Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внешний облик и личностные особенности




Немало очень ценной и точной информации о человеке и его харак­тере могут дать черты его лица. Это направление в психодиагностике тес­но связано с физиогномикой. Физиогномика - древняя наука, имеющая различные направления и эффективные методы. Восточные физиогноми-сты не без оснований полагали, что весь жизненный путь человека можно буквально предсказать по чертам его лица, потому что лицо во многом от­ражает его характер, а характер влияет на направленность личности и ее активность, что в конечном счете и определяет судьбу. Мощное развитие физиогномика получила в Китае. Там она, подобно иглоукалыванию, счи­талась отраслью медицины, ведь по выражению лица, его цвету (а они при различных заболеваниях точно соответствуют им) ставился диагноз. Изу­чая лицо, китайские физиогномисты могли точно предсказать периоды подъема и спада, время больших успехов или неудач. Можно рассказать об имевших место случаях, когда прогнозы китайских физиогномистов сбы­вались с исключительной точностью. В настоящее время физиогномика получила новый импульс в своем развитии - традиционные физиогномиче­ские методы были синтезированы с современными методами психодиагно­стики, даже появилась новая наука - персонология - со своим фирменным лозунгом "Ваше лицо - это ваша судьба", хотя ее авторам предстоит нема­ло сделать, чтобы доказать, что это действительно наука. Специалисты-персонологи считают, что каждое изменение в поведении обязательно про­является не только в экспрессии лица, но и, если образуются устойчивые связи, в "деформировании" его черт и даже личности. Как тут не вспомнить знаменитый и психологически необыкновенно точный роман О.Уайльда


"Портрет Дориана Грея". Там, правда, вместе с изменениями личности ме­нялось лицо героя, но автор описывал как бы скачкообразные проявления, а как изменялось лицо перед совершением неблаговидных поступков, пря­мо не указывал.

Говоря о чертах лица как индикаторах личности, надо подчеркнуть, что человек вообще склонен обращать внимание прежде всего на лицо другого. Для этого есть свои важные причины - на лице расположены ос­новные дистанцрецепторы, в частности глаза, они дают важную информа­цию о направленности внимания, его концентрации и переключаемое™. Лицо человека живо передает переживаемые эмоциональные состояния, даже непроницаемые лица - "каменные маски" - не могут скрыть эмоцио­нальных проявлений и являются выбранной ролевой формой реагирования. Согласно физиогномике, строение головы, определенные черты лица суть проявления характера человека. К сожалению, строго систематизирован­ных индикаторов мы не имеем, нет и убедительного теоретического обос­нования, однако некоторые информативные признаки будут представлены и описаны. Хотелось бы подчеркнуть, что физиогномические признаки не­однократно соотносились с данными психологического тестирования, на этой основе осуществлялась необходимая коррекция. За несколько лет на­копилась большая и убедительная статистика, поэтому представляемая ин­формация весьма надежна.

Начать хотелось бы с индикации формы лица (иногда говорят - фор­мы головы). Существует несколько ярко выраженных типов: продолговатое лицо, треугольное, квадратное и круглое. Продолговатое лицо с очерта­ниями прямоугольника (ширина лба примерно такая же, как и челюсти) нередко называют породистым, аристократическим. Люди с такими лица­ми имеют, как правило, хорошие организаторские качества, способности управлять другими. Для них характерно также стремление следовать нор­мам поведения, принятым ими самими.

Так называемое треугольное лицо - широкое у лба и сужающееся у подбородка - свидетельствует, что данный человек скорее всего обладает хорошим интеллектом и, возможно, склонен стремиться к самообновле­нию. Люди с таким лицом отличаются высокой чувствительностью, реф­лексией. Среди таких людей немало обладающих высокими нравственны­ми качествами, что сказывается на их образе жизни и отношениях. Это, кстати, нашло яркое подтверждение в искусстве иконописи. Вспомним, на русских иконах лики святых всегда изображались именно с треугольным


контуром, высоким и широким лбом. Такой стиль изображения конечно же не случаен, ведь в искусстве и культуре как бы аккумулируется и выкри­сталлизовывается то, что фиксировалось на протяжении многих веков. Од­нако не всегда лица такого типа склонны к духовному самообновлению, среди них можно встретить хитрых и изворотливых.

