Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика изучения имени существительного. Привести пример урока по одной из тем (по выбору студента).




 

По 1-му варианту программы (Воронкова) изучение имени существительного в основном проходит в 5 классе. На 6-й годобучения отводится 1 тема - это склонение имени существительного множественного числа. В 8 классе так же изучается 1 тема-это существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе. По 2-му варианту программы изучение имен существительных, так же как и других частей речи изучается по концентрическому принципу(постепенное усложнение), что предполагает ознакомление учащихся с новыми грамматическими признаками на протяжении всех лет обучения и в каждый год учащиеся должны ознакомится с определенным количеством признаков. Кроме того, автроры 2-го варианта программы предусматривают ознакомление учащихся с разными группами существительных по лексическому значению: 5кл: животные, растения, название мебели, транспорта; 6кл: слова обозначающие материал, профессии, состояние человека.

Авторами программ и учебников не предусмотрен ввод термина "часть речи". Это связано с тем, что учащиеся с интеллектуальным недоразвитиемсклонны к смешению понятий "часть речи" и "член предложения". Они усваивают это понятие формально, не понимая смысла.

Этапы усвоения имени существительного:

1)знакомство с понятием "имя существительное", уточнение лексического значения

2)знакомство с грамматическими признаками: одушевленность,неодушевденность, собственное,нарицательное, число и изменение по числам, род, изменеие по падежам, 3 склонения,

3)изучение правописания существительных единственного и множественного числа, обращается внимание на единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2,3 склонения единственного числа и существительных множественного числа.

1) На этапе введение понятия учитель опирается на знания учащихся,полученные ими в предшествующие годы и связанные с изучением темы слова, обозначающие название предмета. Учитель выставляет на набороное полотно картинку на которой изображена репа и просит детей вспомнить, как называется сказка в которой говорится обэтом овоще (-репка). под картинкой учитель записывает это слово или выставляет заранее приготовленную карточку. Затем просит детей рассказать содержание сказки и по ходу рассказа выставляет картинки (дед, бабка....). Ученикам предлагается записать под каждым словом вопрос Что?Кто? Учитель справшивает: что обозначают слова? (предметы). После этого учитель вводит термин и понятие существительное. Существительные-слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обохначают предмет. По Воронковой: существительное-часть речи, которая...Затем учащимся предлагается из разных текстов выбрать существительные, которые обозначают растения, названия трав, деревьев, животных, птиц, рыб и поставитиь к каждому вопрос. На этом же этапе проводится словообразовательная работа, например: образовать однокоренное существительное от прилагательного: храбрый-храбрец, грустный-грусть; от глагола: убирать-уборка.

2)На 2-м этапе происходит знакомство с грамматическими признаками. 1-й грамматичечкий признак с которым знакомятся учащиеся-одушевленность и неодушевленность. Подготовка к изучению этой темы происходит во 2-4 классах: слова обозначающие живые и неживые предметы. Учащимся прелагается выписать из текста существительные в 2 группы (кто?/что?) Слова даны в начальной форме. Получается 2 столбика. Учитель спрашивает, что обозначают слова из 1-го столбика(-людей и животных). Существительные, которые обозначают людей и животных-это одушевленные. Что обозначают слова во 2-м столбике? (другие предметы). Это неодушевленные существительные. Для закрепления: продолжить список одушевленных и неодушевленных существительных, ставить к каждому вопрос.

С термином имена собственные учащиеся познакомились еще в 4-м классе , до этого изучали правописание большой буквы в именах людей, кличках, названий улиц и городов. С термином имя нарицательное дети знакомятся только в 5-м классе. Обощаются и сисиематизируются знания о том, какие слова пишутся с большой буквы. Например: жила девочка Роза, у нее была подруга Лилия. У них был был сад, в которм росли лилиии и розы. Составляется 2 столбика: 1-девочка Роза, подруга Лилия, 2- цветы лилия и роза. Учиталь: почему существительные в 1-м столбике записаны с большой буквы? (-это имена)Почему слова во 2-м столбике записаны с маленькой буквы? (-это не имена). Для закрепления учащимся предлагается выписать в 2 столбика другие существительные: Каспийское море, степь...

Число имен существительных изменеие по числам. Эта тема подготовлена для изучения в начальной школе: слова, обозначающие 1 или несколько предметов. Существительные, обозначающие 1 предмет-это существительные единственного числа. Существительные, оюозначающие несколько предмето-это существительные множественного числа. Окончания: ед.ч. : -а, - , -о, -е, -я; мн.ч. : -и, -ы, -я.

Род имен существительных - 5 класс. Сложность заключается в том, что учащиеся не изучают материал, подготавливающий к усвоению этой темы и сложно соотнести грамматический признак рода с каким-либо признаком, характерным тому или иному предмету. Поэтому вначале вводятся только те существительные в которых отмечается совпадение лексического значения и грамматического: животные или семья. Так же есть существительные среднего рода, которые нельзя совместить с действительностью. Необходимо знакомит детей с понятием род, используя существительные сразу 3-х категорий. Существительные, к которым можно подставить слова "он мой" - мужского рода; "она моя"-женского; "оно мое"-среднего.

Изменение существительных по падежам.

Склонение имен существительных: 1: муж.р. -а, -я, ж.р. -а, -я; 2: муж.р. - , ср.р. -о, -е; 3: ж.р. Основное внимание обращается на правописание безударных окончаний. После достаточного количества упражнений учащиеся должны усвоить правописание безударных окончаний существительных единственного числа 1,2,3 склонения.

6 кл: по программе Воронковой идет изучение склонений существительных во множественном числе, важно обратить внимание учеников на то, что существительные во множественном числе не различаются по родам, а значит не различаются по склонениям. Усваивается единообразное написание ударных и безударных окончаний. Алгоритм определения безударного окончания: 1)поставить ударение 2)поставить вопрос 3)определить окончание.

7кл: учащиеся знакомятся со сложными существительными с соединительной гласной -о, -е или без нее.

8 кл: дети знакомятся с существительными, которые употребляются только в ед.ч. (пальто, метро) или только во мнодественном (ножницы)

9 кл: знакомство со сложносокращаемыми словами и абривиатурами

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...