Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика изучения темы «Состав слова». Привести пример урока по одной из тем (по выбору студента).




 

В процессе изучения этой темы у учащихся формируется ряд словообразовательных понятий, таких как: корень, приставка, суффикс, окончание. Для эффективности работы необходим определенный уровень развития мыслительной деятельности детей, в частности таких операций, как анализ, синтез, обобщение.

Дети знакомятся с понятием родственные слова и общей частью родственных слов (корень). Выпиcать из текста выделенные слова и доказать, что они явл. родст. Значение кажд. объяснить, в объяснении использовать слово от кот. образ. эти слова. После найти общую часть, и учитель показ. как её выделить графически. После нахожд. общ. части уч-ль обобщает все признаки и вводит термин и понятие (слова, кот. близки по смыслу и имеют общ. часть назыв. родственными). Затем учащиеся знакомятся с понятием корень. Используется игра "почему так названо".

Даны пары слов чай -чайник, хлеб-хлебница. Учащиеся объясняют значение второго слова через первое. Выделяется общая часть и учитель вводит понятие и термин: общая часть родственных слов называется корень. Для закрепления: 1)записать родственные слова с корнем "стол" 2) вставить корень в слова "мороз" за...ить; ...ец. Учитывается, что у 4-классников еще недостаточно развиты мыслительная и речевая деятельность, возникает необходимость предупреждать появление ошибок, которые м.б. связаны с тем, что во-первых дети относят к группе однокоренных слов слова, которые имеют 1 корень, но разные по значению во-вторых, близки по значению его не имеют общего корня. Для предотвращения ошибок:

 1) игра 3-1 лишний: вода, водить, водичка;

 2) докажи, что эти слова не являются родственными: быстрый, быстрота, скорый.

2.Осн. этап (начин. в 5 кл). На основном этапе выделяется ступень ознакомления со значимыми частями слова и ступень формирования орфографического навыка, точнее навыка правописания частей слова.

Дети должны познак-ся со всеми значимыми частями слова. Т.к. любая часть слова явл-ся грам. понятием, его надо определитьть по совокупности не менее чем 2х признаков: 1)место части в слове; 2)значение.

При ознак-ии с понятием «корень» и «однокор. слова» дети опираются на знания получ. в 4 кл. о родственных словах и корне. Детям предлаг. текст в кот. выделены некот. слова (родина, родились, родное) – надо доказатьть, что они явл. родственными. После, уч-ль сообщ., что родственные иначе назыв. однокоренными. Закрепление: образ-ть от слов отвеч-их на вопр. «что?»(кто?) однокор-ые отвеч-е на вопр. «какой?» или «что делает?» (лес, лесной). Затем образ-ть от этого же слова (кто?что?) однокор.с тем же вопр. (лес-лесник, кот-котенок). Подобр.к слову однокор. сл. обознач. профес. людей или их занятия.

При изуч. понятия «окончание» детям предлаг. прочит. упр-е в учебнике, кот. включ. в себя 2 текста. Надо поставить к повтор-ся слову в кажд. тексте вопрос и выпис. их вместе в столбики. (пила (что?) игла (что?) и т.д. по падежам) «Чем отлич. слова?» (буквами на конце слова). Уч-ль показ. как обознач. эту часть слова. «Почему у разн. слов буквы на конце разн?» (т.к. отвечают на разн. вопр). Изменяемая часть слова назыв-ся окончанием. Предлаг. деформир. предлож-е в кот. все слова в нач.ф. В процессе разбора дети приходят к выводу, что для связи слов надо их изменить по вопр-ам и для этого исп-ся оконч-я. Закрепление: упр-е на вставку пропущ. оконч-й.

При изуч. приставки уч-ль предлаг. иллюстр-ии в учеб-ке либо текст в кот. имеются такие слова, как: выходит, переходит, заходит, входит. В обоих случ. слова выпис. в столбик. Надо найти и выдел. корень. Затем назвать ту часть, которая стоит перед корнем. Учитель сообщает, что часть слова перед корнем - это приставка и показывает ее граффическое обозначение.

Суффикс – самая сложная для усвоения часть слова. Надо иметь в виду что дети могут путать суф. с оконч. Первыми предлаг-ся слова в кот. кроме корня и суф. есть и оконч. (домики). Дети выдел. корень и оконч., уч-ль просит назвать часть слова между корнем и оконч. Как и при изуч. приставок уч-ль закрывает эту часть слова и дети опред-ют её знач-е (служит для образ-я новых слов). После дети с пом-ю уч-ля повтор-ют осн. признаки суф. – место и значение. На след. уроке дети знаком-ся со словами с нул. оконч. Предлаг-ся упр-я на образ-е группы однокор. словс пом-ю одного какого-л суф-са (напр с суф: ик, ок, ск и т.д).

Затем, на 2-й ступени мы знакомим детей с правописанием гласных и согласных в частях слова

5 класс: безударные гласные в корне, парные звонкие и глухие в корне, удвоенные и непроизносимые согласные в корне, безударные окончания имен существительных

6 класс: приставка на гласный или согласный, безударные окончания прилагательных.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...