Круглый контур лица свидетельствует о доброжелательности, при­ветливости, контактности. "Приветливая круглая физиономия" - так Яро­слав Гашек характеризовал своего героя Швейка. Люди с круглым конту­ром лица обычно любят жизненный комфорт, они не очень честолюбивы и не склонны доминировать, так как главные удовольствия видят в другом. С ними легче найти устраивающие всех решения, они проявляют склонность к совместной деятельности и взаимодействиям. Психологическое тестиро­вание показало, что среди них преобладают лица сангвинического темпе­рамента.

Человек с "квадратным" лицом умеет быстро принимать решения и проявлять упорство в их реализации. Обычно это последовательные, целе­устремленные, упрямые и несколько ригидные люди, но все же склонные к силовым способам решения проблем. Часто таких людей называют грубо­вато-мужественными. Они обычно стремятся доминировать в отношениях с окружающими.

Если голова очень крупная, то это говорит об упрямстве, а крупная, да еще с квадратным контуром, - о его сильном проявлении.

Что можно сказать о человеке по форме его лба? Высокий и широкий лоб ("сократовский") свидетельствует об уме человека, его склонности к интеллектуальным видам деятельности. Наоборот, низкий, угловатый и скошенный лоб часто принадлежит людям с низким интеллектом. Узкий лоб при низкой линии волос указывает на "посредственность натуры". Круглая линия волос при высоком лбе говорит о независимости характера. На лбу у человека обычно есть морщины. С годами их становится все больше и больше, но обращать внимание надо на их форму, а не только на количество и глубину, хотя это тоже информативные признаки. Выражен­ные горизонтальные морщины на лбу (обычно от одной до четырех) счи­таются хорошим признаком - человек может добиться значительного успе­ха и признания. Две небольшие ровные вертикальные линии ("директор­ские" морщины) над носом свидетельствуют о строгости и потенциале ор­ганизаторских качеств, а также склонности к такой деятельности. Если же вертикальные линии неровные, искривленные, то это является насторажи-


вающим признаком, свидетельствующим о потенциальной агрессивности. Рассеянные, тонкие, неправильные морщины являются признаком тяжело­го характера, возможно даже злобности. Но эти признаки нуждаются в обя­зательной дополнительной проверке.

Хорошим характерологическим индикатором является форма подбо­родка. Существует несколько отчетливых признаков-индикаторов. Широ­кий подбородок свидетельствует о выраженности волевых качеств, человек с таким подбородком склонен решать многие проблемы силовым путем. Не исключено, что он может быть резким и грубым. А если к тому же у не­го большая голова, то это может быть проявлением упрямства и упорства. Люди с "квадратными" подбородками во всем склонны видеть материаль­ные причины. Выдающиеся скулы (если это не является характерной чер­той расы) при квадратном подбородке говорят о "мятежности" натуры, стремящейся к свободе и доминированию, всякие ограничения ей мешают. Заметим, что этот характерологический признак часто эксплуатируется в рекламе. Персонажи с таким подбородком олицетворяют "силу, решитель­ность и мужественность", вспомним хотя бы героя рекламных роликов американских сигарет "Лаки страйк".

