Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы над стихотворением и басней в младших и старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида.




 

Стихотворение — это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру.

Для стихотворения эпического, или повествовательного, характера обязателен сюжет. (К.И. Чуковского «Мойдодыр» (3-й класс), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (4-й класс).

Методика работы с эпическим стихотворением совпадает с методикой чтения рассказов. Она направлена на выяснение сюжета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведения. Учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками или кадрами диафильма. Но особенности стихотворной формы предполагают и некоторую специфику в работе - подготовка учителя к выразительному чтению стихотворения, формирование этого навыка у учащихся, работа над образными средствами языка.

Лирические стихотворения («Осень! обсыпается весь наш бедный сад...» А.К. Толстого (4-й класс), «Вот север, тучи нагоняя...» А.С, Пушкина (5-й класс), «Лес, точно терем расписной...»). В этих стихотворениях нет развернутого сюжета, законченных характеров, поступков. В них описываются чувства и переживания человека, его настроения и мысли. Затруднения, которые испытывают УО дети связаны с обилием метафор, эпитетов и других выразительных средств языка.

Методика работы должна быть нацелена на создание у детей образного восприятия стихотворения, на проникновение в чувства поэта. Этому будет способствовать правильно организованная подготовительная работа (в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассматривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора).

После психологической подготовки учащихся к восприятию стихотворения оно выразительно прочитывается. Конец чтения сопровождается большой психологической паузой (дети остаются один на один со своими впечатлениями от прочитанного).

Далее школьники могут читать текст по частям, анализируя его и одновременно готовясь к выразительному чтению.

 

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» (5-й класс).

Перед тем как сообщить тему, педагог уточняет, какое время года наступило, что для него характерно. Вывешивает картину, например, работу Н. Ромазина «Зима» из серии «Времена года». Картина рассматривается, проводится короткая беседа по ней. Затем учитель называет тему урока и открывает портрет А.С. Пушкина. Школьники называют поэта, вспоминают, какие его стихи и сказки они читали, что знают о нем.

Учитель предлагает детям послушать его рассказ и еще раз рассмотреть картину: «Мы с вами совершим сегодня путешествие в далекое, далекое прошлое, когда жил Александр Сергеевич Пушкин. Однажды вечером поэт долго не мог заснуть. За окнами дома выл ветер. Он дул с севера. Этот ветер обязательно приводит за собой зиму. Утром поэт вышел на крыльцо. Земля была покрыта белым снегом. Под снежной пеленой скрылись поля, холмы, берег реки. Казалось, что на всю землю набросили огромный белый ковер, который лег волнами. Снег лежал на ветках дубов, елей. Его было так много, что кое-где он свисал с ветвей. Это зима так нарядила, украсила природу».

Последующие вопросы и задания могут быть такими: - О чем говорится в первых двух строчках стихотворения? (О севере.) - Что имеет в виду автор под словом север? (Ветер.) Докажите, что именно о ветре говорит поэт. {ДохнУл, завЫл.) Как я читала эти слова? (Растягивая у и ы). Почему? Прочитайте эти строчки. (Если надо, учитель вновь дает образец.) - Как назвал Пушкин зиму? За что он назвал ее так? Какое чувство испытывал поэт перед зимой-волшебницей? (Радость, восхищение.) - Прочитаем о том, что сделала зима. Но при этом будем помнить о восхищении автора ее действиями. - Как вы понимаете слово рассыпалась? Кто рассыпался и как? (Зима рассыпалась снегом.) - Что дальше сделала зима? Послушайте, как я читаю эти строчки: Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов. Какие слова я вьщелила голосом? Где я сделала паузы? Как вы представляете себе картину: «Клоками повисла на суках дубов»? - Прочитаем еще раз о том, что изменила зима в природе. (Читается текст до слова блеснул.) - Послушайте, как я читаю последние две строчки. Подчеркните карандашом слова, которые я выделила голосом. (Проверяется выполнение задания.) - Прочитайте эти строчки сами. (Идет уточнение интонации.) - Скажите, разве может мороз блестеть? Что же имеет в виду Пушкин? (Блестит на морозе снег.) - Кто мне скажет, описывает поэт один день или результат многих дней? (Многих дней.) Докажите. Что делает волшебница зима, когда подул ветер с севера? (Она идет.) А что говорит поэт о ней потом? (Она уже пришла.)

