Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Наука в собственном смысле: главные этапы становления и развития




 

Первоначально наука возникла в форме экспериментально-математического естествознания XVI-XVII вв. Гуманитарные науки возник-ли позже.

Выделяют два этапа развития науки:

1. Механистическое естествознание (переход от феодализма к капита-лизму в Западной Европе, XVI-XVII вв. до 30-х годов XIX в);

2. Формирование эволюционных идей (XIX- XX в.).

На первом этапе одной из ключевых проблем стала проблема метода. Осознается практическая ценность знания: «Знание – сила». Данный этап разделяется на доньютоновскую и ньютоновскую ступени. Это связано с двумя научными революциями.

Доньютоновская ступень (первая революция) проходила в период Воз-рождения. В это время появилось гелиоцентрическое учение Коперника (XVI в.), которое подорвало религиозную картину мира. Движение определено как свойство материальных тел.

Вторую революцию (XVII в.) совершили Галилей, Кеплер, Ньютон. Галилей открыл принцип инерции, свободное падение тел.             Согласно его убеждению исходным пунктом познания является чувственный опыт, но он сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается экспериментиро-ванием, опирающимся на математическое описание. Галилей разработал ме-тоды экспериментального исследования природы:

1. Аналитическое прогнозирование с использованием математики, аб-стракций, выделения понятий.

2. Синтетически-дедуктивный (метод композиций), при котором на ба-зе количественных соотношений разрабатываются теории, применяемые для объяснения явлений.

Иоганн Кеплер (XVI-XVII) установил законы движения планет относи-тельно солнца. Вторую научную революцию завершил Ньютон. В своих ис-следованиях он использовал синтез методов: эксперимент, индукцию, дедук-цию, идеализацию.

Механистическая картина мира ориентирована на познание естествен-ных законов природы и явлений. Экспансия механистической картины мира осуществлялась в физике и других областях. Таким образом, успехи механи-ки породили представление о сходности всех процессов.

Этап зарождения эволюционных идей относится к 30-м годам XIX в. - началу XX в.

Исследования электрического и магнитного поля (Фарадей, Максвелл) подорвали механистическую картину мира.

В биологии Ламарк (XVIII-XIXв.) создал концепцию эволюции живой природы: животные и растения изменяются под воздействием внешней среды и внутреннего стремления к усовершенствованию.

В начале XIX в. был сформулирован и экспериментально обоснован (Р.


9

 

Майер, Дж. Джоуль, Э. Ленц) закон сохранения и превращения энергии: энергия не возникает из ничего и не исчезает, а переходит из одной формы в другую.

Таким образом, в начале XIX в. создание клеточной теории, открытие законов сохранения и превращения энергии, теории эволюции Дарвина под-готовили свержение механисцизма.

В конце XIX – начале XX в произошла очередная революция в есте-ствознании.

В конце XIX в. были открыты лучи Рентгена, радий, электрон (Том-сон).

В 1911г. Э. Резерфорд экспериментально обнаружил ядра в атомах, протоны, предположил модель атома. Суть ее в том, что электроны вращают-ся вокруг ядра, при переходе электрона с одной орбиты на другую порциями излучается энергия. В 1900 г. Планк создал квантовую теорию.

Ощутимый "подрыв" классического естествознания внес А. Эйнштейн (1916г.), создав теорию относительности: пространство и время не абсолют-ны, а связаны с материей, движением и между собой. Если исчезнет материя, то вместе с ней исчезнут пространство и время.

Эти открытия показали ограниченность сферы применения классиче-ской механики.

Важнейшие выводы неоклассического периода:

1. Возрастание роли философии в развитии естествознания. Нильс Бор говорил, что философская сторона науки интересовала его больше, чем спе-циальные результаты. Работа физика-теоретика тесно переплетается с фило-софией.

2. Сближение субъекта и объекта познания, зависимость знания от применяемых методов. В научном познании XVII-XIX вв. субъект был ис-ключен из научной картины мира. Мир изображался "сам по себе", независи-мо от способов его изучения. В XX в. знание стало восприниматься в связи с методами его получения, т.е. картина объективного мира определялась не только свойствами самого мира, но и субъекта познания, его концепциями и методологией.

3. Попытки достигнуть единого понимания, которое сводит многообра-зие явлений к одному основанию (стремление дать им единообразное объяс-нение).

4. Формирование нового образа детерминизма и его "ядра"- причинно-сти.

5. Внедрение противоречия как характеристики объектов и принципа их познания. Частица – волна две стороны одной сущности. Квантовая меха-ника синтезирует эти понятия, позволяет предсказывать результаты любого опыта, в котором проявляются корпускулярные и волновые свойства частиц. Таким образом, в квантовой механике все особенности микромира можно объяснить, исходя из его корпускулярно-волновой природы.

6. Определяющее значение статистических закономерностей по отно-шению к динамическим. В законах динамического типа прогнозы имеют од-


10

 

нозначный характер.

7. Кардинальные изменения способа мышления, вытеснение метафизи-ки диалектикой в науке. Гейзенберг говорил о границах механистического типа мышления, о недостаточности ньютоновского способа образования по-нятий, об изменениях в естественно-научном мышлении.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...