Другой тип подбородка - закругленный, его обладатель обычно че­ловек чувствительный и разумный, т.е. не склонный к экстремальному по­ведению. Острый подбородок говорит о хитрости и хорошем потенциале предпринимательских качеств. Выдающийся вперед подбородок также может свидетельствовать о волевых качествах и уверенности. Это, кстати, отмечается и в поведенческих реакциях: если человек демонстрирует уве­ренность и решительность, он обычно выдвигает подбородок вперед, чуть его приподняв (иногда, правда, это является проявлением заносчивости). Скошенный вниз подбородок скорее всего недостаток волевых качеств (иногда, правда, и трудный характер). Раздвоенный подбородок у мужчин - индикатор страстной натуры, недаром такие мужчины пользуются успе­хом у женщин.

Немалую информацию о человеке несет форма его губ. Тонкие губы говорят об эмоциональной холодности, а полные, как бы вывернутые впе­ред - о чувственности или... хорошем аппетите. Чем больше выпрямлена линия губ, тем, вероятно, более расчетлив человек, а если они образуют как бы прямую линию, то от такого человека следует ожидать энергичных и решительных действий. Например, руководитель с такими губами скорее всего будет авторитарным, жестким, он может быстро добиться впечат-


ляющих результатов, скорее всего не считаясь с затратами, а тем более на­строениями подчиненных; психологический климат в коллективе его вол­нует мало, эмоции он рассматривает как проявления слабости. Его скорее всего будут бояться и даже уважать, но не любить.

Несомкнутые, расслабленные губы являются признаком нерешитель­ности, слабой воли. Такие люди быстро попадают под чье-либо влияние. Плохо развитая верхняя губа при выпяченной нижней - признак самомне­ния и тщеславия (как тут не вспомнить Бенито Муссолини и Михаила Гор­бачева, когда последний стал нобелевским лауреатом и "лучшим немцем года"). Если же вперед выдвинута верхняя губа, да к тому же она немного припухшая, это свидетельство хорошего характера, готовности сделать первый шаг. Губы, скошенные в одну сторону, являются признаком нер­возности и постоянной неудовлетворенности. Если уголки губ спускаются вниз, то это верный признак эгоцентричное™ и капризности.

Если говорить о форме губ женщин, то немалую информацию несет особенность их макияжа. Различают четыре отличительных типа: "класси­ка" (проявление лидерских черт, откровенности натуры), "бутон" (чувст­венность, склонность к увлечениям), "легкая гримаска" (склонность быть в центре внимания) и "сладострастные" (здесь комментарии, уверен, не тре­буются). Однако эти признаки не стоит абсолютизировать. Психологи, со­трудничающие с известной фирмой "Эсте Лаудер", как уверяют, могут многое сказать о женщине только по форме скоса ее губной помады. Они выделяют диагональ, плоский срез, неровный плоский, впадину, заострен­ную форму, овал и круг. И для каждого - свой тип личности. Это интригу­ет, но как проверить? Ведь о технологии получения такого результата и статистических данных не сказано ни слова.

Многое о человеке может сказать форма его ушей. Настоящий физи-огномист именно с них и начинает анализировать индикаторы личности. "Уши. Обращайте внимание на уши. Темные очки скроют глаза и изменят форму носа, парик обманет не только цветом волос, но и формой головы. Прицепитесь к ушам - и дедукция сработает" - так считают криминалисты (см. литературу). Недаром в последнее время широкое распространение получил древний метод диагностики в компьютеризированном варианте по биологически активным точкам ушной раковины (их около ста). Весьма эффективны и рефлексотерапевтические методы лечения болезней внут­ренних органов по тем же точкам. Вообще относительно формы ушной ра­ковины и ее связи с характером человека и его жизненным путем сущест-


вует немало гипотез. Достоверность их не поддается проверке, поэтому ос­тановимся на той, что проверена практикой.