Стихотворение читается отдельными учениками по частям. Класс выставляет оценки за выразительность чтения.

 

Басня — это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Иносказание составляет специфику басни. За внешним ходом действия подразумевается иной смысл — осуждение тех или иных недостатков людей.

В специальной школе изучение басен начинают только с 4-го класса.

Своеобразие методической работы:

1. В подготовительной работе должны быть выявлены основные линии поведения персонажей. (перед изучением басни «Стрекоза и Муравей» (4-й класс) надо спросить, кто видел стрекозу, чем она занята летом; в процессе беседы подвести детей к употреблению таких слов и словосочетаний, как порхает, садится на листок, ловит и ест мошек, комаров, отдыхает в траве-мураве. Устанавливается мнение о стрекозе: веселая, резвая. Такая же беседа проводится и по поводу муравья. Обоих насекомых дети рассматривают либо на картинках, либо в коллекции).

2. Учитывая сложность языка басни можно проводить чтение басни по частям с одновременным разбором каждой. После такого разбора учитель прочитывает басню в целом, демонстрируя образец выразительного чтения.

3. Несмотря на нравоучительный характер басни, анализу подлежит прежде всего ее конкретное содержание. Последовательность и дробность вопросов при анализе поступков персонажей помогут подвести детей к пониманию основной идеи басни, а через нее и к восприятию морали.

(Например «Зеркало и Обезьяна» (6-й класс) вопросы ученикам: Кого Мартышка увидела в зеркале? Поняла ли она, что это ее собственный образ, что это она сама? - Можно ли сказать, что Обезьяна умная? Почему? - Как Мартышка характеризует тот образ, который она увидела в Зеркале? (Рожа, ужимки, прыжки, кривляка; слово ужимки поясняется.) Кому на самом деле она дает такую характеристику? - Докажите, что Обезьяна была к тому же еще и сплетница. («А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть».) - Прочитайте строчки басни, в которых Обезьяна говорит о своем превосходстве над другими. («Я удавилась бы с тоски...») - Какой же изобразил Крылов Мартышку? - Что вы можете сказать о Медведе? Какой он? Какой совет он дал Обезьяне? Что означает сочетание слов попусту пропал? - Приняла ли Обезьяна совет Мишки? Почему? - За что автор осуждает Мартышку? - В каких же словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их. («Чем кумушек считать трудиться...»)

Только после такого детального разбора можно задать учащимся вопрос, в ответе на который и будет заключена мораль басни. Этот вопрос может быть предложен в разных вариантах: чему учит басня? Что хотел сказать нам И.А. Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)

Работа над моралью басни отчасти совпадает с работой над аллегорией. Для более глубокого понимания идеи и морали басни уже в 4-м классе объясняется ее подтекст: действия животных на самом деле выражают суть поступков людей. Для конкретизации данного тезиса в процессе разбора басни учитель или сами школьники подбирают аналогичный случай из сегодняшней жизни.

4. Пересказывать басню не следует, так как ее язык неповторим, использовать его при пересказе учащиеся не смогут: исчезнут сатирические краски в описании событий. Рекомендуется после анализа басни читать текст по ролям, учить наизусть, драматизировать.

1) Подготовка учащихся к восприятию (мл. кл) чтению (ст. кл) произведения. Пример: подготовительная беседа, разговор на тематику произведения. Разобрать заголовок. 2) Первичное чтение. Либо вопрос задаётся перед чтением «сейчас я вам прочитаю, а вы мне ответите на вопрос» + эмоциональное отношение к прочитанному. 3) Разбор содержания с параллельным чтением Определить главных и второстепенных персонажей, поступки героев, при необходимости объясняется детям причина тех или иных поступков Выборочное чтение с подчёркиванием неизвестных слов, с последующей словарной работой. 4) Составление плана текста (деление на части) Выделяется самое главное (чаще всего в абзаце) и озаглавливают его В начальных классах пересказ текста по готовому плану 5) В ст. кл. Составление портрета главного героя 6) Заключительная работа. В зависимости от вида Стихотворение- выразительное чтение (д\з наизусть) Басня-драматизация (ст. кл), чтение по ролям.

 

 

11. Этапы изучения грамматики и правописания во 2−9 классах специальной (коррекционной) школе VIII вида. Показать на основе анализа действующих программ взаимосвязь и преемственность обучения грамматике и правописанию во 2−4 и 5−9 классах.

