Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление первых форм теоретической науки в период античности




Н.С. Захарченко

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Учебное пособие

для студентов магистратуры

 

 

Новочеркасск 2016


 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова

ФГБОУ ВО «Донской ГАУ»

 

Н.С. Захарченко

 

 


МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Учебное пособие

для студентов магистратуры

 

Новочеркасск 2016


3

 

УДК 001.8 (075) З - 382

 

Рецензенты:

член-корр. РАСН, заслуженный деятель науки РФ, докт. техн. наук, проф. В.И. Ольгаренко ; канд. техн. наук, доц. Дурова Е.П.

 


Захарченко, Н.С.

З - 382   Методология научных исследований [Текст]: учеб. пособ. для студентов магистратуры / Н.С. Захарченко; Новочек. гос. мелиор. ин-стит.ДГАУ - Новочеркасск, 2016. – 76 с.

 

В учебном пособии кратко изложены история и особенности развития методологии науки, рассмотрены наиболее общие вопросы современной ме-тодологии, принципы и элементы системного анализа, важнейшие темы из дисциплин, ориентированных на использование математических методов в научных исследованиях. Пособие предназначено в помощь обучающимся в магистратуре при изучении дисциплины и работе над диссертацией.

Разработано для студентов магистратуры по направлениям подготовки "Менеджмент", "Экономика", "Лесное дело", "Ландшафтная архитектура".

Ключевые слова: методология научных исследований; общелогиче-ские, эмпирические, теоретические методы исследований; научная пробле-ма; предмет и объект исследования; математические методы.


3

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Характерной особенностью современного периода развития общества является то, что практические задачи по созданию новых веществ и материа-лов, выведению новых сортов растений и пород скота, обоснованию опти-мальных вариантов производств, внедрению новых современных технологий, технологических линий, машин и оборудования, режимов их работы, отдель-ных видов техники невозможно решить без комплексного научного исследо-вания.

Уровень подготовки кадров высшей квалификации предполагает вы-пуск специалистов, владеющих общенаучными и специальными методами научного познания. Данное учебное пособие предназначено в помощь аспи-рантам при проведении самостоятельных научных исследований.

Изложение начинается с истории и особенностей развития методоло-гии науки. Далее рассмотрены наиболее общие вопросы современной мето-дологии: понятия и термины, характеризующие процесс научного исследова-ния; общелогические, эмпирические, теоретические методы познания; этапы проведения исследований.

В настоящее время наука вступила в ту фазу своего развития, когда приходится иметь дело с явлениями сложной и разнообразной природы. Для их изучения используют системный подход и системный анализ, непосред-ственно связанные с теорией познания. Поэтому один из разделов пособия посвящен описанию этой современной методологии.

Поскольку главным инструментом системного анализа является мате-матическая модель изучаемого объекта, пособие знакомит читателя с рядом важнейших тем из дисциплин, ориентированных на использование матема-тических методов:

- применение математической статистики в обработке данных опытов и наблюдений;

- планирование эксперимента и построение математической модели объекта исследований;

- метод экспертных оценок и некоторые процедуры проведения кол-лективных экспертиз;

- сетевые методы планирования и управления.


4

 


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ

 

Наука, как форма познания, как социальный институт, возникла в Ев-ропе в новое время – в XVI-XVII вв. В это время происходит переход к капи-талистическому способу производства. Знание разделяется на философию и науку.

Предпосылки науки создавались в цивилизациях (Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции) в форме элементов астрономии, этики, логи-ки, математики.

Наука в своем развитии проходит три этапа:

1. Классический (XVII-XIХ вв.) – этап освоения объективного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе;

2. Неклассический (первая половина XX в.) – разработка релятивист-кой и квантовой теории. Осмысление связей между знаниями об объекте. От-брасывание субъективного фактора.

3. Постнеклассический (вторая половина XX в. – начало XXI в.) – включенность в "тело знания " субъективной деятельности.

 

Становление первых форм теоретической науки в период античности

 

Первые формы теоретического знания зародились в античности.

В древнем Египте носителями знаний были жрецы. Они накапливали знания в области математики, химии, медицины, психологии. Достижения в математике применялись для вычисления площадей, подсчета продуктов, расчета денежных выплат.

Шумеры (Месопотамия) изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, определили длительность года 365 дней. Эти цивилизации сделали ряд выдающихся изобретений, но не создали теорий.

Зачатки научных знаний появились в Древней Греции. В VIII -VI вв. до нашей эры начала формироваться доказывающая наука (теория, аксиомы). Древние греки пытались описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Зарождается натур-философия. Математика как теоретическая наука была представлена пифа-горейской школой: началом всего является число; числовое соотношение яв-ляется ключом к пониманию мироустройства, появляется теорема Пифагора.

К началу IV в. до н.э. Гиппократ изложил основы геометрии, базиру-ющиеся на методе математической индукции.

