Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения письму в букварный период обучения грамоте. Привести примеры фрагментов урока.




 

Методика ознакомления с начертанием рукописных букв.

Знакомство с начертанием буквы: - Показывают изображение рукописной буквы на различных носителях: в букваре, на доске, специально изготовленных карточках, на картинках в азбуке и т.д. - Молчаливое рассматривание начертания буквы детьми в течении 1 мин. - Разбор по составу букву с опорой на технологическую карту начертания буквы- под руководством учителя подсчитывают количество элементов, называют каждый из них, определяют последовательность написания каждого элемента в букве. - Комментированное письмо буквы учителем: учитель пишет на доске букву и обращает внимание детей на основные моменты ее начертания. Затем учащиеся комментируют написание вместе с учителем. - Закрепление графического образа буквы. Научить использовать разные приемы: письмо буквы в воздухе, письмо мокрой кисточкой на доске, ощупывание рукописной буквы в направление письма, ощупывание. - Письмо буквы в тетрадях или прописях. (Первоначально обводка карандашом тонкой линии, обводка по пунктиру, обводка по точкам, письмо с опорой на образец).

Методика соединения букв в слоги и слова. (не ставится в качестве обязательно требования безотрывное соединение букв в слоги. Для предотвращения побуквенного копирования слогов - приписывание букв друг к другу является проговаривание слогов в слух).

Обучение списыванию и письму на слух. 1.Дословное списывание, или списывание без изменения образца 2.Списывание с дополнительно пропущенной буквой или слога, т.е. с изменением образца.

При обучению списыванию необходимо, чтобы учащиеся выполняли последовательно ряд действий: -прочитать(слог, слово, предложение) -провести звуковой анализ слога или слова ( определить количество звуков и их последовательность, определить гласный или согласный звук, слово- определить количество слогов и последовательность звуков в них). -списать слог. -сравнить полученную запись с образцом под руководством учителя.

Более сложным видом деятельности по сравнению со списыванием является письмо на слух. На каждом уроке письма необходимо использовать упражнения под диктовку, когда учащиеся пишут на слух отдельные буквы, слоги и слова из усвоенных слоговых структур.