 

Программный раздел «Грамматика, правописание и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-й класс. Структурно процесс обучения по данному разделу распадается на два этапа: 2—4-й и 5—9-й классы.

1.Во 2—4-м классах. Цели - расширить речевую базу детей, восполнить в той или иной степени пробелы дошкольного речевого развития, подготовить школьников к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах, а главное — сформировать умение пользоваться им в речи.

Задачи:

1.Сформировать первоначальные языковые обобщения и познавательный интерес к языку. 2.Совершенствовать произносительную сторону речи. 3.Уточнять, расширять и активизировать словарный запас. 4. Учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение. 5. Обучить некоторым правилам орфографии. 6.Помочь овладевать связной устной речью и первоначальными навыками связной письменной речи.

Детей упражняют в наблюдении за фонемами, которые находятся в разных позициях (осы — оса, луг — луговой), в сравнении сходно звучащих фонем (Зина — Сима, ров —рёв), в установлении различия в их произнесении, формообразовании.

Со 2-го класса - учат различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий; знакомят с некоторыми предлогами как отдельными словами; формируют умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов; знакомят с некоторыми орфографическими правилами: обозначения мягкости согласных на письме, написания прописной буквы в начале предложения, правописания слов с непроверяемой безударной гласной.

В 3-м классе продолжают изучать темы «Название предметов и действий», «Предлог», узнают, что такое качества предметов, и дают им названия, упражняются в согласовании этих слов с именами существительными, прослеживают изменение окончаний в названиях предметов, учатся правильно употреблять их в речи, возможность распространять предложение по вопросам и менять формы слов в связи с вопросами. Знакомятся с орфографическими правилами - обозначение мягкости согласных в середине, правописание звонких и глухих согласных на конце слова и др.

В 4-м классе узнают о подлежащем, сказуемом, понятия «корень» и «родственные слова», , изучают правописание имен собственных, звонких и глухих согласных в середине слова, безударных гласных.

2.В 5—9-м классах изучается элементарный курс практической грамматики.

Цель - поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счет осознания ими основных законов языка.

Задачи : 1. Дать законченный круг знаний по грамматике. 2.На основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки. 3. Продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса. 4. Учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений. 5. Совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.

в 5-м классе предусмотрены знакомство с именем существительным, глаголом, прилагательным, изучение основных грамматических признаков имени существительного, его правописания в единственном числе, закрепление сведений о звуковой системе языка, расширение знаний о составе слова.

 В 6-м классе усложняется материал по словообразованию, происходят дальнейшая отработка грамматических признаков имени существительного, изучение склонения во множественном числе, знакомство с именем прилагательным, с его признаками и правописанием.

В 7-м классе - повторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи, введение понятия «местоимение», обогащение знаний о глаголе.

В 8-м классе повторяют ранее пройденный материал, расширяют сведения об изученных частях речи.

В 9-м классе вводятся для изучения новые грамматические категории — имя числительное и наречие.

 

 

12. Методика изучения темы «Звуки и буквы» во 2−4 классах специальной (коррекционной) школе VIII вида. Привести примеры фрагментов уроков по теме «Звуки и буквы».

 

в 1-м классе - учатся различать гласные и согласные звуки с опорой на наблюдаемую артикуляцию; дифференцировать оппозиционные звуки, в том числе те, которые произносятся с голосом или без голоса, тактильно контролируя этот процесс; устанавливать место звуков в слове, определять их последовательность.

Во 2—4-м классах продолжается формирование первоначальных фонетических обобщений. Дифференцируют твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, наблюдают за оглушением звонких согласных на конце слова. На базе первоначальных фонетических обобщений усваиваются и первые правила орфографии.

Темы данного раздела:

Различение мягких и твердых согласных. Прежде чем вводить соответствующие термины для обозначения данных групп звуков, необходимо поупражнять в умениях слышать разницу в произносимых звуках, точно воспроизводить их. (игры - «Эхо», «Магнитофон», «Раз, два, три — без ошибок повтори»).После вводятся термины: м — произносится твердо, это твердый согласный; мь — произносится мягко, это мягкий согласный.На следующем уроке школьники познакомятся с первым способом обозначения мягких и твердых согласных на письме. («Наоборот», «Не ошибись» - учитель произносит твердый согласный, ученик отвечает произнесением мягкого согласного и наоборот).