Разрабатываются модели Космоса. Он состоит из ряда сфер с общим центром в центре Земли. Космос ограничен сферой неподвижных звезд (Ари-стотель). Уже известны небесные тела: Луна, Солнце и др. которые вращают-ся вокруг общей оси.

Демокрит открыл атом. Бытие – это бесконечное число частиц, несу-щихся в пустоте. Когда они соединяются, это приводит к возникновению ве-щей.


5

 

Согласно учению Эмпидокла, Космос образован стихиями: огнем, воз-духом, водой, землей и силами: любовью и враждой.

Платон утверждал, что частица имеет сложную внутреннюю структу-ру; некоторые ее элементы могут переходит друг в друга.

Аристотель (IV-III в. до н.э.) создал систему знаний. В нее вошли зна-ния из физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Его основные работы: "Физика", "О происхождении и уничтожении", "О небе", "Механика", "О душе", "История животных". По Аристотелю материя – это то из чего состоит вещь. Чтобы стать вещью она должна принять форму. Материя находится в движении. Великая заслуга Аристотеля – создание ло-гики. Он сделал рассуждения предметом научного исследования. Разработал дедукцию как средство доказательства в математике, оптике, геометрии и т.д.

Философы стоики утверждали: мир – единый взаимосвязанный поток событий, где все имеет причину и следствия. Существует связь этики и фи-зики.

Эпикур также подчеркивал связь физики и этики, считал, что вещи де-лимы до бесконечности, а атомы имеют вес.

Евклид (IV-III в. до н.э.) систематизировал знания в математике. Архимед (III в. до н.э.) изобрел методы вычисления площадей поверх-

ностей и объемов тел. Он прославился как механик и инженер.

Во II- I вв до н.э. происходит упадок эллинистических государств; наука в них замирает, а Римская империя не выдвигает авторитетных ученых. В античности не было экспериментальной базы для теоретическо-


Го естествознания и науки.

 

Средневековая наука

 

К периоду средневековья относятся II - XIV-XV вв.

В этот период знание во многом заимствовано из античности. Процесс познания находится под контролем церкви. Тексты Священного писания не подвергаются никаким сомнениям. Существование любой вещи определено свыше. Формируется цензура. Все противоречащее религии запрещено.

В XII в. было запрещено изучение медицины и юридической литературы. Познавательная деятельность носит теологически-текстовый характер. Наиболее распространенным методом познания является дедукция. Считает-ся, что в мире нет объективных законов. Тем не менее, развивались алхимия и астрономия.

П. Абеляр – стремился разграничить веру и знание, предлагал сначала изучить религиозные истины, а затем решать верить в них или нет. В его ра-боте на 159 вопросов христианской догматики предложены ответы из цер-ковных писаний и показано, что не на каждый вопрос можно ответить "да" и "нет".

Систему образования вначале представляли монастырские школы, где готовили священников. Изучали латынь – язык Священного писания.


6

 

Арифметика получила форму мистического истолкования чисел из Библии. Музыку, в основном, представляли церковные песнопения.

Астрономия признавалась необходимой лишь для определения сроков наступления церковных праздников.

Однако стали возникать и светские школы. В г. Болонье в XI в. возник университет – центр изучения юриспруденции.

Особенность средневековой науки в том, что она представляла собой правила в виде комментариев. В это время начинает проявляться интерес к систематизации и классификации знаний.

На Востоке в Средние века наметился прогресс в математике, астро-номии, медицине. Начиная с VII в. арабы в короткий срок захватили боль-шие территории (Иран, Северная Африка, некоторые провинции Византии, часть бывшей римской империи, Армении, Индии). Был создан Арабский Халифат. В его городах строились обсерватории, библиотеки при дворцах и мечетях. Первым научным центром стал Багдад (конец VIII- начало IX в.). Греческое влияние отразилось в сочинениях арабов как систематичность, строгость доказательств, теоретичность. Большие достижения отмечены в ал-гебре: решение уравнений до пятой степени и извлечение корней этих степе-ней. Ученые арабского Средневековья внесли большой вклад в развитие ме-дицины (глазная хирургия). Была создана Самаркандская обсерватория.

Среднеазиатский ученый Бируни (X-XI в.) рассматривал вопросы ма-тематики, астрономии, физики, географии, геологии, метеорологии, ботани-ки, этнологии. Предположил, что Земля вращается вокруг Солнца.

Омар Хайям (XI-XII в.) был философом, поэтом, математиком. Создал солнечный календарь, написал "Комментарий" к началам Евклида.

Другими знаменитыми учеными были Авиценна (философ, врач, ма-тематик, астроном) и Захария Рази (IX-X в.), создавший медицинскую энцик-лопедию и выступавший против религии.

XV в. после убийства Улугбека центр развития естествознания и мате-матики переносится в Западную Европу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 1053.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...