Считается, что человек с большими и твердыми ушами будет жить долго. Вспомним уши знаменитых мхатовских "стариков" - Грибова, Ян­шина, Массальского, Прудкина, а у Жарова... Все они прожили долгую жизнь и были необыкновенно плодотворными. Большие, но мягкие, "об­вислые" уши скорее всего признак слабости или нездоровья. Если у чело­века уши красивой формы, это говорит о его хороших душевных качествах. Замечено, что у хороших людей длина уха примерно равна длине их бро­вей и носа. Если верхняя часть уха сильно развита, то это свидетельство незаурядного ума, развитая средняя часть - индикатор внутреннего потен­циала, а нижняя - здоровья и сексуальности. Если верхняя часть уха заост­рена (так называемое "лисье ухо"), его обладатель - хитрый и изворотли­вый человек. Ухо, расположенное ниже уровня глаз, свидетельствует о не­достатке креативности. Если выше - признак немалого ума и способности добиться успеха.

Форма носа также является информативным индикатором характеро­логических особенностей. Считается, что длинный нос - признак выра­женной индивидуальности, неординарности. Замечено, что у шизоидов часто можно встретить именно такой нос (например, у Гоголя), а уж у них избыток неординарности. Короткий нос указывает на оптимистичность, дружелюбие и, если немного вздернутый, сексуальность. Тонкий ("костля­вый") нос с горбинкой является признаком гордыни и упрямства. "Орли­ный" нос с "нервными крыльями" - признак силы личности. Прямой краси­вый нос принадлежит решительным и целеустремленным. Нос "картош­кой" часто можно встретить у лиц с флегматичным темпераментом. Кон­чик носа наподобие клюва хищной птицы указывает на мстительность на­туры, злопамятность - недаром Баба-яга всегда изображается с таким но­сом. Впрочем, возможны и исключения.

Наконец, глаза человека, их недаром называют зеркалом души. Гла­зам всегда уделяется повышенное внимание, причем важно всё - цвет, форма, разрез, блеск, направление взора и пр. Если возникает ситуация не­определенности и неискренности, то следует приказ: "Смотри в глаза!" Считается, что по глазам определяются эмоции и чувства человека, но это не так, на самом деле мы ориентируемся на лицевую экспрессию, а гово­рим все же о глазах. Интересно мнение о "роли глаз" специалиста, для ко­торого проницательность является профессионально важным качеством.


Это профессиональный телохранитель высокого класса, интервью с кото­рым ("Голубоглазых в киллеры не берут...") было опубликовано в одной из московских газет. "Посмотреть в глаза человека и почувствовать, что тот сделает через мгновение, - это искусство. Дар свыше... распознать воз­можного убийцу по глазам - основная задача телохранителя... Киллер с голубыми глазами выдает себя сразу. Голубой цвет - откровенный, он не позволяет "спрятаться" в самом себе (кстати, у мастера детективного жанра писателя Б.Акунина на сей счет противоположная точка зрения). Облада­тель карих глаз это сделать может. Обнаруженный телохранителем убийца становится нервным и беспомощным... Представитель моего ремесла дол­жен быть прежде всего психологом..."1 Сказано образно и красиво. Наде­емся, что это проверенные данные, а не журналистская фантазия. Кстати, хотелось бы отметить еще один любопытный психологический момент: сейчас профессиональных убийц называют киллерами, а ведь существует очень точный русский синоним - душегуб. Но душегуб звучит грубо и, ви­димо, ранит их нежные души. А поскольку сейчас они истинные "хозяева жизни", их заказ был быстро выполнен - найдено прилично звучащее ино­странное слово, снижающее эмоциональный накал оценки их "профессио­нальной деятельности".

Для глаз в гораздо большей степени, чем для других черт лица, ха­рактерны эстетические оценки. Чего тут только не встретишь: и "Ах, эти черные глаза..", которые конечно же пленили, и "Синие, серые, карие, чер­ные.... милые сердцу глаза", и "До чего ж ты хороша, сероглазая...", и "Очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные...", и многое, многое дру­гое. Про уши такое не поют, хотя их роль в жизнедеятельности человека очень велика. Человек с красивыми глазами обладает огромной притяга­тельной силой и выразительностью. В этом случае описанный нами гал-лоэффект срабатывает наиболее сильно.