 «Звонкие и глухие согласные звуки и их различение». Используется в 1-м классе различный цвет для обозначения парных звонких и глухих согласных в «Городке букв», карточки со звоночком и без него, тактильное ощущение дрожания гортани. Начиная со 2-го класса вводятся - коричневый цвет для парных глухих согласных и зеленый — для звонких, светофорчики того же цвета для дифференциации оппозиционных звуков, прикладывание ладоней к ушам для обозначения звонких согласных и спокойное положение рук на парте — для обозначения глухих и др.

1. Различение на слух оппозиционных звуков, слогов и слов с ними в речи учителя (показать букву з, теперь с, слог са, а затем за, картинку, где нарисована зима, а теперь — Сима).

2. Восприятие на слух и повторение пары звуков, слогов, слов вслед за учителем, а затем за учеником.

3. Самостоятельное составление задания для товарища с последующим контролем за выполнением.

4. Дифференциация оппозиционных звуков, слогов и слов с этими звуками в начальной позиции, употребление соответствующей терминологии для обозначения данных фонем.

5. Дифференциация оппозиционных звуков в изолированной позиции, в слогах и словах в любой сильной позиции.

 «Ударение, ударные и безударные гласные» (изучается поэтапно со 2-го по 4-й класс).

Изучение темы начинают с разбора двухсложных слов, смыслоразличителем которых является ударение.

Рассматривают картинки (кружки и кружки), называют изображенные на них предметы, подбирают подписи и устанавливают, что буквенный состав слов одинаковый, а предметы, которые они обозначают, разные. Для того чтобы дети почувствовали разницу в произнесении слов в зависимости от места значка ударения, можно провести игру «Найди ошибку и исправь ее». Игра выполняется по рядам. Учитель записывает на доске слова и отмечает по ходу игры ударные гласные. При этом значок ударения может быть поставлен в некоторых словах неверно, например, «мОлоко». Ученики, по очереди из каждого ряда, читая слова, произносят их в соответствии со значком ударения и дают свое заключение о правильности или ошибочности расстановки значков.

Изучение темы начинают с разбора двухсложных слов, смыслоразличителем которых является ударение. Школьники рассматривают картинки (кружки и кружки), называют изображённые на них предметы, подбирают подписи и устанавливают, что буквенный состав слов одинаковый, а предметы, которые они обозначают, разные. Учитель убирает картинки и спрашивает, можно ли, прочитав слова, узнать, какие предметы они называют; предлагает послушать, как произносится каждое слово (утрирует ударный звук), и найти соответствующие картинки, расположить их в том порядке, в каком были произнесены слова; спрашивает, как дети сумели угадать, какой предмет был назван. Последовательность разбора может быть такова: — Какой звук я произнесла громко и протяжно в этом слове? Послушайте внимательно. А какой в этом? — Прочитайте первое слово. Какой звук мы произнесли протяжно, громко, «ударили» голосом? — А теперь прочитайте второе слово. Какой звук здесь мы «ударили», выделили голосом, произнесли громко, протяжно? — Посмотрите, как я покажу это на письме. (Ставит знак ударения и объясняет, что он обозначает.) — На что похож значок ударения (на гвоздик, на барабанную палочку)? — Чем мы «ударяем» звук, когда произносим слово? — Чем мы «ударяем» букву на письме? — Запишите слова, поставьте значок ударения. Гвоздик забивайте аккуратно, чтобы букве не было больно. Посмотрите, как сделала это я. После записи слов учитель просит школьников обратить внимание, на какой букве поставлен значок ударения — на гласной или согласной. Дальнейшая тренировка может осуществляться путём произнесения имён детей и обыгрывания ситуации «В лесу» (А-ня, О-ля!), а также в игре «Продавец». Ученик, исполняющий роль продавца, предлагает свой товар и выкрикивает его название (Куукла! Купите кууклу!). Различение ударения в других двухсложных словах происходит в процессе произнесения их детьми и учителем, особенно пока ещё второклассники не научились слышать себя. Для отработки прочного навыка в определении ударных гласных необходимо научить детей произносить слова, акцентируя голосом любой из гласных звуков. Умственно отсталые школьники могут выполнять расстановку значков чисто формально, не контролируя себя произношением и не улавливая неверное звучание слова. Для того чтобы дети почувствовали разницу в произнесении слов в зависимости от места значка ударения, можно провести игру «Найди ошибку и исправь её». Игра выполняется по рядам. Учитель записывает на доске слова и отмечает по ходу игры ударные гласные. При этом значок ударения может быть поставлен в некоторых словах неверно, например, «мОлоко». Ученики, по очереди из каждого ряда, читая слова, произносят их в соответствии со значком ударения и дают своё заключение о правильности или ошибочности расстановки значков. В случае неверной фиксации на доске гласной как ударной ученик называет ту гласную букву, на которую надо перенести значок. В зависимости от полноты ответ ученика оценивается одним или двумя баллами. В конце игры подводят итог, объявляется ряд - победитель.

