Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цель, задачи и содержание обучения объяснительному чтению во 2-6 (7) классах и литературному чтению в 7 (8)-9 классах.




 

Обучение чтению во 2-9 кл. делится на 2 этапа: 1 этап: 2-6 кл.; 2 этап: 7-9 кл.

1 этап – объяснительное чтение

Цель: формирование и развитие навыков полноценного чтения. Название этого раздела впервые было введено К.Д.Ушинским.

Особенность объяснительного чтения:

1) учащиеся читают тексты близкие по содержанию их личному опыту;

2) чтение обязательно сопровождается разбором неизвестных и непонятных слов, уяснением смысловых отношений между фактами, явлениями, событиями, изображенными в худ. произведении.

На этом этапе ученики знакомятся с различными жанрами худ. произведений (сказки, рассказы, стихотворения, басни) + большое место занимают малые формы устного народного творчества ( потешки, пословицы, поговорки, песенки, заклички, считалки, загадки).

Задачи объяснительного чтения:

1) расширение кругозора учащихся;

2) уточнение и расширение представлений об окружающей действительности;

3) развитие мыслительной и речевой деятельности учеников в связи с анализом читаемого текста.

4) Формирование нравственных качеств и свойств личности.

На этом этапе тексты в книга для чтения преимущественно структурированы по тематическому принципу. Он позволяет структурировать тексты по определенным темам, которые имеют сквозной характер со 2 по 6 кл.

Темы:

· Изучение сезонных изменений

· Труд взрослых и детей

· Хорошие и плохие поступки

· Окружающая природа (до 4 класса)

Тексты в книгах для чтения могут группироваться по жанровому принципу (в основном отобран один раздел – народные сказки).

2 этап – литературное чтение

Цель: совершенствование навыков полноценного чтения.

На этом этапе расширяется круг чтения, учащиеся знакомятся с новыми для них жанрами художественной литературы (былины и баллады), продолжается изучение басен (в 4 кл.: Ильина - «Чиж и голубь»; Смирнова и Гусева – «Стрекоза и муравей», 5 кл.: Ильина – 1 басня; Бгажнокова – нет, 6 кл. - нет).

Особенностью литературного чтения является группировка текстов. Монографический принцип (изучается несколько произведений одного и того же автора). Хронологический принцип(все содержание книги для чтения разделено на 3 основных раздела: устное народное творчество; русские писатели XIXв.; русские писатели XXв.Внутри каждого раздела произведения располагаются в определенной временной последовательности).

Литературное чтение предполагает ознакомление учащихся не только с художественными произведениями отечественной и зарубежной классики, современных писателей, но также связано с ознакомлением учеников с элементами теории литературы.

Н-р: школьники узнают, что такое устное народное творчество;

Какие особенности характеризуют сказку (зачин, троекратный повтор);

Что такое рифма и др.

Изучение творчества каждого писателя или поэта предваряется деловой статьей,в которой описываются некоторые отдельные факты из биографии писателя, а также указываются те события, которые послужили причиной или стали прообразом появления литературного произведения.

Задачи:

1) Привитие интереса к самостоятельной работе с книгой;

2) Расширение кругозора и формирование читательской активности;

3) Воспитание внимания к языку писателя или поэта;

4) Нравственное воспитание.

Большинство произведений, с которыми ученики знакомятся на этапе литературного творчества, не связаны с личным опытом учащихся. Как правило, это произведение требующее от ученика осознания обстановки и времени, в которых описываются те или иные события.

 

 

23. Развитие связной устной речи на специальных уроках развития устной речи в 1−4 классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.

 

Наиболее сложной стороной речи является связная речь. Она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей.

На уроках грамматики источниками развития связной устной речи являются грамматический, орфографический и синтаксический анализы текста, работа с картиной, уточнение представлений школьников после проведенной экскурсии или внеклассного мероприятия с целью подготовки к письменной творческой работе.

Работа, направленная на развитие связной устной речи, на любом из уроков русского языка начинается с упражнения учащихся в диалоге. Основной вид упражнений — беседа учителя с учениками. Ее форма может быть непринужденной, не стесненной строгими рамками полных ответов на вопросы. Вместе с тем, учитывая, что речевая практика умственно отсталых детей предельно ограниченна и что одним из условий построения связного высказывания является развернутая форма предложений, наряду с непринужденным разговором осуществляется постоянная тренировка школьников в полных ответах на вопросы. Вот почему начиная с 1-го класса учитель постоянно чередует требования полных и кратких ответов. От класса к классу ответы становятся более развернутыми, включающими элементы монологического высказывания из двух, трех и более предложений.