Когда речь заходит о глазах, то обычно первостепенное внимание уделяется их цвету, который прочно ассоциируется с характером человека. Это не совсем правильно: более информативными для психолога являются другие признаки. Например, природный блеск глаз говорит об энергетике человека, его внутреннем потенциале. "Потухшие глаза" - верный признак слабости, угасания, печали или нездоровья. Глаза блестящие и "сияющие", наоборот, признак силы, энергии и, возможно, креативности личности. Считается, что, чем меньше глаза, тем ниже эмоциональная восприимчи-


вость человека. Желтоватый цвет радужной оболочки может свидетельст­вовать о психопатологии в период обострения заболевания. И.Ильф и Е.Петров так и описывали гробовых дел мастера Безенчука в "Двенадцати стульях", у которого от неумеренного употребления горячительных напит­ков глаза стали желтыми, как у кота, и светились в темноте. Маленький, малочувствительный зрачок может также свидетельствовать о сильных психических акцентуациях.

Большую и содержательную информацию о человеке дают движения глаз, но не целенаправленные, а опять же слабоконтролируемые. В процес­се общения мы глядим прямо в глаза собеседнику, но не постоянно, а ка­кое-то ограниченное время, определяемое скорее всего национальными и культурными особенностями. Потом мы глаза отводим. Куда? Кто об этом задумывается? "Отводим, и всё!" - таков обычный ответ. Но все же можно заметить, что кто-то чаще вскидывает глаза вверх, кто-то отводит их вниз, кто-то постоянно смотрит в сторону окна или двери. Всякому непроиз­вольному движению глаз есть свои причины, и они нередко кроются в лич­ностных особенностях или психических состояниях.

Весьма интересные характеристики движений глаз можно встретить в публикациях по нейролингвистическому программированию (НЛП). В частности, по преобладающим типичным зрительным маршрутам глаз можно судить об особенностях переработки информации, психических со­стояниях, некоторых акцентуациях и даже искренности партнера по обще­нию. Например, различают три ярко выраженных типа преобладания зри­тельных маршрутов:

- визуальный (такие люди мыслят яркими образами-картинами, они
могут все легко зрительно представить; чтобы на них повлиять, надо кра­
сочно описать ситуацию или что-то другое);

- акустический (у таких людей доминируют акустические образы,
они как бы живут в мире меняющихся и значимых для них звуков; для них
очень важны интонационные характеристики и выразительность речи, а не
ее содержание);

- кинесетический, или аффективный, тип (у них все связано с реаль­
ными разнообразными ощущениями, они в первую очередь реагируют на
то, что мягко, сладко, тепло или холодно и пр.).

Нередко встречаются люди только с одним из названных типов мышления, естественно, их поведение весьма своеобразно. Особенно это проявляется при обучении: одним, чтобы они поняли, надо все рисовать,


1 Московский комсомолец. 1997. 3 апреля.


другим - услышать, а третьим - как бы почувствовать. Часто сильное до­минирование одной модальности является причиной ссор и конфликтов, особенно у супружеских пар, в силу разной их направленности: то, что для одного является незначительным, для другого - сильным и даже диском­фортным. Причем истинная причина возникшей дисгармонии непонятна обеим сторонам, поэтому причину начинают искать там, где она и не су­ществует. Об этом свидетельствуют психологические исследования брако­разводных процессов: бывают случаи психологической несовместимости только из-за этого.

Но чаще встречаются люди, у которых органично сочетаются мо­дальности. Например, у великого русского композитора А.И.Скрябина, су­дя по всему, сильно доминировали первые две модальности, может быть, отсюда и возникли его гениальные цветомузыкальные эксперименты. Те же психологические особенности, подкрепленные скорее всего психологи­ческими акцентуациями, были и у другой очень интересной творческой личности - Чюрлениса. Сочетание данных типов мышления позволяет весьма своеобразно обретать вдохновение. Например, к замечательному русскому художнику И.Е.Репину вдохновение приходило, когда он слушал музыку.