 

13. Методика изучения первоначальных лексических обобщений во 2−4 классах специальной (коррекционной) школе VIII вида. Привести примеры фрагментов уроков по изучению слов, обозначающих название, действие и признак предмета.

 

Во 2-м классе впервые вводятся темы «Предмет» и «Название предмета». Детям предлагают назвать вещи, которые лежат на столе у учителя; посмотреть и назвать предметы, которые находятся в классе. Затем узнают предметы на картинке. Затем вводятся одушевленные имена сущ.

Первая грамматическая категория, с которой начинается работа - число имен сущ. (хорошо использовать картинки букваря, специальный дидактический материал - где, нарисован шар, а где — шары, назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов). Во 2-м классе дети осознанно изменяют слова уже и на смысловое содержание. С 3-го класса внимание детей начинают обращать на окончания (сравнивают, чем различаются картинки, чем отличаются друг от друга записанные слова).

С помощью упражнений (без терминологических обозначений) отрабатываются: умение понимать значения слов, различающихся суффиксами оценки («где таз, а где тазик»); умение называть с опорой на предметные картинки предметы, различающиеся по величине (заяц — зайчик); умение сравнивать предметы и называть их также с опорой на картинки (стул — большой, а стульчик — маленький); умение сравнивать слова, имеющие различные оценочные суффиксы; умение использовать слова с оценочными суффиксами, обозначающими маленький предмет или имеющими ласкательное значение (Ира — имя девочки, Ирочка — ласковое имя девочки).

Начинается в 3-м классе работа по родовой группировке слов (слова, обозначающие одушевленные предметы и фиксирующие принадлежность к определенному полу - Ира, Олег, учитель, учительница, тигр, тигрица). Упражнения: распределяют слова по вопросам с использованием притяжательных местоимений мой, моя. (желательно подготовить фотографии родственников некоторых учеников класса). Учитель, показывая фотографии, каждый раз спрашивает: «Это чей папа?», «Это чья мама?», «Это чей брат?», «Это чья сестра?» (добиваться ответа с нужными местоимениями). На доске записываются два вопроса: чей? и чья? Дети, группируя фотографии, вписывают с помощью учителя слова в соответствующие столбики. В 4-м классе вводится подстановка местоимения к словам среднего рода.

Самой сложной грамматической категорией является форма падежей (абстрактность по сравнению с числом и родом имени).

С целью активизации падежных форм используются практические действия («Миша, положи книгу. Куда положил книгу Миша? — Миша положил книгу в стол»), разыгрывание ситуаций («Угадай, что делал Сережа. — Сережа чистил зубы»); составление предложений по предметным и сюжетным картинкам; ответы на вопросы; работа с деформированными предложениями. В 3 классе - ведут целенаправленное наблюдение за изменением слов в зависимости от вопроса, учатся ставить морфологические и синтаксические вопросы (над чем? где?).

На примере В.п. в значении объекта действия последовательность отработки:

1. Выполнение действий по заданию учителя: «Лена, возьми ручку», «Саша, возьми пенал». 2. Составление предложений о Лене и Саше: «Что взяла Лена?», «Что взял Саша?» 3. Запись предложений на доске и в тетрадях. 4. Наблюдение за изменением гласных на конце слов (окончанием): «Это что?» (Ручка.) «Что взяла Лена?» (Ручку.) 5. Составление схемы с выделением окончаний. 6. Конструирование предложений на основе предметных картинок. 7. Введение слов, обозначающих одушевленные предметы. Составление предложений по картинкам. 8. Составление схемы. 10. Дополнение предложений по вопросам. Зина нарисовала (что?).... 11. Составление предложений по схеме и схематичным рисункам. 12. Работа с деформированными предложениями. Сестра, для, сшила, кукла, платье.Мы, лесу, в, малина, собирали. 13. Составление предложений с использованием двух слов в винительном падеже. Я ждала с работы (кого?)... и... (брат, сестра). 14. Составление предложений по сюжетным картинкам.