Цель: форм-ие первоначальных элементарных навыков письма. Задачи: 1. Овладение умением обозначать звуки речи рукописными буквами. 2. Формирование умения соединять рукописные буквы, слоги в слова. 3.Овладение основными видами письма (списывание и письмо на слух). 4. Формирование пропедевтических знаний в области правописания и грамматики. Содержание опред-ся в соответствии с вариантом программы: 1 вар. -обучение письму осущ-ся в 4 этапа; 2 вар - в 3 этапа. Письмо для учащихся предоставляет трудности, поэтому необходимо предусмотреть в ходе урока смену деятельности ученика. Для предотвращения механического копирования рекомендуется перед тем, как записывать слоги и особенно слова, проводить звуко-слоговой анализ. Он может сопровождаться составлением моделей слова и схем, а так же в некоторых случаях учащиеся могут выкладывать слово из букв разрезной азбуки. Списывание как один из видов учебных заданий. 2 вида списывания: дословное (без изменения образца); со вставкой пропущенной буквы или слога. Обучение начертанию рукописных букв. Работа организована в следующей последовательности: 1. Рассматривание образца написания буквы. 2.Анализ состава буквы. 3.Комментированное письмо буквы. 4.Упражнение на запоминание графического образа буквы. 5.Письмо буквы в тетрадях или прописях. Обучение соединению букв в слоги и слова. При этом обучении нужно иметь в виду, что для учеников не является обязательным требованием безотрывного письма. Отдельную букву и соединение букв учащиеся должны писать отрывая руку от поверхности листа. Однако, нужно заботиться о том, что буква и тем более слог, учащ-ся воспринимали на письме как единое целое. Если при написании слога ученики отрывают руку от листа при переходе от 1-ой буквы к др., то они не должны при этом приписывать предыдущей букве последующую, т.е. рассматривать как цепочку отдельных несвязанных между собой букв. Поэтому, обязательным условием является проговаривание слога целиком в процессе записи. Проговариванию необходимо учить. Для этого учитель показывает на доске как следует написать слог и сопровождает свое письмо громким проговариванием. Затем можно предложить детям тот же слог, написать в воздухе и сопроводить движение руки проговариванием. Если у учащихся, получается, совместить движение руки с одновременным проговариванием, учитель может предложить детям такие упражнения: - дети обводят слог ручкой (обратным концом), либо карандашом и сопровождают проговариванием; либо обводят слог закрытой калькой или др. матовой бумагой и совершают движение с проговариванием слога. - учитель пишет слог, а учащиеся вместе с ним проговаривают. При соединении букв в слоги учащиеся могут допускать разные ошибки: 1. Нарушение пропорции букв( как по высоте, так и по ширине). 2.Могут пропускать соединительные вспомогательные линии, вследствие чего образуется «слипание букв». 3. Элемент первой буквы становится первым элементом второй буквы. Для предотвращения нарушения пропорций букв, учитель может отчеркивать красным цветом нижнюю и верхнюю линии строки, для того, чтобы ученики не выходили за ее пределы, и в тоже время писали буквы не отступая далеко от начала. Для предотвр-ия 2 и 3 вида ошибок, учитель и при показе написания слога на доске, а так же в тетрадях, выделяет красным цветом место соединения 2-х букв, либо целиком соединительную линию. Письмо слогов является обязательным элементом урока в течении всего букварного периода. Методика обучения видам письма в букварный период. К основным видам письма в букварный период относится списывание и письмо на слух. Дети овладевают 2-мя видами списывания: 1. Дословным. Направлено на формирование у учащихся графических навыков, а так же навыков самоконтроля. Оно организуется в следующей последовательности: В течении 1-го полугодия ученики в основном списывают с рукописного текста и постепенно путём списывания отдельных слогов, слов, переходят к списыванию печатного текста. В процессе списывания необходимо, чтобы ученики не копировали механически образец. Для этого прежде чем приступить к списыванию, ученики, во-первых, прочитывают то, что подлежит записи, во-вторых, если необходимо, объясняют значение слова или смысл предложения, например, соотносят текст с иллюстрацией. В-третьих, проводят звукобуквенный анализ. Слово делят на слоги, опр-ют послед-ть звуков в слове, четко произносят каждый слог. Если необходимо, то соотносится схематическая модель слова или предложения. В-четвертых, приступают к списыванию с обязательным орфографическим проговариванием по слогам( обязательно в букварном периоде, может быть во всех начальных классах). При этом в 1 кл. как правило все ученики проговаривают громко, но постепенно во 2- 3 кл., возможен шепот, в 4 кл. некоторые ученики могут обходиться без внешней речи. В 1 кл. учитель должен проговаривать орфографически, а не орфоэпически, поскольку для списывания слова, написания которого может расходиться с написанием и произношением. В процессе списывания развивается навык самоконтроля, выражается в том, что после завершения записи ученик под руководством учителя проводит сравнение с образцом. Если у ученика есть ошибки и он их не заметил, необходимо обратиться к схеме слова или предложения. Более сложное списывание – списывание заданий. В 1 кл. ученики учатся списывать слова со вставкой пропущенной буквы или слога. Перед этим нужна подготовительная работа, которая проводится так: учитель показывает детям предмет или картинку, ученики называют, произносят слово целиком и по слогам. Учитель выставляет карточку под картинкой, на которой записано это слово, но в нем пропущена буква или слог. Ученики устно анализируют слово, определяя на слух количество слогов, выделяя последовательно каждый слог с тем, что записано. 2. Письмо на слух. Самый сложный вид, поэтому на каждом уроке на разных его этапах обязательно должны быть включены задания для письма под диктовку. Письмо на сух начинается с письма отдельных букв. В течении всего 1 кл. письмо слогов, слов и предложений сопровождается обязательным предварительным звукослоговым разбором, составлением модели слова или предложения. На 1-ых этапах рекомендуется выкладывать составленное слово/слов из букв разрезной азбуки. Для записи на слух предлагаются только те слова, написание которых не расходится с произношением. Рекомендуется проговаривать и сразу же делать проверку.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 402.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...