Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование опытной науки в новоевропейской культуре




 

Средневековая наука в XIV-XV вв. подошла к созданию методов новой науки. Были образованы Оксфордский и Парижский университеты. Прогрес-су науки предшествовал прогресс ремесленного производства, рост городов, контакты с арабами. Изменилось представление человека о его взаимодей-ствии с природой. Возник идеал экспериментального исследования.

Магистр, а затем канцлер Оксфордского университета Роберт Гроссе-тест (XII – XIII в.) переводил произведения Аристотеля и писал к ним ком-ментарии. Кроме этого, он занимался исследованиями, в которых использо-вал методы фальсификации (используются там, где нет теории и отбор подходящих гипотез происходит по наитию) и верификации (установление зависимостей при помощи наблюдений и эксперимента).

Наиболее фундаментальными достижениями оксфордской физики яв-


7

 

ляются теория света и оптика. Согласно концепции Гроссетеста бог создает сначала светящийся пункт, который, мгновенно расширяясь, рождает огром-ную сферу, где слиты материя и форма. На поверхности сферы материя раз-ряжена, но сгущается к центру. Эта поверхность - небо. Дана концепция све-та, имеющего геометрические законы распространения. Законы мироздания признаны доступными познанию.

Френсис Бэкон (XVI-XVII) выделил два способа познания: с помощью доказательств и из опыта. Человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев и на специальные инструменты. Кроме внешнего опыта нужен опыт "внутренний" (возможен в мистических состоя-ниях избранных). Допускал существование третьего сверхопыта, которым бог наделил святых и пророков. Бог открыл им науки через внутреннее оза-рение. По этой концепции ветхозаветные патриархи, пророки знали истину и все науки, а греческие философы переняли у них только часть этих истин. Истина в полном объеме не доступна людям, ее знает бог. Ф. Бэкон ввел термин "опытная наука". Отдавал ей первенство. Теория не доказана, пока не подтверждена опытом.

Ни Гроссетест, ни Бэкон не сомневались в основах христианского ми-ровоззрения. Большую роль играла концепция мистического опыта – пости-жения божественных истин путем озарения, для которых опыт лишь подго-товительный этап.

Англичанин Уильям Оккам внес вклад в логическое умение (Оксфорд-ский университет). Он выдвинул принцип "бритвы Оккама" – без необходи-мости не следует утверждать многое", или, другими словами: "Сущностей не следует умножать без необходимости".

Изменяется роль человека в мире. Зарождается новый тип мышления. Европа XV в. приобретает независимость от церкви в области политиче-ской, экономической, духовной жизни – философии, науки, искусства. Важен реальный мир и индивид. Знания и вера разделяются. Знания ори-ентированы на практику. Выражается уважение к любому труду. Возника-ет экспериментально-математическое естествознание (эпоха возрожде-ния). Человек становится творцом почти равным Богу, он наделен свободой воли и сам решает свою судьбу, стремится познать самого человека.

Леонардо Де Винчи (1452-1519 гг) пытался применить в анатомии зна-ния прикладной механики, видел сходство функционирования органов чело-века с работой технических устройств. Он считал, что опыт никогда не оши-бается, ошибаются суждения ваши. Для получения достоверных выводов следует применять математику. Он подошел к необходимости соединения эксперимента и его математического осмысления. Это суть того, что в даль-нейшем назовут наукой. Подготавливали рождение науки: Джордано Бруно, Леонардо Да Винчи, Н. Коперник, Галилео Галилей, И. Кеплер и т.д.


8

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...