В 3-м и 4-м классах - форма Р.п. в разных значениях (учат активно использовать в речи ): Р.п. принадлежности (книга у кого? — у Тани; книга чья?, кого? — Тани), места и направления действия (встал где?, у чего? — у стола, дошел до чего? — до стола), части предмета (лист чего? — дерева), отсутствия предмета (нет чего? — карандаша).

Д.п. - для обозначения лица, на которое направлено действие (писал кому? — брату), места или направления действия (гребу куда? к чему? — к берегу, бегу где? — по дороге).

П.п. - для обозначения места действия, предмета мысли или речи (рассказываю о ком? — о друге), а также в значении объекта действия со словами играть на ... . Последним изучается Тв.п., так как для него характерно многообразие окончаний (-ой, -ей, -ом, -ем, -ью) и он особенно часто употребляется УО детьми с ошибками.

 

 

Тема «Названия действий» отрабатывается сначала на словах, указывающих на деятельность одушевленных предметов. (легче, так как семантика последних близка представлениям школьников о самих действиях - глаголы движения, обозначающие трудовые и игровые процессы: бежал, строгал, бросал). Позднее вводят слова, обозначающие действия неодушевленных предметов (река течет, деревья растут), и, наконец, слова, называющие состояние, чувства, мыслительную и речевую деятельность человека (краснеть, радоваться, думать, рассказывать).

В процессе закрепления названий действий ученики тренируются в умении практически пользоваться различными грамматическими категориями глагола, такими, как число (2-й класс), время, род в прошедшем времени (3-й класс), лицо (4-й класс). Образование этих форм и употребление их в речи выполняются на основе речевых ситуаций, образцов, вопросов.

В работе с названиями действий школьники вновь возвращаются к изученным формам имени: числу (2—4-й классы), роду (3—4-й классы). После разбора грамматических признаков рода выполняются упражнения с другими названиями предметов и действий.

В работе по данной теме некоторое место должны занимать упражнения с образными средствами языка, когда учащиеся сравнивают предложения: Девочка смеется. — Гриб смеется. Вместе с детьми устанавливается, в каком предложении говорится о том, что бывает в жизни, а в каком — о том, что бывает в сказке.

 

 

Знакомство с названиями признаков предметов начинается со слов, которые фиксируют признаки предметов, воспринимаемые органами чувств (цвет, форма, величина, вкус, материал).

Изучается начиная с 3-го класса (вычленение качества или свойства предмета представляет для учеников значительную сложность - это обусловлено недостаточностью аналитико-синтетической деятельности).

При знакомстве с этой темой на 1-ом уроке учитель предъявляет детям 4 предметные картинки (помидор,вишня,мяч,машина) на каждой из которых представлены предметы, объединенные каким-либо признаком (общий признак-красный)

Учитель показывает на первую картинку и спрашивает: «Что нарисовано на 1-ой картинке?» - «Помидор» - «Помидор по цвету какой?»(выставляется сразу картинка с вопросом) -«Красный»(Учитель записывает рядом с вопросом после ответа детей) - «Что нарисовано на 2-ой картинке?» -«Вишня» - «Вишня по цвету какая?» (выставляется карточка с вопросом) -«Красная»(Учитель записывает рядом с вопросом) -«Назовите слова, которые обозначают признак предмета по цвету» -«Красный,красное,красная,красные» - «На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признак предмета?» -«Какой?Какая?какое?какие?»

Затем учитель предлагает 4 картинки с изображением других предметов, которые объединены общим признаком.

Затем - обучения постановке других вопросов (кроме какой? Какая? Какое? какие?) какого? Какому? Каким? О каком? О какой? Какую? Упражнения: Изменять слово по вопросу, если оно дано в начальной форме. Например: На (какой?) (высокая) березе распустились первые листочки. Также предлагается работа с деформированным предложением, где все слова в начальной форме.

Учащимся предлагают подобрать слова противоположные по значению. Например: сахар по вкусу (какой?) сладкий,а лимон по вкусу (какой?) кислый.

Также учащимся предлагается сравнить предметы по одному или нескольким признакам и обозначить их словами.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...