В школьной практике используются такие виды связных устных высказываний: развернутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге; составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления.

Усвоение знаний о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на основе демонстрации предметов, тщательного изучения их признаков, наблюдения за предметами и явлениями в естественных условиях на экскурсиях, во время различных практических работ. Большое значение в познании окружающего мира имеет также слово учителя, которое направляет наблюдения детей, помогает осмыслить полученные впечатления, систематизировать их, установить причинно-следственные связи. Чаще всего в качестве словесных методов обучения на этих уроках используется беседа. Выявляя и уточняя знания учащихся в процессе беседы о предметах и явлениях, учитель обязательно предусматривает введение новой информации, с тем чтобы расширить представления детей об изучаемом материале. Дополнительные сведения по теме даются небольшими «порциями» и сообщаются, как правило, через рассказ учителя или чтение им текста об одном—трех интересных фактах. Например, по теме «Части тела грача» (3-й класс) можно прочитать небольшой рассказ из серии «Знаете ли вы?»: «Белый клюв — примета взрослого грача, у молодого он черный. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинок, насекомых и червей. При этом мелкие черные перышки вокруг клюва и на клюве стираются и он белеет».

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:

Называние предметов и их частей. Например, работа с таблицей «Чего не хватает?» по теме «Посуда» (3-й класс), когда учащиеся называют отдельные предметы посуды и указывают, какой части недостает каждому из них (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика, вилка без зубчика и т.п.). Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировки, сортировку объектов, выделяют четвертый лишний и т.п.

Называние действия или состояния изучаемых предметов. Например, игра в лото, учебной задачей которой является подбор не менее двух-трех действий, присущих предмету, после чего требуется закрыть его изображение на карточке фишкой.

Называние признаков. Так, по теме «Овощи, фрукты, ягоды» можно уточнить и расширить значение слова сочный. Школьникам предлагается из ряда предметов — плодов и корнеплодов (натуральные, муляжи или картинки) — выбрать сочные (предметный ряд: морковь, картофель, виноград, арбуз, яблоко, огурец). Далее необходимо распределить выбранные предметы от самого сочного к наименее сочному.

4.Работа с загадками. Эти упражнения помогают еще раз закрепить слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Надо иметь в виду, что школьники 1—2-го классов не в состоянии представить предмет, зашифрованный в сложных метафорических выражениях. Например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Дети только условно отгадывают такую загадку, не понимая ее содержание, поскольку не знают многих слов и не могут соотнести друг с другом образы морковки и девицы, земли и темницы. Для этих классов предпочтительнее загадки с более точными названиями признаков зашифрованного предмета. О той же морковке: «Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос». В этой загадке метафора основана на зрительно воспринимаемых признаках, легко сопоставимых с признаками зашифрованного предмета. В процессе работы с загадками учитель обращает внимание детей на то, как легко угадать предмет, о котором в загадке употреблены точные слова, характеризующие его особенности. Кроме отгадывания народных и литературных загадок учащиеся тренируются в самостоятельном составлении загадок, называя характерные признаки предмета. Например: «Два колеса, руль, рама, багажник» (по теме «Транспорт») или «Маленький, коричневый, трудолюбивый» (по теме «Насекомые»).

5. Сравнение предметов на основе определенных признаков (цвет, форма, размер и др.) или характерных действий. Чтобы избежать скучного однообразия, свойственного такому виду заданий, учитель может в качестве игрового момента использовать соревнование: какой ряд наберет больше общих или различных черт при сравнении двух предметов или явлений по теме «Курица и утка» (3-й класс) или «Ель и сосна» (4-й класс). Каждый ряд фиксирует количество набранных слов на цветной таблице с кармашками, вкладывая в них полоски со словами или их графическим изображением.

6.Анализ и синтез: разделение предмета на части и узнавание целого по его частям. Можно использовать игру в лото, на карточках которого нарисованы части различных предметов. Ведущий называет или показывает предмет по определенной теме, а ученики находят на своих карточках части этого предмета, называют их и закрывают фишкой нарисованную часть. Интересна работа с таблицами, на которых изображены одни и те же части различных предметов, например, по теме «Дикие животные» (4-й класс) таблица «Чьи это хвосты?», по теме «Птицы» (4-й класс) таблица «Чьи это клювы?» И др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...