Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этапы проведения исследований




 

Любое исследование осуществляется в несколько этапов, последова-тельность которых можно выразить схемой, представленной на рисунке 2.1.

 

 

 

1.Выявление потребностей в проведении исследования.

Анализ проблем, вызывающих эти потребности  

 

 

2. Выявление объекта и предмета исследования

 

 

3. Выбор методологии проведения исследования

 

 

4.Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования

 

 

5. Выбор метода проведения исследования

 

 

6. Организация проведения исследований

 

 

7. Анализ результатов исследования. Выработка рекомендации

 

 

Рисунок 2.1 – Этапы проведения исследований

 

Рассмотрим эти этапы. На первом этапе необходимо выявить потреб-ности в исследовании, проанализировать проблемы, выбрать из них главную,


22

 

определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована. При проведении иссле-дований анализируются все факторы, которые необходимо выявить и учиты-вать при решении проблем.

Содержание второго этапа — закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования.

На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения иссле-дования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов при проведении исследования.

На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, тру-довые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его ре-зультатов.

Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распреде-лить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих до-кументах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управлен-ческих решений при проведении исследований.

На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанали-зировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдель-ные рекомендации, более совершенные методики, способствующие опера-тивному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты.

 

Контрольныевопросы

 

1. В чем отличие фундаментальных научных исследований от при-кладных?

2. Что такое научная задача и научная проблема? объект исследова-ния? предмет исследования?

3. Дайте определение методологии научного познания.

4. Перечислите методы, относящиеся к общелогическим методам по-знания.

5. Какие методы эмпирического познания Вы знаете? 6. Перечислите методы теоретического исследования.


23

 



СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

Система, системный подход, системный анализ

 

Наука вступила в ту фазу своего развития, когда приходится иметь де-ло с явлениями сложной и разной природы. Для анализа сложных явлений и объектов введены понятие системы и способ изучения - системный подход.

Система – ее полное определение сложно. Есть несколько основных подходов к такому определению. В одних случаях исходят из того, что си-стема – объективно существующий комплекс процессов и явлений, а также связей; в других – что это инструмент, способ рассмотрения таких процессов и явлений. Но и в том и другом случае термин «система» включает понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависи-мых частей.

Например, семья – социальная система; железная дорога - материаль-ная система; экономика страны - социально-экономическая система; система уравнений в математике - абстрактная. Автоматизированная система управ-ления (АСУ) включает материальные элементы (ЭВМ, люди, носители ин-формации) и нематериальные (математические модели, знания людей и т.д..)

Система подразделяется на подсистемы. Цех может рассматриваться, например, как система машин, станков и механизмов, управляемая рабочими. Человек - сложная система, состоящая из мускульной, нервной, кровеносной и других систем.

Явления в системах представляют в виде: - взаимодействия между частями;

- взаимодействия с внешней средой.

Изменения и реакция на внешнее воздействие определяет поведение системы.

Системы подразделяют на статические и динамические, открытые и за-крытые.

Сложная система – то же, что и «большая система». Однако некото-рые авторы проводят уточнение, полагая, что величина системы характери-зуется количеством составляющих ее элементов, а сложность - разнообрази-ем, неоднородностью связей между ними.

Состояние системы – характеристика системы на данный момент ее функционирования. Система описывается комплексом переменных и ее па-раметров. Состояние системы – их значение в рассматриваемый момент.

Поскольку главной отличительной особенностью большой или слож-ной системы является тесная взаимосвязь ее элементов и частей, то систем-ный подход - это метод анализа взаимосвязей явлений, объектов как струк-турных частей более сложных систем, выявление роли каждой из них в об-щем процессе функционирования.

Дисциплина системный анализ непосредственно связана с теорией познания, а также с математической логикой и изучает, например, такие об-щие для любых систем объекты, как "вход", "выход", "цель", "обратная


24

 

связь", "рост", "взаимодействие" и др. Когда речь идет об изучении действу-ющих, развивающихся систем, то системное исследование может иметь два аспекта: генетический и функциональный, т.е. изучение системы в развитии и изучение ее реального функционирования.

Главный инструмент системного анализа – модель изучаемой системы. Анализ состоит в построении модели системы и переносе по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой с системы.

Системный анализ впитывает методы, основанные на анализе форма-лизованных моделей, опирается на неформальные процедуры, использует вербальное описание.

Менделеев создал "модель химии". Вернадский и последователи дали образец содержательного анализа такой системы как биосфера нашей плане-ты. Доказал необходимость изучения биосферы как единого комплекса, пока-зал связанность органических и неорганических процессов.

В исследованиях Прянишникова показано, что почва – сложная систе-ма, созданная почвенной микрофлорой и растениями. Почвенные процессы, играют большую роль в общих биогеохимических процессах биосферы.

В трудах Н.В. Тимофеева-Ресовского и его школы сформулирован био-геоценоз, понятие которого сегодня используется при построении математи-ческих моделей. Биогеоценоз – это часть пространства, через которую не проходят существенные геохимические границы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...