Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика проведения уроков внеклассного чтения в младших и старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.




Совершенствованию техники чтения, расширению кругозора, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в школе и после ее окончания способствует правильная организация внеклассного чтения.

Мероприятия, которые проводят учитель, воспитатель и школа в целом:

1. Подготовительная работа в 1—2-м классах, в содержание которой входят: а) обязательное чтение детских книг, интересных и доступных для учеников данного возраста (можно оставлять от занятия 5—10 мин, чтобы почитать детям интересную книгу и дать им тем самым возможность расслабиться и отдохнуть от напряженной учебной работы). б) рассматривание учащимися иллюстраций в книге. в) изготовление и использование в работе с учащимися книжек-малышек с картинками, с подписями под ними в виде отдельных слов, предложений, коротких текстов.

2. Наглядная агитация: изготовление книжных стендов, витрин, специальные выпуски газет, рассказывающие о книгах. Наличие в классе уголка внеклассного чтения.

3. Организация первого знакомства с детской книгой, беседы учителя и библиотекаря со школьниками, демонстрация художественно оформленных книг, выступления учащихся класса с чтением сказок, стихотворений, драматизация фрагментов из художественных произведений в исполнении старшеклассников.

4. Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; подготовка библиотечных работников и актива библиотеки к этому дню, наглядный показ, как надо выбирать книгу, упражнение каждого ученика в самостоятельном выборе книги, в объяснении мотива выбора той или иной книги.

5. Чтение учителями, воспитателями отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно.

6. Составление списка книг для класса с учетом техники чтения учащихся и их подготовленности к усвоению содержания рекомендуемой литературы.

7. Проведение различного рода конкурсов и викторин в масштабах класса и школы с поощрением победителей; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.

Одно из методических требований к работе по внеклассному чтению — постоянный контроль учителя, воспитателя за чтением каждого ученика, за его умениями понимать сюжет произведения, сохранять интерес к нему. Контроль должен осуществляться в двух направлениях. Первое направление — это помощь детям в осознании читаемого.( специальный вопросник, на который учащиеся должны дать ответы в процессе чтения; проводит беседу, когда книга еще не дочитана, чтобы убедиться, понимают ли они содержание, вовремя дать объяснения). Второе направление — это учет прочитанных книг и заключительная работа после чтения. Виды работы могут быть разными: обобщающая беседа с учениками о прочитанных книгах (полезно, когда ее проводит и библиотекарь школы); оформление наглядного листка с изменением в каждом новом учебном году его внешнего вида и характера заполнения (предельно важное требование для сохранения у учащихся интереса к работе с ним). С 6-го класса вводится дневник учета прочитанных книг, что не исключает параллельного ведения наглядных листков.

Заключительным этапом контроля являются уроки внеклассного чтения, которые проводятся в соответствии с программными требованиями, начиная с 5-го класса, один раз в месяц.

Методика уроков внеклассного чтения должна реализовывать следующие принципы: подготовленность учащихся к урокам (на это отводится целый месяц); предельная самостоятельность школьников на самих уроках (достигается за счет длительной подготовки); праздничность уроков (нетрадиционные формы работы: различного вида игровые задания, подготовленные заранее выступления детей и др.).

Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются различные мероприятия, которые подводят итог чтению одной или нескольких книг одного автора, книг по определенной теме или какого-либо из литературных жанров. К таким мероприятиям могут относиться: праздники книги, конференции, вечера сказок, игра-конкурс, конкурс рисунков к литературным произведениям, конкурс чтецов и др.

 

Методика обучения написанию деловых бумаг в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида. Привести пример урока.

 

Деловое письмо-это спец.вид связной письменной речи,который состоит в ознакомлении учащихся с правилами составления различных документов.

Заводится отдельная тетрадь.

 

5кл.-оформление открытки.

6кл.-заметка в стенгазету,объявление.

7кл.-доверенность,расписка,заполнение и составление анкеты.

8кл.-телеграмма

9кл.-заявление,автобиография.

 

Методика ознакомления:

1этап — подготовительная работа, в ходе которой уч-ся показывается значение и необходимость использования той или иной бумаги в конкретной жизненной ситуации. (беседа или моделирование ситуации)

 

2этап — Показ и рассматривание учениками деловой бумаги (содержание,действие лица,реквизиты документа)

3 этап — анализ содержания, структуры и языкового оформления образца документа

Параллельно организовывается словарная работа.

4этап -коллективное заполнение такой же бумаги с несколько измененным содержанием.

5этап -самостоятельное заполнение подобной бумаги

 

Специфическим видом связной письменной речи является деловой документ. Работа над ним не только обогащает письменную речь учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни. Необходимость составлять деловые бумаги возникает у выпускников школы сразу после ее окончания. Программой специальной (коррекционной) школы предусмотрено обучение составлению многих видов деловых бумаг начиная с 4-го класса. Эта работа обычно связывается с необходимостью оформить нужный документ, например, подготовить объявление о праздновании в школе Нового года, составить телеграмму маме, заявление по поводу производственной практики и др. Обучение составлению любого вида деловой бумага происходит примерно в следующем порядке: 1)Раскрытие значения данного документа на основании проблемной ситуации (даём название документу). 2)Знакомство с документом, рассматривание образца. 3)Разбор образца документа: содержание документа; реквизиты документа (даты, подписи, печати, кто автор т кому предназначен документ). 4)Коллективное заполнение данного документа с изменённым содержанием. 5)Самостоятельное заполнение (своя проблемная ситуация). 6)Заполнение бумаг в соответствующем учреждении (почта, телеграф, завод и др.) или для собственных нужд. Как правило, вся работа по составлению деловых бумаг ведётся в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал. При этом школьники осваивают не только сам процесс составления того или иного документа, но и умение писать его по форме. Такая тетрадь в дальнейшем становится для учащихся своеобразным справочником. Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы для заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении умственно отсталые учащиеся оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...