Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика развития методологии науки




 

Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт. И. Кант, Г.Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки пред-ставала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности Аристотель и Ф.Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает об-щие границы познавательных способностей, а Ф.Шеллинг и Г.Гегель пыта-ются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в соци-альной жизни.

Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением техно-логической сферы и промышленного производства на передний план в соци-уме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производ-ственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного               знания,  но        конкретные                      варианты методов             научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.

Особое значение в становлении методологии науки имели исследова-ния Дж. Буля, Г.Фреге, Ч.Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятель-ности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации ло-гического знания и позволив использовать логико-методологические нара-ботки естествознания в гуманитарных науках.

Не меньшее значение имело становление электродинамики, реляти-вистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классиче-ской    физики       И.Ньютона.               Открытия М.Фарадея, Дж. Максвелла, А.Эйнштейна, М.Планка и других ученых позволили не только внести яс-ность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электри-чество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснова-


11

 

нию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто це-лям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдви-жение cyгубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, ее разработкой и внедрением в практику.

Все это привело к бурному прогрессу науки в XX веке, превращению ее из сугубо познавательного интереса любителей «чистой» истины в сферу профессиональных отношений, имеющих не малое влияние на экономиче-скую жизнь общества (вплоть до трансформации науки в разновидность биз-неса).

 

Контрольныевопросы

 

1. Дайте определение методологии науки.

2. Охарактеризуйте основные достижения науки в античный период. 3. Назовите особенности средневековой науки в Европе и в арабских

странах.

4. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления науки в собственном смысле.


12

 



МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОИСКА

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...