Определение типа лица человека


Как определить преобладание того или иного типа? Естественно, по движению глаз. Необходимо просто фиксировать типичные для данной личности зрительные маршруты, то самое непроизвольное отведение глаз. Помочь разобраться в этом поможет рисунок.


Представьте себе, что вы смотритесь в зеркало, а оно расчерчено на

девять квадратов.

Если в процессе общения движения глаз человека в основном осуще­ствляются в квадратах 1, 2, 3, 5, то это свидетельствует о преобладании ви­зуального типа (образно говоря, сначала все себе представит, а уж потом начинает говорить).

Квадраты 4,6,9 - доминирование акустического типа.

Квадраты 7, 8 - доминирование кинесетического типа.

Наблюдая за движениями глаз партнера по общению, можно понять, на что он ориентирован, каковы возможные формы его поведения.

Однако самое интересное другое - некоторые нарисованные квадра­ты особенные. Если в процессе рассказа о каком-то событии глаза собе­седника часто импульсами направляются в сторону квадрата 1, то это озна­чает, что в данный момент он как бы конструирует ситуацию, которой не было, иными словами, сочиняет или привирает, дает некую версию разви­тия событий, не в полной мере соответствующую реальности, а не расска­зывает, что и как было на самом деле. Если взгляд часто направляется в сторону квадрата 3, то, значит, ваш собеседник вспоминает что-то. А дви­жение глаз в процессе общения в сторону 4-7 свидетельствует о намерен­ном искажении информации, т.е. обмане. Вспомним рассказ Мастера в ро­мане М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" о своих злоключениях с рома­ном. Там описывался характерный случай, когда роман приняла в редакции девушка "со скошенными вниз от постоянного вранья глазами", в которой Иван Бездомный быстро узнал секретаря редакции Лапшенникову. То же самое, т.е. намеренное искажение информации, проявляется при резком увеличении длительности прямого зрительного контакта - как бы "давит глазами", почему-то округляя их ("бесстыжие глаза"). Но если ориентиро­ваться на другие внешние признаки, такие люди могут быть весьма убеди­тельны и уверены в том, что в данный момент им обязательно поверят. Это очень ценные индикаторы, необходимо только быть наблюдательным.

Теперь надо сказать о роли взгляда, вернее, о его качественных ха­рактеристиках. Взгляд с "прищуром" говорит о недоверчивом контроле, о желании выяснить намерения других и скрыть свои. "Блуждающий взгляд" отражает либо интерес ко всему сразу, либо его отсутствие. Взгляд "сверху вниз" демонстрирует личное превосходство. "Косой взгляд" - свидетельст­во скрываемого наблюдения или недоброжелательного отношения. Взгляд "исподлобья" - скрытая угроза. Усиленно раскрытые, "честные" глаза -


стремление расположить к себе.

Таковы главные "лицевые" личностные индикаторы. На самом деле их гораздо больше. О характере скорее всего могут многое сказать форма и густота бровей, форма бороды и усов у мужчин, прическа, морщины. Од­нако в литературных источниках встречаются противоречивые сведения, а проверить их нам пока не удалось. Поэтому на них не будем останавли­ваться.

Следующую систему признаков и индикаторов, представленных во внешнем облике человека, можно назвать сомато-психологической или конституциональной. Давно отмечено, что между строением тела, т.е. типом телосложения, или общей конституцией, и характером существуют весьма устойчивые связи. Примерно в 430 г. до н.э. Гиппократ выделил два типа людей: первый - плотный, мускулистый, сильный; второй - тонкий, изящный, слабый. Но главное, он описал их характерологические особен­ности. Начиная с XVIII столетия многие исследователи пытались расши­рить данную типологию, введя в нее промежуточные типы. Было создано более двадцати типологий. Наибольшую популярность получили работы немецкого психиатра Э.Кречмера, автора широко известного труда "Строение тела и характер". Он выделил три типа:

