаяние личности. Давно замечено, что обаятельные люди бы­стро устанавливают контакты, производят благоприятное впечатление, к ним сразу формируется доверительное отношение, они обладают какой-то притягательной силой. Естественно, если знакомство состоялось с обая­тельным человеком, можно не сомневаться в характере первого впечатле-


ния - оно будет положительным. Проблема в том, что обаятельные люди этим часто пользуются, а порой и злоупотребляют. Что же представляют собой обаятельные люди? Какие у них психологические особенности? Как разобраться, истинные ли это качества и намерения или использование своего обаяния? Для этого надо обратиться к психологической структуре обаяния.

Психологические исследования показали, что обаятельными счита­ются люди, обладающие следующими отличительными особенностями:

- остроумием, развитым чувством юмора; они помогают снять
барьеры при первых контактах^вызывают только положительные эмоции;

- доброжелательностью и внимательным отношением к партнеру
по общению;

- неординарной, а не просто привлекательной внешностью (или ее
оформлением), которая приковывает внимание;

- психологической защищенностью (обаятельные люди не "купят­
ся" на лесть или давление);

- хорошо развитыми разнообразными коммуникативными умения­
ми;

- выразительностью и эмоциональной заразительностью (их эмоции
быстро передаются другим, поэтому общение осуществляется как бы на
одной эмоциональной волне);

- уверенностью в себе, неким психологическим превосходством, но
не его демонстрацией.

Приведенная структура обаяния поможет быстро разобраться в при­чинах некоторого "магического" воздействия приятных людей. Она, кста­ти, "двойного действия" - с ее помощью можно оценить и свое обаяние (существуют психологические тесты; см. в рекомендованной литературе) и, по сути дела, безгранично его развивать. А это очень важно для людей, занимающихся публичной деятельностью, прежде всего политиков и руко­водителей.

Подведем итоги. Итак, если к вам обратился по деловым вопросам человек, обладающий привлекательной внешностью, обаятельный, с хоро­шей самопрезентацией, со вкусом одетый, умный, доброжелательный и... немного больной, имейте в виду, что он весьма заинтересован в вашем хо­рошем расположении и это быстро проявится. Мало того, он специально готовился к тому, чтобы вам понравиться, и знал, как это сделать. Звучит несколько гротескно, но это близко к истине.


Итак, были рассмотрены основные психологические закономерности формирования первого впечатления. Их знание позволит избежать очень многих ошибок на начальных этапах взаимодействия. Отметим, что эти знания "двойного действия" - с их помощью можно научиться быстро и точно оценивать людей, в то же время они помогут развить такое ценней­шее качество личности, как обаяние, позволяющее управлять формирова­нием первого впечатления. Но это является лишь первым шагом в развитии проницательности. Следующие связаны уже с непосредственным взаимо­действием людей. Здесь также имеются общие закономерности, о которых полезно знать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...