Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы по формированию осознанного чтения. Привести примеры использования приемов работы по формированию осознанного чтения на различных этапах урока.




 

Осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

- Подготовка к восприятию текста. В младших классах требует создания наглядной конкретной ситуации, лежащей в основе текста.(Экскурсии в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов). В виде беседы, в процессе которой актуализируются имеющиеся в опыте детей представления, понятия.

- Словарная работа, следует проводить на разных этапах урока. (для каждого этапа не более двух—четырех слов).

- Анализ изобразительных средств художественного произведения. Простого объяснения значения и роли выразительных средств недостаточно. Сравнение (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий) слов, употребленных в прямом и переносном значениях, составление картинного плана, широкое использование приема зарисовок. 

- Первоначальное чтение произведения играет большую роль в правильном восприятии текста (выразительно прочитанный рассказ помогает учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без достаточного еще осознания всех связей, лежащих в его основе).

- Анализ текста производится в процессе повторного чтения или совмещается с первичным чтением произведения. В младших классах текст анализируется, как правило, индуктивным путем, т.е. от частного к общему (внимание акцентируется на отдельных существенно важных моментах и дети постоянно подводятся к пониманию всего произведения в целом). В старших классах предлагаемые вопросы ориентированы на выяснение смысла поступков героев, связи событий, их причинной обусловленности.

- Закрепление содержания осуществляется в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, показа кинофильмов, соотнесения отдельных мест текста с иллюстрациями; изготовления макетов, лепки и зарисовки персонажей; установление сходства и различия между прочитанным произведением и конкретной жизненной ситуацией.

- Работа над составлением плана начинается с 3-го класса, картинный или словесный план в младших классах составляется коллективно, при постоянной помощи со стороны учителя. Заголовки к частям рассказа подбираются в виде вопросительных, повествовательных и реже — назывных предложений. В старших классах эта работа становится более сложной, а самостоятельность повышается.

-Самостоятельно пересказыватьпрочитанное начинают с конца второго года обучения, а в 1-м и 2-м классах они в основном передают содержание текста по вопросам. (ученики подкрепляют пересказ демонстрацией действий, показом соответствующих событий на картинках, самостоятельными зарисовками). Учащиеся старших классов упражняются в различных формах пересказа (выборочный, полный, краткий, с изменением лица), что и способствует более полному осмыслению прочитанного.

- Обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произведению (часто сопровождается творческой деятельностью школьников). Виды творческой деятельности: выполнение рисунков к тексту, изготовление макетов, альбомов, инсценировки, а в старших классах, кроме того, сочинения на различные темы, связанные с прочитанным, изложение коротких отрывков.

Методика работы по формированию выразительного чтения. Привести примеры видов и приемов работы.

 

Выразительность чтения — это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений.

Виды и приемы работы:

1.Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в 1-м классе — для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания. (придерживаться утрированно четкой артикуляции одного изучаемого звука или оппозиционных фонем. При этом исключается скандированное чтение)

2. Хоровое чтение — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.

3. Подражание образцу выразительного чтения. Данный прием в младших классах специальной школы является ведущим.

4. Чтение по ролям, драматизация текста. (используется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло).

5. Специальные упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств (соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения, читать достаточно громко и внятно).

с 3-го класса обращать внимание детей на авторские характеристики речи персонажей, («прошептал», «вскрикнул», «испуганно произнес»), предлагать им самостоятельно передать при чтении указания автора.

Чем старше класс, тем более осознанной для детей становится работа над компонентами речевой интонации. В процессе анализа произведения устанавливается наличие логических пауз, выделяются слова, которые несут смысловое ударение, определяются темп чтения каждого абзаца, тон и сила голоса.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...