- астенический (худощавые, с длинной шеей, узким, точно очер­
ченным лицом; по характеру очень чувствительные, эмоционально холод­
ные, замкнутые, склонные к интроверсии, с высокой тревожностью);

- атлетический (с крепким телосложением, развитой мускулатурой,
выносливые; характерологически настойчивые, уверенные в себе, реши­
тельные, волевые, конкурентоспособные, нередко агрессивные);

- пикнический (среднего роста, плотного телосложения, несколько
полноватые, с мягким широким лицом; по характеру они бывают разные:
болтливо-веселые, спокойные юмористы, беспечные любители жизни,
энергичные практики).

Описав характерологические типы, Кречмер пошел дальше. На осно­вании многолетних наблюдений и обобщений он пришел к выводу о тес­ной связи между строением тела и акцентуациями (т.е. чрезмерными от­клонениями черт характера от нормы, пограничными с психопатиями). Он, в частности, отмечал, что среди лиц с астеническим сложением часто встречаются шизотимические или шизоидные типы. Подчеркнем сразу. речь не идет о психической патологии, шизоиды - это не шизофреники. Шизоидная личность в общепринятом понимании является нормальной,


просто ее поведение отличается неким своеобразием - для нее характерна причудливость (а нередко и действительно оригинальность) мышления, образов. Лица шизотимического типа способны очень тонко чувствовать и своеобразно реагировать на реальные и воображаемые образы. Обычные, повседневные радости не вызывают у них живого отклика, они часто без­различны к проблемам близких, аутичны и малообщительны. Их внимание избирательно направлено на интересующие их проблемы, образы и идеи, они любят погружаться в мир своих грез. Их идеи, несмотря на оригиналь­ность, обычно редко бывают плодотворными. Лица шизоидного типа под­разделяются на сензитивные и экспансивные. Сензитивные шизоиды ха­рактеризуются замкнутостью, погруженностью в себя, большой впечатли­тельностью и ранимостью. Экспансивные шизоиды (у них, кстати, редко бывает астеническое сложение, они скорее напоминают пикников) актив­ные и энергичные, но результативность их деятельности обычно низка, так как их увлекает больше процесс, нежели результат. К тому же мотивы их высокой активности определить непросто.

Пикники, по мнению Кречмера, в большинстве случаев могут быть отнесены к циклотимическому типу. Для них характерна периодическая смена повышенного фона настроения с жаждой деятельности на снижен­ный фон с апатией, фиксацией на неудачах и мрачных сторонах жизни. Выражаясь научным языком, смена гипертимических и дистимических фаз. Пикники также бывают склонны к маниакально-депрессивным со­стояниям.

У лиц с атлетическим типом сложения нередки акцентуации, свя­занные с преувеличением значимости поставленных целей и задач. Они могут проявлять огромную целеустремленность и активность в делах, практическая ценность которых иллюзорна - "преодолеть себя", "превы­сить достижение", подняв на полкилограмма больше или пробежав на со­тую долю секунды быстрее, и т.п. В этих акцентуациях заложены потенци­альные возможности как социально-положительных достижений, так и не­сущих социально-отрицательный заряд. Недаром немало спортсменов сей­час примкнули к различным криминальным структурам.

Теория Кречмера подвергалась и продолжает подвергаться острой критике за "биологизаторский подход" к личности человека, за попытки объяснить "тонкие психические феномены" с позиций одного узкого под­хода. В этой критике немало справедливого, но такие природные особен­ности индивида играют не последнюю роль во влиянии на поведение чело-


века. К тому же многие данные Кречмера подтверждены статистически, а с этим нельзя не считаться.

Типология Э.Кречмера довольно обобщенная, наверняка возможна бо'льшая детализация конституциональных признаков, которые позволят выделить и другие характерологические типы. Для психологии проница­тельности это перспективные задачи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...